ДонНТУ   Портал магистров

Взгляд на историю Отечества

История – свидетель прошлого, свет истины, живая память,
учитель жизни, вестник старины.
Марк Туллий Цицерон

Начало отечественной истории представляется нам удивительным и едва не беспримерным случаем. Разрозненные славянские племена недовольные распрями, которые были вызваны народовластием, приходят к выводу жизненно необходимой смены политической власти и возвращение к единственно справедливой и непредвзятой, по мнению славян, норманнской системе. Возвращение варягов, которых за несколько лет до этого судьбоносного решения славяне изгнали, позволяла вернуть былые законы, традиции и прекратить распыление социальной энергии на губительные для народа процессы. Опираясь на совет новгородского старейшины Гостомысла, славяне потребовали властителей от варягов. Если это предание летописца Нестора истинно, то Гостомысл достоин бессмертия в русской истории.

Вещий Олег

История государства русского начинается, по летоисчислению Нестора, в 862 г. и связана с прибытием в Новгород Рюрика, в Белоозеро Синеуса и в Изборск Трувора. Эти три области связанные узами родства их правителей стали называться – Русью, по имени князей варяго-русских. После смерти Синеуса и Трувора старший брат Рюрик присоединил Белоозеро и Изборск к своему княжеству и основал российскую монархию. Еще одним успешным мероприятием варягов было завоевание Киева Аскольдом и Диром. Именно благодаря походам этих властителей на Константинополь славяне увидели метафизический смысл христианской веры своего врага, уверовали и посеяли зерна истины на своих языческих землях. Память о Рюрике как первом самодержце российском, вписана золотыми буквами в нашу историю. Это событие стало исходным пунктом в создании государства на разрозненных славянских землях и начале длительного пути к своему величию и процветанию.

После смерти Рюрика в 879 г. правителем при малолетнем наследнике Игоре, становится князь Олег. Всю силу и энергию Древней Руси Олег ориентирует на собирания земель славянских под управлением единого государства российского. Олег завоевывает все земли от Новгорода до Киева. Объединение славян новгородских, смоленских и киевских в единое духовное, культурное и политическое целое стало колоссальным событием в нашей истории, которое придало государственную форму славянским племенам. Окрыленный успехами завоевательной деятельности Олег нацелен на дальнейшее собирание славянских земель под единое крыло. Учитывая выгодное географическое положение Киева, а также желание быть в непосредственной близости к дальнейшей экспансии своих войск Олег провозглашает Киев матерью городов российских. В течении нескольких лет Олег овладел землею днепровских северян и радимичей, освободив их от хазарской дани, уничтожил господство хана в Витебской и Черниговских землях, вышел к берегам Сулы, завоевал Подольскую, Волынскую и часть Херсонской области и наложил дань на Константинополь. Этот огромный по своему масштабу поход позволил значительной части славянского народа освободиться от хазарского влияния и объединиться в единое политическое и духовное пространство. Уже через несколько десятилетий на этом пространстве были созданы все условия для органического развития народа в рамках единого исторического будущего.

Следует отметить, что огромный успех во внешней политике Олега имеет и белые пятна, а именно убийство властителей киевских Аскольда и Дира. За этот безнравственный, с точки зрения христианской морали, которая еще не была усвоена Олегом, земли русские еще много раз в своей истории платили междоусобными противостояниями и кровью, наступая на одни и те же грабли. Олег создал прецедент, который будет повторяться многими его последователями, приходящими на русский престол на крови.

Об истории можно судить в рамках духовного и нравственного уровня народа в конкретный исторический период. О не допустимости проливать даже одну слезинку ребенка ради всеобщего блага русская идейная мысль начала говорить только в 19 веке в лице Достоевского, мы же рассматриваем 9 век до христианской, языческой Руси. В этот период нашей истории была совершенно иная шкала ценностей и политической борьбы. Для нас главное осознание проблематики прихода к власти на крови или как это не раз бывало в нашей истории внесение междоусобных противоречий и, как следствие, кровопролития братских народов ради эгоистических устремлений и властолюбия горе-политиков.

Крещение

В силу отсутствия четко сформулированной политической системы в Древней Руси, после смерти Святослава единодержавие пресеклось, что впоследствии, принесло немало бед, заливавших многочисленные русские реки кровью нашего народа. Великий князь Ярополк, убежденный воеводой в коварстве и желании завоевать киевский престол его братом Олегом подтолкнул Ярополка к расправе над своим братом. Очередной случай политического убийства приобрел кровный характер, результат которого через несколько поколений захлестнет некогда процветающую державу в пучину междоусобной борьбы.

Собрав варяжское войско, Владимир, князь новгородский, завоевывает киевский престол, убивая Ярополка. Тенденции братоубийства, как фактор политической власти укореняет противоречия в истории Руси, раздробляя славян на уделы и стравливая их друг с другом. Ничего не может быть более губительным для государства, нежели вхождение в смуту. Опираясь, на не глубокую политическую мысль своего века, Владимир разделяет земли русские на уделы, наместниками которых становятся его сыновья. Удельный князь повинуется своему отцу, абсолютному монарху, государю Всея Руси, но будет ли повиноваться его наследнику, то есть своему брату? Противоречия детей Святослава доказали не состоятельность политической системы и ее пагубный характер для народа и государства российского.

Карамзин

История имеет цикличный характер, чтобы человек, государь, народ имели возможность сделать правильный вывод из своих ошибок и свернули из пути ведущего в пропасть на свой исторический, религиозный путь. Владимир не смог воспользоваться опытом своего отца, как не смогут воспользоваться и последующие великие князья на протяжении многих лет, что в свою очередь раздробит процветающее государство на враждующие уделы. Отсутствие эффективной политической идеи и не способность разглядеть причины и последствия смуты веками пропитывало русскую землю кровью своих сынов.

К столь трагическим выводам можно прийти, рассуждая в рамках рациональной логики. Но смысл истории лежит в иной плоскости, в плоскости метафизики и абсолютных знаний, которые невозможно познать логическим умозаключением. Эти знания лежат в области веры и связи человека с Богом. Столь трагический и тягостный быт русского народа, как считает Бердяев Н. ., связан с мессианским, историческим, религиозным призванием. Посеяв зерна междоусобных противостояний, князь Владимир прорастил зерна истинной веры, которая впоследствии пропитает духовную жизнь народа христианской моралью и создаст религиозный фундамент православия. Удельная раздробленность и метафизическое возрождение являлись факторами русского мессианизма. Религиозность, нравственность и метафизическое предназначение в мировой истории создали огромный духовный пласт народной энергии. Русский народ не свернул со своего божественного пути, игнорируя потребительские ценности, идущие не от Бога, но от дьявола, скрывающие дорогу в пропасть красочными указателями земного рая.

Тысячелетняя история русского народа его духовная энергия берет свое начало в плоскости абсолютного, в плоскости веры, ибо всякое знание, исходящее из рациональной логики есть относительное знание, которое можно опровергнуть. Но невозможно опровергнуть то, что находится за пределами времени и пространства, как и невозможно опровергнуть человеческую веру в Бога и свое Отечество.

Карамзин Н.М. изложил нашу историю, из которой мы должны вынести полезные уроки, которой мы должны гордиться, духовно подпитываться для своих свершений и осознать метафизическую роль отечества уже в наше время.

Список использованной литературы

1. Бердяев Н. А. Судьба России. – М.: Философское общество СССР, 1990. – 240 с.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 1-12. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 1073 с.