Вверх
Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат

Содержание

Введение

Одной из важнейших проблем качественной организации учебного процесса в высшем учебном заведении является задача формирования качественного учебного расписания. Эта задача является основной в деятельности диспетчерской службы ВУЗа. Качественно составленное расписания должно обеспечить равномерную загрузку студенческих групп и профессорско-преподавательского состава, оно влияет на комфортность обучения студентов, творческую отдачу преподавателей и эффективность использования ресурсов аудиторного фонда и лабораторий [1].

Расписание должно учитывать большее количество ограничений различного вида, что связано, например, с введением модульно-рейтинговой системы образования. От расписания требуется также оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки студентов и прочие новшества [2].

В частности, это выражается в потребности учитывать действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СаНПиН), деление студенческих групп на подгруппы, наличие преподавателей-совместителей и многое другое. При составлении расписания диспетчеру необходимо учитывать требования по организации учебного процесса, указания администрации по распределению аудиторного фонда (и иных ресурсов, необходимых для реализации учебного процесса), а также личные пожелания преподавателей и студенческих групп к составлению расписания. Помимо этого, специфика конкретного ВУЗа отражается в задаче составления расписания в виде специфичных целей и ограничений. В результате всего вышеизложенного задача составления расписания становится очень сложной для решения вручную. В настоящее время при актуальности вопроса качества образовательных услуг и требований экономии ресурсов на практике востребовано не только составление некоторого чернового варианта расписания, но и получение оптимального (для заданных критериев при учете ограничений) либо близкого к оптимальному расписания. И если составление расписания вручную является трудной и затратной по времени задачей, то решение задачи оптимизации учебного расписания вручную на практике почти не производится [2].

2. Актуальность

Составление эффективного расписания учебных занятий является важной задачей управления учебным процессом. A проблема автоматизации составления расписания занятий в высших учебных заведениях является одной из актуальных проблем организации учебного процесса [2]. На практике от того насколько эффективно составлено расписание зависит:

  1. качество обучения;
  2. экономическая эффективность обучения;
  3. комфортность учебы студентов и работы профессорско-преподавательского состава;
  4. а также позволяет без сбоев проводить учебный процесс и избежать необходимости корректировки расписания после начала учебного семестра [3].

Автоматизация процедуры составления учебных занятий позволяет:

  1. учесть все требования, предъявляемые к расписанию;
  2. определить критерии для оценки эффективности и оптимизации расписания;
  3. уменьшить временные затраты на составление расписания, что особенно важно при необходимости быстро получить расписания после изменения внешних условий;
  4. позволит учесть пожелания преподавателей, относительно времени проведения занятий и обеспечит возможность работы по совместительству.

Задачи теории расписаний имеют не только важное теоретическое значение, как относящееся к классу NP-полных задач, но и получили широкое практическое распространение. Для нахождения оптимального решения такого класса задач необходимо произвести полный перебор всех возможных вариантов, что не всегда возможно сделать в виду ограниченности ресурсов. Построение оптимального плана распределения занятий может занять слишком много времени и ресурсов, при использовании точных методов решения, в данном случае – полный перебор вариантов, что при увеличении размерности задачи приводит к логарифмическому росту затрачиваемых ресурсов для нахождения решения. Возникает необходимость в методах, характеризующихся сочетанием полиноминальной зависимости времени счета от размерности задачи и точностью близкой к оптимальной [4].

К такому классу методов относятся эволюционно-генетические алгоритмы (ЭГА), которые являются на сегодняшний момент наиболее гибкими и эффективными из всех известных приближенных алгоритмов [1].

Для решения задач составления расписания до сих пор не найдено эвристического алгоритма, который при любых входных значениях действовал бы одинаково эффективно. Для повышения эффективности алгоритмы подвергаются модификации с учетом специфики составления расписания и требований заведения. В качестве метода составления предлагается использовать модифицированный генетический алгоритм, который реализует все достоинства классического алгоритма и избавлен от некоторых его недостатков.

В работе [5] сделан вывод о необходимости дальнейших исследований, проектирования новой модифицированной структуры генетического алгоритма, позволяющей повысить качество получаемых решений, и апробации разработанного алгоритма при практическом решении задачи составления расписания вуза.

Таким образом, исследование возможности решения задач теории расписаний с помощью приближенных методов класса ГА и автоматизация составления расписания занятий в ВУЗах является актуальной задачей.

2. Цели и задачи работы

Основной целью работы является составление алгоритма способного генерировать эффективное расписание занятий в условиях ДонНТУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определение интеллектуальных методов, для составления корректного расписания;
  2. модификация алгоритма для повышения его эффективности;
  3. проверка эффективности полученного алгоритма;
  4. изучение влияния различных параметров алгоритма на скорость и результат решения задачи;
  5. определение эффективных значений параметров для решения задачи;
  6. проектирования базы данных для унификации алгоритма.

3. Научная новизна и практическая ценность

Предлагается создание модифицированного генетического алгоритма (структуры и проблемно ориентированных операторов), адаптированного для решения специализированной задачи получения близких к оптимальным расписаний занятий в ВУЗе.

Составление целевой функции, с возможностью учитывать как требования, так и предпочтения предъявляемые к расписанию.

4. Обзор существующих подсистем

В данное время существует достаточно много систем, позволяющих составлять расписание в автоматизированном режиме. Данные системы различаются по функциональности и гибкости.

Основными системами, позволяющими автоматически составлять расписание являются следующие программные продукты:

  1. программа «1С: Автоматизированное составление расписаний. Университет»;
  2. программа «Ректор-ВУЗ»;
  3. программа «Галактика».

Сравнение функциональных возможностей выбранных подсистем приведены в таблице 1.1 [6,7,8,9].

Таблица 1.1 – Сравнение функциональных возможностей подсистем

Системные требования подсистем:

  1. «1с» СУБД - MS SQL, IBM DB2, Oracle Database, ОС Windows, Linux, Mac OS, iOS [7];
  2. «Ректор вуз» ОС Windows XP, Windows Vista или Windows 7, СУБД не требуется [8];
  3. «Галактика» ОС Windows (XP, 7), NET Framework v.4 и выше СУБД MS Server 2008, Server 2003 [9].

Программа «Ректор вуз» является самой простой, она плохо масштабируется, не использует СУБД, что весьма плохо сказывается на ведении справочной информации, совершенно не приспособлена для взаимодействия с другими подсистемами, имеет малое количество настроек для составления расписания в автоматическом режиме и малое количество ограничений. Из выше сказанного можно сделать вывод, что данная программа не способна автоматически сформировать расписание с учетом всех ограничений и предпочтений, при этом исходный код является закрытым и самостоятельное внесение изменений, или дополнений в него невозможно. Программа является платной и распространяется по лицензии. Лицензия на 1 компьютер – 8.001.00 руб [8].

Программа «1С: Автоматизированное составление расписаний. Университет» является хорошо масштабируемым программным продуктом с возможностью отображения в системе большого количества ограничений, требований и предпочтений к составляемому расписанию. При этом система имеет встроенную систему интеграции с 1С: Университет и 1С: Университет ПРОФ. Продукт реализует функционал составления расписания в автоматизированном режиме, в дополнение к ручному режиму, имеющемуся в 1С: Университет ПРОФ. При этом 1С: Автоматизированное составление расписаний. Университет может работать и как самостоятельный продукт, что обеспечивает взаимодействие всех подразделений ВУЗа и объединяет их в одну систему управления вузом. При этом все компоненты системы могут работать на компьютерах как под управлением Windows, так и под управлением Linux 1С: Предприятия 8.2, а с появлением Веб-клиента для пользователей появилась возможность работать с системой через браузеры Microsoft Internet Explorer или Mozilla Firefox. К недостаткам данной системы можно отнести ее стоимость 1С: Предприятие 8.2 лицензия на сервер - 13 200.00 гривен, 1С: Автоматизированное составление расписания. Университет. - 70.000.00 руб., лицензии на рабочие места 1-место - 1 800.00 грн [10].

5. Методы решения задач составления расписания [11]

  1. Методы целочисленного программирования

    Задача целочисленного программирования сводится к выделению переменных, значение которых необходимо найти, составлению математической модели задачи в виде ограничений, которые описывают задачу и накладывают определенные ограничения на искомые переменные, и составление целевой функции.

    Применение алгоритма:

    1. выделение переменных;
    2. составление математической модели (выделение ограничений для переменных);
    3. составление целевой функции;
    4. нахождение максимума (минимума) целевой функции с помощью математических методов.

    Основные недостатки:

    1. экспоненциальное увеличение временных затрат на поиск лучшего (приемлемого) решения с ростом размерности решаемой задачи;
    2. отсутствие гарантии получения приемлемого решения;
    3. в силу большой размерности математической модели сложно оценить влияние разных факторов процесс решения задачи и его результат;
    4. сложность учета предпочтений.
  2. Метод теории графов

    В этом случае строится неориентированный граф, в котором каждая вершина представляет собой запланированное учебным планом занятие. Если между какими-то двумя вершинами возможны конфликты, то они соединяются ребром. Это эквивалентно запрету одновременного проведения занятий. Тогда задача сводится к раскраске графа в заданное количество цветов.

    Применение алгоритма:

    1. выделение множества занятий в учебном плане;
    2. представление каждого занятия в виде вершины графа;
    3. соединение вершин графа ребрами в случае невозможности одновременного проведения занятий;
    4. решение задачи раскраски графа в заданное количество цветов.

    Основные недостатки:

    1. малая эффективность при применении точных методов для раскраски графов большой размерности;
    2. отсутствие возможности учета предпочтений.

    Преимущества:

    1. простая в понимании математическая модель;
    2. применение графа вместе с эвристическими методами может давать хорошие результаты.
  3. Агентный подход

    Суть применения агентного подхода для решения какой-либо задачи следующая – разбиение задачи на некоторые более мелкие задачи. Для решения каждой из которых выделяется агент. Цель агента – найти такое решение своей задачи, чтобы оно согласовалось с решениями других агентов. Агенты добиваются согласования друг с другом путем обмена информационными сообщениями.

    Применение алгоритма:

    1. разбиение глобальной задачи на более мелкие подзадачи;
    2. для каждого вида подзадачи реализуется особый вид агентов;
    3. составление модели пространства, в котором действуют агенты в виде правил и аксиом;
    4. составление онтологии понятий;
    5. замещение всех пользователей расписания агентами, целью каждого найти оптимальное (для себя) расписание.

    Основные недостатки:

    1. отсутствует гарантия получения приемлемого решения задачи построения расписания занятий (на тестах соревнования ITC 2007 мульти-агентная система не нашла ни одного допустимого расписания);
    2. практически невозможным становится оценка влияния значений параметров для внутренней логики каждого из агентов на результат решения задачи.

    Преимущества:

    1. возможность гибкой настройки индивидуальных предпочтений за счет возможности реализации собственной логики для каждого из агентов;
    2. возможность динамического изменения предпочтений.
  4. Метод муравьиной колонии

    Основан на способности муравьев находить кратчайшие пути к пище с помощью выделения феромона.

    Применение алгоритма:

    1. представить задачу в виде взвешенного графа;
    2. определить значение следа феромона;
    3. определить эвристику поведения муравья при построении решения;
    4. реализовать локальный поиск.

    Основные недостатки:

    1. сходимость алгоритма гарантируется, но время сходимости не определено;
    2. высокая итеративность алгоритма;
    3. результат работы метода сильно зависит от начальных параметров поиска, которые подбираются экспериментально;
    4. теоретический анализ значения начальных параметров затруднен, исследования являются больше экспериментальными.

    Преимущества:

    1. может использоваться в динамических приложениях;
    2. использует память всей колонии, что достигается за счет моделирования выделения феромонов;
    3. сходимость к оптимальному решению гарантируется.
  5. Метод имитации отжига

    Алгоритм имитации отжига основывается на имитации физического процесса, который происходит при кристаллизации вещества из жидкого состояния в твердое.

    Применение алгоритма:

    1. составить корректное расписание и задать высокое значение температуры T = T0;
    2. изменить расписание Z = Z';
    3. вычислить целевую функцию для измененного расписания Δ = f(Z') – f(Z);
    4. заменить предыдущее расписание полученным, если оно является лучше предыдущего (Δ ≤ 0), если нет, то вероятность замены p = e–Δf/T;
    5. понизить температуру;
    6. пока не выполнен критерий остановки переход к пункту 2.

    Основные недостатки:

    1. малоэффективен для составления расписаний в современных системах массового образования в виду большой размерности задачи;
    2. для получение эффективного решения необходимо применять схему Больцмана, или Коши, что приводит к значительным затратам вычислительных мощностей.
  6. Генетический алгоритм

    Генетические алгоритмы основаны на использовании механизмов теории естественной эволюции.

    Применение алгоритма:

    1. сгенерировать случайным образом популяцию размера P;
    2. вычислить целевую функцию;
    3. выполнить операцию репродукции;
    4. выполнить операцию скрещивания (рисунок 1);
    5. выполнить операцию мутации;
    6. выполнить оператор редукции;
    7. проверит критерий останова и, если он не достигнут, перейти к шагу 2, иначе завершить работу.
    Операция скрещивания

    Рисунок 1 – Операция скрещивания

    (анимация: объем - 81 876 байт; размер - 554х216 пикселей; состоит из 5 кадров; задержка между кадрами - 120 мс)

    Основные недостатки:

    1. качество решения значительным образом зависит от размера и разнообразия начальной популяции;
    2. решения, полученные в результате нескольких экспериментов для одной и той же задачи, могут незначительно различаться [3];
    3. слабый учет специфики задачи составления расписания учебных занятий при организации ее решения [3].

    Преимущества:

    1. алгоритм работает с кодами, в которых представлен набор параметров, напрямую зависящих от аргументов целевой функции;
    2. в процессе поиска алгоритм использует несколько точек поискового пространства, а не переходит от точки к точке;
    3. в процессе работы алгоритм может не использовать никакой дополнительной информации о задаче, но, если такая имеется можно ускорить сходимость алгоритма [3];
    4. генетический алгоритм использует как вероятностные правила для порождения новых точек поиска, так и детерминированные для перехода от одних точек к другим [3];
    5. для задач высокой размерности скорость работы алгоритма можно «регулировать» размерами популяции [3].

Для решения задач составления расписания до сих пор не найдено эвристического алгоритма, который при любых входных значениях действовал бы одинаково эффективно. Для повышения эффективности алгоритмы подвергаются модификации с учетом специфики составления расписания и требований заведения. В качестве метода составления предлагается использовать модифицированный генетический алгоритм, который реализует все достоинства классического алгоритма и избавлен от некоторых его недостатков.

6. Математическая постановка задачи

Расписание, по сути, представляет собой график проведения занятий, которые проводят преподаватели для конкретных групп в определенной аудитории в обозначенное время. Из этого можно сделать вывод, что расписание можно представить в функции

S (P,G,A,T,D,V),
где G Множество обучающихся групп;
A – Множество аудиторий;
D – Множество дисциплин;
P – Множество преподавателей;
T – Множество учебных пар (временных интервалов проведения занятий);
V – Рабочие учебные планы трехмерная матрица, определяющая для каждого занятия какие преподаватели его проводят, и какие группы на нем присутствуют.

Если упростить задачу и не рассматривать учебные планы и дисциплины, то расписание можно представить в виде декартова произведения

S=G×P×A×T→{0,1},
где G множество обучающихся групп;
A – множество аудиторий;
P – множество преподавателей;
T – множество учебных пар (временных интервалов проведения занятий).

Данное выражение расшифровывается следующим образом: если в определенное время Т преподаватель Р у группы G проводит занятие в аудитории А, то значение выражения равно 1, иначе 0.

Целевая функция Р является суммой штрафов за нарушения предпочтений при составлении расписания.

Целевая функция P, (1)


где NW – количество требований;
W – список штрафных коэффициентов длиной NW, соответствующий требованиям;
N – количество занятий в расписании (количество генов в хромосоме);
Z – список занятий длиной N;
zir– список из булевых длиной NW значений, где каждому значению соответствует требование и штрафной коэффициент из списка W.

В большинстве учебных заведений основными ограничениями к расписанию являются:

  1. отсутствие накладок в расписании преподавателя групп и аудиторий;
  2. соответствие аудитории требованиям для проведения занятия;
  3. ограничение количества занятий в неделю для преподавателя и группы.

7. Предполагаемые результаты

В результате выполнения данной работы предполагается составление модифицированного генетического алгоритма, позволяющего составлять эффективное расписание занятий в условиях ВУЗа, программная реализация данного алгоритма и нахождение эффективных параметров для уменьшения временных затрат для поиска решения.

8. Выводы

В результате выполнения данной работы предполагается составление модифицированного генетического алгоритма, позволяющего составлять эффективное расписание занятий в условиях ВУЗа, программная реализация данного алгоритма и нахождение эффективных параметров для уменьшения временных затрат для поиска решения.

Произведен анализ существующих методов, моделей и алгоритмов, позволяющих составлять эффективное расписание занятий в ВУЗе, были выявлены их достоинства и недостатки.

Для преодоления вышеизложенных недостатков разработан модифицированный генетический алгоритм, позволяющий составлять корректное расписание с учетом всех ограничений.

Определены критерии эффективности расписания в условиях ДонНТУ.

Проведенные экспериментальные исследования подтверждают эффективность составленных расписаний, а также определены параметры, позволяющие повысить эффективность алгоритма.

На основании результатов экспериментальных исследований сформулированы и даны рекомендации по составлению эффективных расписаний в условиях ДонНТУ.

Список литературы

  1. Будиловский Дмитрий Михайлович Оптимизация решения задач теории расписаний на основе эволюционно-генетической модели распределения заданий // Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) // Ростов-на-Дону 2007;
  2. Лопатеева Ольга Николаевна Система автоматизированного формирования учебного расписания в высшем учебном заведении на основе эвристических алгоритмов // Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) // Диссертационная работа Красноярск 2006;
  3. Низамова Гузель Фанисовна Математическое и программное обеспечение составления расписания учебных занятий на основе агрегатных генетических алгоритмов // автореферат // Уфа 2006;
  4. Секирин А. И. Программный комплекс для моделирования, анализа и оптимизации работы автоматизированных технологических комплексов механообработки // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: "Вычислительная техника и автоматизация". Выпуск 90 - Донецк: ДонНТУ, 2005;
  5. Конькова И.С. Генетические алгоритмы в решении задачи со-ставления расписания занытий в вузе. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. статей XII Междунар. Научно-техн. Конф. – Пенза: ПДЗ, 2012. – С. 26 29;
  6. О выпуске программного продукта 1С: Автоматизированное составление расписаний. Университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=18039 – Загл. с экрана;
  7. 1С: Автоматизированное составление расписания. Университет, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://solutions.1c.ru/asp_univer– Загл. с экрана;
  8. Программа Ректор-ВУЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rector.spb.ru/raspisanie-vuz-4u.php – Загл. с экрана;
  9. Программа: Галактика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.galaktika.ru/ruz – Загл. с экрана;
  10. Прайс-Лист 1С [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.bgs-solutions.com.ua/prices/price.php – Загл. с экрана;
  11. М.А. Безуглый, А.И. Секирин, доц. каф. АСУ. Методы повышения эффективности составления расписания в условиях учебного заведения. // Международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Компьютерная и программная инженерия – 2015 // Донецкий национальный технический университет 2015.