Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Актуальность темы

В условиях конкурентной, динамично развивающей экономики важным требованием является обеспечение роста результативности и эффективности решения проблемы качества отечественной продукции благодаря новым подходам к этой проблеме, в том числе роз заработки моделей перехода на более высокий уровень качества. По мере усложнения технологических систем, все сложнее контролировать процессы, происходящие в них, так как проследить все возможности фирмы, поведение исследовательской системы при всех возможных внешних воздействиях и при отклонениях значений внутренних параметров становится просто невозможно. Кстати, в работе (Занг В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / Пер. С англ. – М .: Мир, 1999. – 355С.) делается вывод о том, что процессы технологических изменений свойственна неопределенность . Технологические изменения характеризуют инновациями, то есть изменением производственной функции.

Неотъемлемой стороной инновационного продукта, как товара, является стоимость. Специфика потребительской стоимости инновационного продукта влияет на определение его стоимости и метода ценообразования. Согласно теории стоимости, величина стоимости товара должна определяться общественно необходимым временем на его создание. Сложность формирования цен на инновационный продукт связана с тем, что его объектами являются не только материальные, но и идеальные субстанции, которые не находят полного материального воплощения и не отражают стоимости в рамках трудовой теории стоимости, ограниченной материальным производством [1].

Цели и задачи магистерской работы

Цель работы состоит в поиске максимально эффективной методики ценообразования на ииновационную продукцию

Основные задачи:
–рассмотреть и определить сущность и содержание понятий цена, ценообразование, инновационная продукция;
–исследовать сущность и проблемы развития ценообразования на инновационную продукцию на предприятиях Украины;
–определить структуру затрат на инновационный продукт;
–рассмотреть особенности ценообразования на инновационный продукт в Украине;
–выделить и структурировать задачи управления ценообразованием на инновационную продукцию;
–изучить особенности решений при установлении цены;
–исследовать существующие источники информационного обеспечения инновационных процессов;
–изучить риски;
–разработать рекомендации по совершенствованию ценообразования на инновационную продукцию.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются промышленные предприятия Украины. Предметом исследования – теоретические и методологические особенности ценообразования на инновационную продукцию на промышленных предприятиях Украины.

Содержание работы

1. Научно-теоретические основы ценообразования

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги, цена является рыночной характеристикой товара, в ней отражаются интересы производителей и потребителей. При командном управлении в условиях централизованного ценообразования экономикой процесс формирования цены происходит в сфере производства, цены определяются только в зависимости от затрат на производство товара и оказание услуги, при непосредственном участии государственных органов до начала процесса производства. В итоге рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Не вызывая дальнейшего изменения цен спрос фиксируется на их уровне по заранее заданной программе. Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции, где сталкиваются спрос на товар и услугу, предложение, полезность предлагаемых товара и услуги, целесообразность их приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный товар, оказанная услуга и цена на них проходят проверку на рынке, где формируется окончательная цена товара и услуги [2]. Цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или производителем товара и услуги в этом принципиальное отличие рыночного ценообразования от затратного в командной системе управления, государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Цены играют важную роль и в предпринимательской деятельности каждого предприятия, так как от их уровня зависят конечные результаты деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в определении рынков сбыта продукции, целесообразности производства товара и оказания услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций. Функции цен приведены на рис. 1.

Функции цен

Рисунок 1 – Функции цен

Цели ценоообразования: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателю доля рынка, завоевание лидерства по показателю качество продукции, проведение политики снятия сливок, или сбора урожая, краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции, максимизация текущей прибыли. Обеспечение выживаемости предприятия – становится главной в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняется политика конкурентов, предприятие может столкнуться с проблемой затоваривания складов из–за неправильно организованного процесса производства или сбыта. Предприятие вынуждено устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей [3]. Цену снижают до тех пор, пока ее величина покрывает часть переменных и постоянных издержек производства продукции. Завоевание лидерства по показателю доля рынка. Если предприятию принадлежит самая большая доля рынка, то у него будут самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Лидерство по показателю доля рынка, неизменно ведет к стремлению к максимальному снижению цен и стремлению добиться определенного приращения доли рынка. Завоевание лидерства по показателю качество продукции. Предприятие устанавливает максимальную цену на свою продукцию, объясняя это улучшением показателя качества продукции, здесь должны быть достаточно высокие затраты на НИОКР. Высокой ценой на свою продукцию, предприятие может формировать престижный спрос на свою продукцию. Проведение политики снятия сливок, или сбора урожая – используя благоприятно складывающуюся на рынке ситуацию, например, неограниченный рост цен, неустойчивый курс национальный валюты, кризис экономики, резкий скачок инфляции, дефицитность данного продукта на предприятие за короткий срок получает прибыль, во много раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных условиях функционирования рынка, далее предприятие начинает постепенно снижать цену, стараясь привлечь к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности обеспечить дальнейшее поступление прибыли. Краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции [4, 5]. Используя благоприятно сложившуюся конъюнктуру рынка, предприятие устанавливает очень низкую цену на свою продукцию, стремясь реализовать как можно больший объем продукции, имея достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен. Принцип максимизации текущей прибыли – выбирает такую цену, которая обеспечивает максиму поступлений текущей прибыли и наличности, а также максимум возмещения затрат, текущие финансовые показатели для предприятия важнее долговременных. Предприятие должно рассчитывать два основных показателя, опираясь на которые оно строит свою деятельность: спрос на продукцию и издержки производства [6]. Принципы ценообразования приведены на рис. 2.

Принипы ценообразования

Рисунок 2 – Принципы ценообразования

2. Методические основы ценообразования на инновационную продукцию

После проведения предварительных операций предприятие приступает к выбору метода ценообразования. Расчеты предполагаемой базовой цены, осуществляют путем применения различных методов, хотя окончательный уровень цены определяется рынком. Цена, рассчитанная каким либо методом, представляет собой предварительную величину, позволяющую предприятию оценить ситуацию, и в дальнейшем уровень цены корректируется с учетом скидок, надбавок, действующей системы налогообложения и инфляционных процессов [7]. Выбор конкретной методики зависит от того, какие цели организация поставила перед собой, каковы ситуация на рынке и потребительские характеристики производимых и реализуемых товаров. Каждый из методов ценообразования имеет свои преимущества и недостатки и по-разному влияет на уровень цены. Шевчук Д.А выделяет основные методы ценообразования, которые используются в практике рыночного ценообразования и делит их на четыре группы: методы, ориентированные на затраты, методы, ориентированные на спрос потребителей, параметрические методы и методы, ориентированные на конкурентное окружение. Методы, основанные на учете затрат, отражают ориентацию на продавцов, являются традиционными и довольно распространенными, что обусловлено наличием необходимой информации у предприятий, простотой расчетов, возможностью определить нижнюю границу цены, позволяющей возместить понесенные расходы. Однако они имеют недостатки: не учитывается уровень спроса и может сложиться ситуация, когда из–за высокой цены товар не будет реализован; затратная цена не отражает меры ценности товара для покупателей; игнорируется влияние цен конкурентов и их поведение.

Можно условно выделить пять вариантов формирования цены, ориентированных на затраты:
– на основе полных издержек (издержки +);
– на основе предельных издержек (маржинальных издержек, сокращенной себестоимости, прямых затрат);
– на основе дохода с оборота;
– на базе рентабельности инвестиций;
– с учетом безубыточности [811].

3. Методические рекомендации относительно усовершенствования ценообразования ни инновационную продукцию

При установлении цены необходимо учитывать и возможную реакцию основных групп потребителей. Она тесно связана с ожиданиями потребителя и репутацией производителя. Потребитель скорее предпочтет приобрести продукцию по более высокой цене, но с хорошо зарекомендовавшей себя маркой. Но при этом следует избегать формирования неблагоприятного общественного мнения о так называемой избыточной прибыли, даже при хорошей репутации производителя. Это может подтолкнуть потребителя сделать заказ туда, где появится приемлемая альтернатива. Приступая к решению вопроса об установлении окончательной цены на свою продукцию необходимо помнить, что определение ее размера не может осуществляться без учета ситуации на рынке и общей стратегии предприятия [12]. Практика показывает, что окончательный размер цены должен определяться руководителями служб маркетинга, сбыта, экономики и финансов. У каждого из их свои представления об уровне цены и потому порой приходится делать не одну итерацию, чтобы прийти к пониманию. В заключении обобщены основные результаты работы, систематизированы выводы и обоснована степень достижения поставленных целей и задач исследования. Главным фактором, учитываемым при установлении цены, является изучение цен конкурентов. Реальные и потенциальные конкуренты всегда пытаются оценить структуру цен и прибыли производства. Реальные конкуренты будут стремиться предлагать такую же или лучшую продукцию, а потенциальные – стремиться выйти на рынок, если, по их мнению, прибыль может быть высокой. Цена является наиболее заметной из всех составляющих конкурентоспособности и, следовательно, ее изменения быстрее обнаруживаются и вызывают ответную реакцию. Изменения других элементов могут быть менее заметными, их труднее обнаружить и организовать ответные действия. Именно при установлении цен на новые товары или услуги главное состоит в том, чтобы цены (как и сами товары или услуги) было легко понять, чтобы клиент увидел, что цены отражают действительную стоимость товара или услуги, которая усиливает доверие клиента к компании, ведет к повторным покупкам [1315]. Активная политика компании снижает степень неуверенности клиента, если речь идет о новой услуге или товаре, мотивирует доверие клиентов.

Выводы

Ценовая политика – это деятельность предприятия, направленная на достижение его главной цели с помощью цен.
Различают три основных задания ценообразования:
– увеличение объемов продаж;
– получение наибольшей прибыли;
– сохранение существующего состояния.

Последовательность разработки ценовой политики инновационного предприятия:
1. выбор цели;
2. определение спроса;
3. анализ расходов;
4. анализ цен конкурентов;
5. выбор метода ценообразования;
6. восстановление окончательной цены;
7. разработка системы модификации цен;
8. ценовая стратегия для разных сегментов рынка

Список источников

  1. Пикус, Р. В. Оценка предпринимательского риска / Финансы Украины. – 2004. – № 5 – С. 88.
  2. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент 4 изд, СПБ.: Питер, 2004. – С. 229–254.
  3. Алкличев, А. Політика цін і вплив на економічні процеси / Економіст. 1998. – № 5 – С. 31–39.
  4. Тепман, Л. Н. Риски в экономике. – Москва, 2002. – С. 21–28.
  5. Пильцер Безграничные богатства / в сб. Новая волна на Западе. М., 1998. – С. 411.
  6. Булатов, А. С. Экономика – Москва: Юрист – 2002.– С. 549.
  7. Лукинов, И. И. О вопросе про концепцию и современную модель современного экономического развития Украины. Экономика и управление № 1 (38), 2003. – С. 3–6.
  8. Витлинский, В. В., Верчено, В. И., Наконечный, С. И., Компаниченко, О. С. Система количественных оценок риска / Финансы Украины. – 1998. – № 2 – С. 98–183.
  9. Шуляк, П. М. Ціноутворення: Навчально-практичний посібник. – 2-е вид. – М.: Видавництво Дашков, 1999. – С. 425.
  10. Дугіна, С. І. Маркетингова цінова політика / С.І. Дугіна ; Київ. нац. екон. ун–т. – К. : КНЕУ, 2005. – С. 393.
  11. Мігай, Н. Б. Формування методики визначення ціни на науково-технічну продукцію / Н.Б. Мігай / Проблеми науки. – №1. – 2011. – С. 36–41.
  12. Овчинникова, М. О. Роль ціноутворення в формуванні ринкових відносин / М. О. Овчинникова / Актуальні проблеми економіки. – № 6. – 2004. – С. 117–123.
  13. Евдокимов, Ф. И. Комплексная оценка эффективности инновационных проектов / Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. – 2001. – № 76 – С. 59.
  14. Сєріков, А. В. Ціноутворення на промислову продукцію з врахуванням її споживчої вартості / А. В. Сєріков, О. В. Білоцерківський / Актуальні проблеми економіки. – № 4. – 2006. – С. 97–103.
  15. Подмешальська, Ю. Ціноутворення на підприємствах машинобудування України / Ю. Подмешальська / Схід. – № 3. – 2009. – С. 104–107.

Примечание

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2016 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.