Прищепа Владимир Владимирович

Факультет компьютерных наук и технологий

Кафедра компьютерной инженерии

Специальность «Компьютерные системы и сети»

Исследование и разработка оптимальных запросов при выборке многосвязных данных больших объемов в реляционных базах данных. Разработка АРМ «Нагрузка преподавателя» в рамках АСУ ДонНТУ

Научный руководитель к.т.н., доц. Краснокутский Владимир Алексеевич

Russian flag
Исследование предпочтений пользователей мобильных устройств

Мотивация проведения исследования

Всевозможные мобильные устройства плотно вошли в жизнь современного человека. Я очень давно хочу разработать что-нибудь полезное для своего устройства на ОС Android.

Меня интересуют приложения учета финансов, которые позволяют контролировать свои доходы и расходы. На площадках приложений представлено большое количество подобных разработок, но в большинстве случаев они очень неудобны для использования, а та малая часть, которая годится, не удовлетворяет моим требованиям. Часто ситуация следующая – хороший интерфейс, но низкая функциональность, либо богатый набор функций, но безвкусный интерфейс. Моя цель – сделать приложение, которое будет объединять в себе приятный и удобный интерфейс с необходимым набором функций и их гибкой настройкой.

В данный момент на это, к сожалению, не достаточно свободного времени. Для дополнительной мотивации хотелось провести опрос среди пользователей смартфонов и собрать статистику с целью определить приоритетное направление.

Инструменты создания, проведения и анализа результатов опроса

Для создания и проведения опроса была выбрана платформа Google Forms. Этот сервис специально разработан для проведения социальных опросов. С помощью интуитивно понятного графического веб-интерфейса была создана форма опроса.

Ответы принимались неделю, было опрошено примерно 600 человек. Форма была связана с электронной таблицей сервиса Google Sheets, в нее сохранялись ответы каждого респондента. После окончания опроса результаты были сохранены в виде электронной таблицы Excel. Для более подробного анализа был разработан скрипт с использованием языка VBA.

Результаты опроса и их анализ

Первый блок диаграмм (рисунки 1-3) показывает количество устройств с разделением по ОС, которыми респонденты пользуются в данный момент. Предполагалось, что устройств может быть несколько, поэтому давалась возможность множественного выбора (в сумме может не получиться 100%). В этом блоке на всех диаграммах прослеживается безоговорочная доминация Android-устройств. Далее при рассмотрении результатов будут отмечены моменты, которые являются интересными, по мнению автора.

На рисунке 1 представлена статистика по использованию мобильных устройств с разными ОС с разделением по полу респондентов.

Интересный результат с устройствами на базе Symbian и Windows Mobile, их можно назвать устаревшими так как они уже не выпускаются. Опрошенные респонденты женского пола совершенно не пользуются такими гаджетами. По моему мнению, одной из причин может быть более бережное отношения к технике у мужчин, также не следует забывать о стремлении женского пола к новизне, а у мужчин – о склонности к стабильности. Новая мультиплатформенная Windows 10 занимает совсем малую долю рынка.

Рисунок 1 - Использование мобильных устройств с разделением по полу

Рисунок 1 – Использование мобильных устройств с разделением по полу

На рисунке 2 представлена статистика по использованию мобильных устройств с разными ОС с разделением по возрасту респондентов.

Бросается в глаза, что наибольшая доля пользователей дорогих устройств от Apple в возрастной группе 21-25 лет. Это говорит о желании людей, которые достигли мало, либо еще ничего не добились, самоутвердиться за счет дорогих вещей. Люди более старшего поколения смотрят в сторону более дешевых устройств и не используют дорогие Apple и BlackBerry.

Рисунок 2 - Использование мобильных устройств с разделением по возрасту

Рисунок 2 – Использование мобильных устройств с разделением по возрасту

На рисунке 3 представлена статистика по использованию мобильных устройств с разными ОС с разделением по роду деятельности респондентов.

Доля пользователей Apple среди школьников и студентов соизмерима с долей людей, которые сами зарабатывают себе на жизнь. Это следствие потакания родителей капризам своих отпрысков. Среди безработных доля пользователей Apple менее 3%, что я считаю логичным результатом. Интерес к новинкам проявляют студенты и работающие, примерно по два процента пользователей Windows 10 среди них.

Рисунок 3 - Использование мобильных устройств с разделением по роду деятельности

Рисунок 3 – Использование мобильных устройств с разделением по роду деятельности

Второй блок диаграмм (рисунки 4-6) отображает интерес пользователей к той или иной категории приложений.

На рисунке 4 представлена статистика использования приложений разных категорий с разделением по полу респондентов.

Представители обоих полов примерно в равной степени любят поиграть. Большая доля мужчин, чем женщин предпочитают вести точный подсчет финансов. Это результат того, что мужчины более склонны к планированию. Большая доля женщин использует приложения для ведения здорового образа жизни, что логично, ведь женщины стремятся выглядеть всегда красивыми.

Ошибкой при составлении опроса было объединение приложений для соц. сетей и чистого общения в одну категорию, я думаю, что при вынесении соц. сетей в отдельную категорию, доля женщин была бы на много больше доли мужчин. Не вызывает удивления больший интерес у мужчин к системным разработкам.

Рисунок 4 - Интерес к категориям приложений среди мужчин и женщин

Рисунок 4 – Интерес к категориям приложений среди мужчин и женщин

На рисунке 5 представлена статистика использования приложений разных категорий с разделением по возрасту респондентов. В целом, доли примерно равные по большинству категорий, отклонение присутствует в пределах 10-15%.

Сильно выделяется использование мультимедиа приложений среди людей старшего возраста (возрастная категория 41-50 лет), думаю это можно объяснить тем, что они чаще используют мобильные устройства для просмотра, например, кино. Молодежи в удовольствие сходить в кинотеатр, а старшее поколение предпочитает отдых дома.

Интересный график использования здоровье/фитнес/спорт приложений, попытаемся определить причины такого поведения. Много молодежи в возрасте 21-25 занимаются спортом, это студенческие годы и время позволяет. Получив образование, многие из бывших студентов строят карьеру, расходуя накопленные силы и энергию, и им некогда заниматься спортом. Потом плавно, по мере увеличения возраста, люди все чаще начинают задумываются о своем здоровье.

Можно судить об активности обучения в разные годы по использованию обучающих программ. В студенческие и школьные годы активность выше, люди накапливают необходимый для самостоятельной жизни багаж знаний. Потом период построения карьеры и самостоятельная жизнь, свободного времени становится меньше и интенсивность обучения снижается. В более старшем возрасте, когда люди достигли своих целей, появляется свободное время и интенсивность обучения снова повышается.

Самыми активными пользователями соц. сетей и приложений для коммуникации являются люди из младших возрастных категорий, с увеличением возраста интерес к этой категории приложений пропадает, при чем стремительно после сорока лет.

Старшее поколение любит уют во всем, даже в своих устройствах. Поэтому интерес к приложениям для персонализации повышается с возрастом.

Рисунок 5 - Интерес к категориям приложений среди разных возрастных групп

Рисунок 5 – Интерес к категориям приложений среди разных возрастных групп

На рисунке 6 представлена статистика использования приложений разных категорий с разделением по роду деятельности респондентов.

Здесь сложно определить причину таких результатов. Бросается в глаза большая, чем в остальных категориях занятости, доля студентов, использующих обучающие и образовательные приложения. Это является, по моему мнению, вполне логичным результатом. Безработные больше интересуются играми, на много меньше интересуются категориями мультимедиа, бизнес/учет финансов, здоровье/фитнес/спорт, соц. сети и общение. Думаю, что можно судить о депрессивном состоянии у людей, которые не имеют работы.

Рисунок 6 - Интерес к категориям приложений с разделением по роду деятельности

Рисунок 6 – Интерес к категориям приложений с разделением по роду деятельности

Третий блок графиков (рисунки 7-9) отображает на сколько пользователи оценивают труд разработчиков мобильных приложений.

На рисунке 7 отображается удовлетворенность респондентов своими текущими устройствами.

В целом, опрошенные довольны своими гаджетами. Среди респондентов отсутствуют люди, которые желают сменить устройства от Apple. Присутствует небольшая часть пользователей Android, которые хотят сменить свое устройство на новое с другой ОС, это потенциальные клиенты других производителей. Все это свидетельствует о том, что резких изменений долей производителей на рынке не предвидится.

Рисунок 7 - Удовлетворенность респондентов своими текущими устройствами

Рисунок 7 – Удовлетворенность респондентов своими текущими устройствами

На рисунке 8 изображена доля респондентов, которые используют платные приложения, от всех опрошенных.

Видно, что доля использующих платные продукты для Android меньше, чем для iOS. Но учитывая общее количество пользователей одной и другой ОС, количество использующих платный контент для Android будет больше.

Рисунок 8 - Доля респондентов, использующих платные приложения, от всех опрошенных

Рисунок 8 – Доля респондентов, использующих платные приложения, от всех опрошенных

На рисунке 9 изображена максимальная цена, которую пользователи одной и другой ОС из множества тех, кто использует платные продукты, готовы платить за приложения.

Несмотря на стереотип, что Android покупают менее обеспеченные люди, видно, что одинаковые доли пользователей, использующих платные приложения для обеих ОС, готовы расстаться с одной и той же суммой средств.

Рисунок 9 - Максимальная цена приложений среди респондентов, использующих платные приложения

Рисунок 9 – Максимальная цена приложений среди респондентов, использующих платные приложения

Выводы

Учитывая результаты опроса, можно сделать вывод, что наиболее перспективным направлением в разработке мобильных приложений, с точки зрения размера аудитории, является Android. Это понимают все разработчики, поэтому на рынке Android-приложений очень высокая конкуренция, а пользователи довольно требовательные из-за большого выбора. Наибольшей популярностью пользуются игры, мультимедиа-приложения, приложения для соц. сетей и общения, довольно крупная доля пользователей обучающих и образовательных приложений.