Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Использование двигателей переменного тока (асинхронных и синхронных), в системах промышленного регулируемого электропривода, открывает широкие возможности для значительного повышения производительности механизмов и как следствие усовершенствования технологии производства, снижения себестоимости и повышения качества продукции.

Эти машины характеризуются большим диапазоном мощностей (от нескольких ватт до тысяч киловатт), весьма разнообразны по конструктивному исполнению, применяемым охлаждающим средам, системам охлаждения и т. д.

Недостаточная изученность тепловых процессов в электродви¬гателях и отсутствие надежных инженерных методов расчета нагрева новых конструкций предопределили рассмотрение в данной работе прежде всего моделирования тепловых процессов таких машин.

В работе рассматривается вопросы нагрева электродвигателя с обдуваемой оболочкой, как наиболее распространенного и характерного типа закрытых асинхронных электродвигателей.[6].

Наиболее эффективным, а в большинстве случаев практически единственно возможным способом регулирования скорости двигателя переменного тока является частотное регулирование. Электромашинные преобразователи с регулируемой частотой вследствие ряда свойственных им недостатков (большая установленная мощность оборудования, низкий к.п.д., инерционность и др.) не получили широкого распространения.

Значительно более перспективными являются вентильные преобразователи частоты, которые при рациональном проектировании оказываются свободными от недостатков электромашинных.

Развитие полупроводниковых преобразователей для питания двигателей переменного тока, с регулируемыми выходным напряжением и частотой идет по двум направлениям:

-вентильные преобразователи с промежуточным звеном постоянного тока и автономным инвертором;

- вентильные преобразователи без звена постоянного тока с непосредственной связью питающей сети и цепи нагрузки.

В преобразователях первого типа при питании их от промышленной сети переменного тока необходимыми элементами являются выпрямитель и автономный инвертор. Функции регулирования частоты выходного напряжения осуществляет инвертор, а напряжения — выпрямитель. Иногда обе функции осуществляет инвертор, а выпрямитель выполняется неуправляемым. Известно большое количество схем преобразователей частоты с промежуточным звеном постоянного тока.

В преобразователях второго типа питание производится непосредственно от сети переменного тока без промежуточного выпрямления.

При использовании непосредственного преобразователе не составляет труда с помощью системы управления получить на выходе ток, по форме близкий к синусоидальному, что может оказаться особенно полезным при работе на двигатель средней и большой мощности. Но преобразователям частоты без звена постоянного тока присущи и некоторые недостатки. В частности, они потребляют из сети значительную реактивную мощность. Характерным недостатком, вытекающим из самого принципа работы преобразователя, является ограничение верхнего предела рабочих частот он составляет половину частоты питающего напряжения.

Так как в промышленности большинство двигателей выпускается на частоту 50 Гц, то в данной работе для исследований был выбран автономный инвертор напряжения с широтно-импульсной модуляцией и асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Учитывая, что выходное напряжение автономного инвертора имеет не чистую синусоидальную форму, а в следствии и токи статора и ротора несут пульсирующий характер, то следует проверить, не перегревается ли двигатель при таких условиях.[1]

1. Актуальность темы

В данное время тепловые процессы в электродвигателях изучены недостаточно и отсутствуют надежные инженерные методоы расчета нагрева новых конструкций в данной работе прежде всего моделирования тепловых процессов таких машин. В работе рассматривается вопросы нагрева электродвигателя с обдуваемой оболочкой, как наиболее распространенного и характерного типа закрытых асинхронных электродвигателей.

2. Цель и задачи исследования

Основной задачей данной работы является исследование теплового состояния асинхронного двигателя при питании от автономного инвертора напряжения с широтно-импульсной модуляцией. Нагрузка на валу двигателя будет постоянной и соответствовать номинальной, а частоты питающего напряжения инвертора будем изменять по закону:

Интерес теплового состояния двигателя в системе ПЧ-АД представляет, потому что выходное напряжение инвертора имеет не синусоидальную, а импульсную форму и вследствие этого токи статора и ротора двигателя имеют синусоидальную, но пульсирующую формы. Т.е. в гармоническом составе токов присутствуют гармоники отличные от основной. Согласно теории особенно это проявляется на пониженных частотах выходного напряжения. Поэтому в работе исследуем формы токов и напряжения при частотах выходного напряжения f = 50, 25 и 10 Гц.

3.Исследование тепловых режимов в системе ТПЧ-АД

При моделировании системы ТПЧ-АД были получены кривые токов статора, ротора двигателя при номинальном моменте нагрузки, а также кривая выходного напряжения преобразователя.

Доказано, что на нагрев двигателя наибольшее влияние оказывают нечетные гармоники. Для анализа будем учитывать основную составляющую и 3, 5 и 7 гармоники выходных сигналов токов и напряжения. Для выделения указанных составляющих гармонического состава разработана модель.

Модель для выделения гармонических составляющих

Рисунок 3.1 – Mодель для выделения гармонических составляющих

Основным блоком данной модели является блок Fourier пакета SIMULINK, имеющий следующие параметры:

Параметры блока Fourier

Рисунок 3.2 – Параметры блока Fourier

В поле Fundamental frequency f1 (Hz) указывается частота входного сигнала блока, а в поле Harmonic n (0=DC; 1=fundamental; 2...) указывается номер гармоники которую нужно выделить. На осциллографе наблюдаем кривую соответствующую указанной гармонике.

Для учета этих составляющих в тепловой модели двигателя на входы падаем не один синусоидальный сигнал, а сумма сигналов соответствующих выделенным гармоникам.

Блок учета гармонического состава тока статора

Рисунок 3.3 – Блок учета гармонического состава тока статора

Каждый такой блок объединен в Subsystem с названиями GS, GSU, GR – соответственно сумма гармоник сигналов тока, напряжения статора и тока ротора. Т.о. модель для исследования теплового состояния двигателя при учете пульсирующих входных сигналов имеет вид:

Тепловая модель двигателя с учетом гармонического состава

Рисунок 3.4 – Тепловая модель двигателя с учетом гармонического состава

Первый опыт проводится при моделировании системы ТПЧ-АД с частотой выходного напряжения f = 50 Гц.

После анализа полученных ранее графиков тока статора и ротора и выходного напряжения инвертора при помощи модели выделения гармонических составляющих сведем данные в таблицу 3.1

Гармонический состав токов и напряжения при
fc = 50 Гц, fr = 0.8547 Гц.

Таблица 3.1 – Гармонический состав токов и напряжения при fc = 50 Гц, fr = 0.8547 Гц.

Как видно третья гармоника отсутствует во всех кривых токов и напряжения, а основная гармоника соответствует номинальным параметрам, полученным при питании двигателя напряжением синусоидальной сети.[8]

По результатам моделирования получим графики перегревов с учетом пульсаций токов и напряжения.

Параметры блока Fourier

Рисунок 3.5 – Перегревы ротора θCu2 , обмотки θCu1 и железа θFe1 статора при питании от ТПЧ с частотой f = 50 Гцi>

Сведем в таблицу средние температуры, полученные при подаче на тепловую модель синусоидальных токов и напряжения промышленной частоты f = 50 Гц и кривые последних полученные в системе ТПЧ-АД.[2]

Перегревы при питании от промышленной сети и в системе ТПЧ-АД

Таблица 3.2 – Перегревы при питании от промышленной сети и в системе ТПЧ-АД

Сравнивая результаты моделирования видно, что перегревы в системе ТПЧ-АД при f=50 Гц выше для ротора на 8 °С, обмотки статора на 5 °С и железа статора на 4 °С. Из полученных графиков возможно увидеть, что перегрев отдельных частей в двигателе, при номинальном момент нагрузки и номинальной частоте питающего напряжения, практически не изменяется относительно режима работы двигателя при питании в системе ТПЧ-АД при f = 50 Гц.

Таким образом, использование разработанной модели преобразователя частоты для питания двигателей в промышленных установках разного рода не приводит к изменению перегрева частей двигателя, то есть не вызовет нарушения его нормального теплового режима при работе с номинальной частотой.[7]

Далее исследуем тепловое состояние двигателя при пониженной частоте питающего напряжения инвертора f = 25 Гц.

В процессе моделирования системы ТПЧ-АД получим следующие осциллограммы:

Тепловая модель двигателя с учетом гармонического состава

Рисунок 3.6 – Выходное напряжение инвертора при fz = 25 Гц

Фрагмент тока статора при Мс = Мном

Рисунок 3.7 – Фрагмент тока статора при Mc=Mном

Фрагмент тока ротора при  Мс = Мном

Рисунок 3.8 – Фрагмент тока ротора при Mc=Mном

Скорость двигателя при   Мс = Мном

Рисунок 3.9 – Скорость двигателя при Mc=Mном

Из графика скорости видно, что скорость при том же момете нагрузки составляет 720 об/мин.

При гармоническом анализе токов ротора, статора и выходного напряжения инвертора получили следующие результаты:

Гармонический состав токов и напряжения при
fc = 25 Гц, fr = 0.9091  Гц.

Таблица 3.3 – Гармонический состав токов и напряжения при fc = 25 Гц, fr = 0.9091 Гц.

На основе полученного гармонического состава рассчитаем превышения температур отдельных частей двигателя над корпусом. Полученные графики приведены на (рис.3.10).

Перегревы ротора <b><i>θ<sub>Cu2</sub></i></b>
, обмотки <b><i>θ<sub>Cu1</sub></i></b>
 и железа <b><i>θ<sub>Fe1</sub></i></b> статора при питании от ТПЧ с частотой f = 20 Гц

Рисунок 3.10 – Перегревы ротора θCu2 , обмотки θCu1 и железа θFe1 статора при питании от ТПЧ с частотой f = 25 Гц


Анимация (количество кадров:6, количество циклов:7, объем: 12,6 кБ)

Сведем в таблицу средние температуры, полученные при подаче на тепловую модель напряжения инвертора частоты f = 25 Гц и кривые токов ротора и статора полученные в системе ТПЧ-АД.

 –  Перегревы при питании от промышленной сети и в системе ТПЧ-АД.

Таблица 3.4 – Перегревы при питании от промышленной сети и в системе ТПЧ-АД.

Далее исследуем тепловое состояние двигателя при пониженной частоте питающего напряжения инвертора f = 10 Гц.

В процессе моделирования системы ТПЧ-АД получим следующие осциллограммы.

Выходное напряжение инвертора при fz = 10 Гц Мс = Мном

Рисунок 3.11 – Выходное напряжение инвертора при Fz= 10Гц Mс= Mном

Скорость двигателя при  fz = 10 Гц Мс = Мном

Рисунок 3.12 – Скорость двигателя при Fz= 10Гц Mс= Mном

Фрагмент тока статора при   fz = 10 Гц Мс = Мном

Рисунок 3.13 – Фрагмент тока статора при Fz= 10Гц Mс= Mном

При гармоническом анализе токов ротора, статора и выходного напряжения инвертора получили следующие результаты:[5]

Гармонический состав токов и напряжения при
fc = 25 Гц, fr = 0.9091  Гц.

Таблица 3.5 – Гармонический состав токов и напряжения при fc = 10 Гц, fr = 1.2658 Гц.

На основе полученного гармонического состава расчитаем превышения температур отдельных частей двигателя над корпусом. Полученные графики приведены на (рис.3.14).[9]

Перегревы ротора <b><i>θ<sub>Cu2</sub></i></b>
, обмотки <b><i>θ<sub>Cu1</sub></i></b>
 и железа <b><i>θ<sub>Fe1</sub></i></b> статора при питании от ТПЧ с частотой f = 10 Гц

Рисунок 3.14 – Перегревы ротора θCu2 , обмотки θCu1 и железа θFe1 статора при питании от ТПЧ с частотой f = 10 Гц

Сведем в таблицу средние температуры, полученные при подаче на тепловую модель напряжения промышленной сети с частотой f = 50 Гц и при питании от инвертора напряжения при частотах выходного напряжения f = 50, 25 и 10 Гц.

Превышения температур частей двигателя при различных частотах питающего напряжения

Таблица 3.6 – Превышения температур частей двигателя при различных частотах питающего напряжения

Выводы

Таким образом, использование преобразователя частоты на базе автономного инвертора напряжения с широтно – импульсной модуляцией для питания двигателей в промышленных установках разного рода приводит к изменению перегрева частей двигателя, то есть вызывает нарушение его нормального теплового режима при работе с номинальной нагрузкой.

Следовательно двигатели которые серийно выпускаются использовать в таких условиях невозможно.[4]

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты. В дальнейшем будет проводится ряд экспериментов, исследование и доработка имеющихся результатов.

Список источников

  1. Г.Г. Счастливый «Нагревание закрытых асинхронных электродвигателей» – Киев «Наукова думка», 1966г.
  2. Ю.С. Забродин «Промышленная электроника: учебник для вузов» – Москва «Высшая школа», 1982г.
  3. Костерин С.И., Финатьев Ю.И. – В кн.: «Теплопередача и охлаждение электрических машин» изд. ЦИНТИЭлектропром, Москва, 1963г.
  4. Шнейдер П. «Инженерные проблемы теплопроводности» Москва, 1960
  5. Hak J. «Archiv fur Electrotechnik», 1956.
  6. Постников И.М. «Проектирование электрических машин» Гостехиздат, Киев, 1960г.
  7. Уэйкерли Д. Проектирование цифровых устройств / Д. Уэйкерли. – М.: Постмаркет, 2002. – Том 2. – 528 с.
  8. Breeding K. Digital design fundamentals / K. Breeding. – Prentice Hall, 1992. – 446 pp.
  9. Holdsworth B. Digital logic design / B. Holdsworth, C. Woods. – Prentice Hall, 2002. – 519 pp.