Назад в библиотеку

Управление инновационными изменениями.

Авторы: Носелидзе Э.Э., Шумаева Е. А.
Источник: «Инновационное развитие общества: управление проектами и интеллектуальной собственностью». – Донецк, ДонНТУ – 2015

Постановка проблемы.

В условиях усиления конкурентной борьбы на рынке возникает необходимость поиска эффективных стратегий и механизмов организационных изменений, которые позволят активизировать деятельность предприятий, повысят конкурентоспособность выпускаемой продукции и, как следствие, создадут основу для технологического развития других отраслей национальной экономики.

Анализ исследований и публикаций.

Изучение вопроса управления изменениями уже давно заняло важное место среди научных трудов таких ученых как Бажин И. И., Захарченко В. И., Хотяшева О. М.,Дж. Коттер, Виханский О. С., И. Ансофф, М. Диксон и др.

Цель статьи.

На основе теоретических исследований проанализировать процесс управления изменениями в сфере инноваций.

Изложение основного материала.

Инновационное развитие предприятия невозможно без ноу-хау организационного характера, которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации.

Перевод организации на новый качественный уровень требует новых знаний, их применения в разных областях и сферах ее деятельности, при этом скорость этих процессов увеличивается и определяется внешней и внутренней средой. Под инновационным развитием организации в условиях неопределенности внешней среды следует считать такую траекторию движения, при которой обеспечивается внешняя эффективность ее функционирования посредством осуществления системы изменений различных форм, обусловленных комбинацией таких основных факторов, как:

– новые технологии или их реализация в форме новых товаров, услуг и процессов;

– новые рынки или их сегменты;

– новые организационные структуры управления (организационный дизайн) или новые подходы к менеджменту. [1]

Управление инновационным развитием организации основывается на следующих процессах:

1. Проведение интенсивного первичного анализа: еще до начала разработки должны выделяться ресурсы на углубленное технико-экономическое обоснование предполагаемых изменений.

2. Реализация стратегии нового продукта: определение плана действий по осуществлению проекта, перечня конкретных задач, выбор целевого рынка, набора свойств и позиционирование товара.

3. Обеспечение межфункциональной координации: «новый товар – дело всей организации», сети для обмена информацией «НИОКР – Производство – Маркетинг – Финансы – Персонал.

4. Поддержка инновации руководством: отказ от прямого вмешательства, но заинтересованная поддержка инновации.

5. Обеспечение как экономической отдачи нововведения, так и технологической.

6. Обеспечение доступа к ресурсам: для успеха проекта необходимо располагать кадровыми и финансовыми ресурсами, которые должны рассматриваться как инвестиции, а не как издержки. [2]

Необходимо учесть, что в процессе управления изменениями недопустимо сочетать принципы различных концептуальных подходов к управлению инновациями, а также ориентироваться только на определенные принципы долгосрочного или стратегического подхода к управлению инновациями. В процессе работы на предприятие оказывает влияние множество различных факторов, которые определяют особенности протекания различных бизнес-процессов. Именно поэтому исходя из особенностей внедряемых инновационных изменений необходимо принять решение, какой подход к управлению необходимо использовать[3]

Выводы.

Современным коммерческим предприятиям необходимо разработать индивидуальную инструментальную базу для проведения организационных изменений, а также сформировать отлаженный механизм для управления изменениями, что создаст основу для эффективного дальнейшего развития.

Список использованной литературы

1. Михайлова Е. В. Управление инновационными изменениями в коммерческих организациях. / Е. В. Михайлова // Идеи и идеалы. – 2013 – № 2. – С. 57-63.
2. Васильева Е. В. Проблемы управления инновационным развитием предприятия / Е. В. Васильева // Проблемы современной экономики. – 2011. – №3. – С. 362-365.
3. Никифорова Л. Е.Управление инновационным развитием организации на основе принципов стратегического менеджмента / Л. Е. Никифорова // Вестник ТГУ. – 2010. –  № 338. – С. 143-148.