Духовные поиски великого писателя Николая Васильевича Гоголя

Личность Николая Васильевича Гоголя – одна из самых загадочных в истории мировой литературы. Исследователи его жизни и творчества и сегодня не прекращают споры о том, был ли великий писатель психически больным человеком. Хотя для психиатров факт наличия у Гоголя психического расстройства неоспорим, вопрос постановки диагноза до сих пор остается открытым. Решение диагностических вопросов осложняется противоречивым характером суждений и воспоминаний знакомых и товарищей Н. В. Гоголя. Частичную ответственность за отсутствие объективной информации о жизни и личности писателя несет и сам Николай Васильевич, ведь он вел достаточно обособленный образ жизни, большую часть лет прожил один, не создав собственной семьи, а многочисленные социальные контакты, поддерживаемые им в культурной среде литераторов, носят весьма поверхностный характер. Несмотря на то что с некоторыми современниками Гоголь был в доверительных отношениях, он редко делился своими душевными переживаниями. С оглядкой на вышеперечисленные факты, спустя столетия мы можем лишь углубиться в исследование свидетельств очевидцев и приоткрыть завесу тайны личности и болезни Николая Гоголя.

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 г. в селе Великие Сорочинцы Полтавской Губернии в мелкопоместной дворянской семье. Семьи родителей будущего писателя – Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и Марии Ивановны Косяровской – имели польско-украинские корни.

Когда они поженились, Марии Ивановне было всего 14 лет, а жених был вдвое старше. В семье родилось двенадцать детей, но большинство из них умерло в младенчестве, зрелого возраста достиг только Николай и четыре его младшие сестры – Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Относительно отягощенности наследственности Гоголей-Яновских психическими заболеваниями, достоверно известно лишь то, что племянник Николая Васильевича, сын одной из его сестер, был психически больным и покончил жизнь самоубийством (однако точно неизвестно, каким именно психическим заболеванием он страдал). Что же касается заявлений относительно патологической организации личностей родителей будущего писателя, то к ним нужно относиться с осторожностью, не исключая при этом определенных особенностей характера последних. Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский был чиновником среднего звена и человеком заурядного таланта – всю свою жизнь провел на Полтавщине, любил на досуге сочинять стихи и небольшие пьесы для домашнего театра. Умер он рано, в 44 года – по одним данным от туберкулеза легких, по другим – от сифилиса. Если верить воспоминаниям, личности отца писателя были присущи те же проявления, что и самому Николаю Гоголю, только в более мягкой форме – циклотимические колебания настроения, с эпизодами угнетенного и эмоционально приподнятого состояния, хроническая обеспокоенность состоянием собственного здоровья, ипохондричность, что сопровождалось страхом смерти по словам самого Николая Васильевича. Мария Ивановна Гоголь-Яновская была натурой мечтательной, непрактичной и крайне впечатлительной, что в некоторых жизненных ситуациях сочеталось с подозрительностью и мнительностью. Предположительно, проявления ее характера достигали уровня психопатии, так как сам писатель и его родня считали Марию Ивановну душевно нездоровым человеком. От матери Гоголь унаследовал черты сенситивности – так, однажды, в возрасте пяти лет, напуганный и впечатленный рассказами о нечистой силе, он принял черную кошку за черта и утопил ее в реке, впоследствии долго плакал и переживал.

Гоголь еще в детстве не обладал крепким здоровьем и телосложением – был астеничным, невысокого роста, имел землистый цвет лица и впалую грудную клетку. Именно таким впервые увидели Николая Гоголя его товарищи по учебе в Нежинской гимназии высших наук, куда его отправили учиться в 12-летнем возрасте. Один из учеников гимназии, поэт И. В. Любич-Романович писал: Родные привезли в школу Гоголя и обращались с ним нежно и жалостливо, точно с ребенком, страдавшим тяжелой неизлечимой болезнью. Он был так закутан в свитки, шубы, одеяла, ну просто закупорен. Когда стали раздевать, то долго не могли докопаться до тщедушного, крайне некрасивого и обезображенного золотухой мальчика… Глаза его были обрамлены красным золотушным ободком. Щеки и нос покрыты красными пятнами…. По воспоминаниям соучеников, Гоголь всегда был неопрятным, заносчивым и острым на язык в общении, постоянно придумывал остроумные клички лицеистам, а учился посредственно, особенно по точным наукам и иностранным языкам, слыл ленивым студентом и преуспел лишь в рисовании и поедании сладостей. Из-за его скрытности и загадочности гимназисты называли его таинственный Карла. Позже сам он вспоминал: Я никому не поверял тайные помышления, не делал ничего, что могло выявить глубь моей души. Да и кому и для чего высказал бы себя, чтобы посмеялись над моим сумасбродством, чтобы считали пылким мечтателем и пустым человеком. Знаток творчества Гоголя Шенрок так писал о периоде учебы будущего писателя в Нежине: Гоголь долго держал себя ребенком, причем решительно не обращал в низших классах ничьего внимания; ему даже отводилось не слишком завидное место в свободных товарищеских отношениях, хотя он не отставал от сверстников в обыкновенных мальчишеских проказах в классах и дортуарах, вследствие чего если и пользовался общей любовью школьников, то не внушал к себе уважения. Над ним часто смеялись и трунили, толкали его, получая от него соответствующее возмездие в виде насмешливых прозвищ и кличек. Нескоро, но Гоголю все же удалось адаптироваться в гимназии и приобрести товарищей. На какой-то период он даже увлекся лицейским театром, для которого написал пару пьес, в которых сам весьма успешно играл.

К концу учебы в Нежине у юного лицеиста начали формироваться идеи величия – он мечтал стать то великим художником, то великим актером, и практически уверовав в свою спящую гениальность, по окончанию гимназии, преисполненный надежд, отправляется в Петербург. Гоголь панически боялся остаться тем самым существователем, ничего не достигшим мелким чиновником, образу которого было посвящено так много страниц его произведений. Столица оказалась не столь приветлива, и первое время Николай впал в уныние: На меня напала хандра. Уже около недели сижу, поджавши руки, и ничего не делаю. Не от неудач ли, которые меня обравнодушили. Петербург показался мне не таким, каким я его себе представлял.... В Петербурге Гоголь издает свое первое произведение, написанное еще в Нежине – Ганц Кюхельгартен. Вместе со своим лакеем он выкупил почти весь тираж и сжег после того как прочитал уничижительные отзывы критиков о книге. Вместе со своим лакеем он выкупил почти весь тираж и сжег после того как прочитал уничижительные отзывы критиков о книге.

Проведя 5 месяцев в Петербурге, Гоголь совершает импульсивную, немотивированную поездку за границу, в Любек. Ни сам он, ни критики не могли дать вразумительное объяснение этому поступку, возможно, это была попытка сбежать от депрессивного эпизода, надвигающегося после пережитой неудачи. Идеи величия достигли пика развития в 1834 г., после короткого депрессивного эпизода, когда литератор пишет эйфоричные строки: Великая торжественная минута. У ног моих шумит мое прошедшее, надо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее. Молю тебя, жизнь души моей, мой гений, не скрывайся от меня, побудь со мной в эти минуты. О, не разлучайся со мной. Живи на земле со мной хоть два часа каждый день. Я совершу! Я совершу! Жизнь кипит во мне! Труд мой будет вдохновенным, над ним будет веять недоступное земле божество. Не отходи от меня весь этот так заманчиво для меня наступающий год. Что ж ты так таинственно стоишь передо мной 1834 г. Будь моим ангелом. Я означу тебя великими трудами. Я не знаю, как назвать тебя, мой гений, еще с колыбели прилетевший ко мне со своими песнями. Возведи на меня свои небесные очи!.

Период 1830–836 гг. наиболее продуктивен для писателя. В эти годы он создает украинский цикл произведений, комедию Ревизор, начинает писать Мертвые души, пребывая преимущественно в состоянии высокой работоспособности и благодушия, сменяющимся периодическими состояниями подавленного настроения, когда писатель сторонится знакомых и друзей, днями не выходит из своей квартиры – гипоманиакальные фазы переходят в субдепрессивные, длительностью до 2 недель. Сам Гоголь так вспоминает периодическую хандру Петербургского периода: Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать….

В молодости Гоголь никогда не интересовался религией, тема духовности была чужда его творчеству вплоть до средины 40–х гг., когда писатель неожиданно для всех издал Выбранные места из переписки с друзьями. Книга была написана в категоричной, субъективной манере и содержала письма, наставления и проповеди нарочито морализаторского и религиозного характера. Читатели не узнали в этом произведении былого Гоголя, его обвиняли в поклонении власти, ханжестве, мнимом проповедничестве, и даже великий критик Белинский заподозрил психическое заболевание у Николая Васильевича: Болезненной боязнью смерти, черта и ада веет от вашей книги.

По воспоминаниям сестры Ольги, из Иерусалима он вернулся со страдальческим лицом, чувствовал себя несчастным, часто сидел в оцепенении, утратил сон и аппетит, жаловался на гнетущую тоску. Гоголь постоянно молился, часто посещал церковь, стал мнительным и суеверным, стал бояться грозы как божьего гнева и нечистой силы. Возникновение подобных идей было довольно необычным явлением для человека, который всегда отличался свободомыслием и никогда ранее не был аскетом, весьма охотно тратя деньги, выпрашиваемые у покровителей, и питая особую страсть к блюдам итальянской кухни. Необходимо отметить, что религиозность Гоголя носила характер эгоцентрический, была связана с его всепоглощающим страхом смерти, много времени он проводил в молитвах за собственное здоровье. Довольно эгоистичным он был и в отношениях с людьми – учтив и любезен с теми, кто мог быть ему полезен, а со случайными знакомыми в полной мере проявлял высокомерие и капризность, в трактире или в гостях мог по пять раз просить заменить непонравившийся чай. У Гоголя было много приятелей и знакомых, но по-настоящему близких друзей практически не было.

В 50–х гг. писатель попал под влияния некого священника – отца Матфея, который убедил Гоголя, что он недостаточно благочестив и смиренен, подкрепив тем самым идеи греховности и вины. Последний год жизни Гоголь провел в Москве, в доме графа П. А. Толстого, которого связывала с писателем одержимость здоровым образом жизни. Депрессивная симптоматика продолжает нарастать, Гоголь строго постится, вплоть до того, что ест всего несколько ложек постного супа в день. На пике переживаний, подкрепленных советами отца Матфея, в феврале 1852 г. он сжигает второй том Мертвых душ. Вскоре после этого, истощенный и испуганный писатель входит в ступорозное состояние, полностью отказывается от еды, не поднимается с кровати, шепчет молитвы. Лучшие врачи города съехались его лечить, но попытки были тщетными и только усугубили его состояние – и до того истощенный Гоголь еще больше ослабел после кровопусканий. Великий писатель умер 4 марта 1852 г., спустя неделю после обострения болезненного состояния.

Источник: http://neuronews.com.ua