История капоэйры: когда? где? кто?

Капоэйру принято называть бразильским боевым искусством. Но на вопрос, где именно она возникла – в Африке или в Бразилии - однозначного ответа не существует. Причиной тому служит отсутствие информации: до наших дней дошло всего несколько документов, относящихся к периоду ранее XIX века, в которых содержатся упоминания о капоэйре.

Безусловно, первым событием, ставшим причиной появления капоэйры в Бразилии, стал ввоз на ее территорию рабов из Африки. Поэтому историю капоэйры принято рассказывать, начиная с 1500 года. В этом году португальцы во главе с конкистадором по имени Педро Алварес Кабрал (Pedro Alvares Cabral) открыли Бразилию. Они отправились в Индию, но по дороге сильно отклонились на запад и попали в новые земли, на которые Португалия сразу заявила колониальные претензии. Одной из первостепенных и основных задач колонизаторов было обеспечение себя рабской силой. Для этого они пытались подчинить бразильских индейцев. Но такая идея оказалась неудачной: местные рабы были слабыми и быстро погибали или убегали в свои поселения. Как результат - португальцам пришлось привозить рабов из других колоний, расположенных в Африке. Рабы привезли с собой свои традиции и свою культуру. Вот здесь и начинаются разногласия относительно происхождения капоэйры: рабы привезли ее как часть своей культуры из Африки? или капоэйра зародилась уже в Бразилии под влиянием африканских традиций? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Но существует несколько теорий, часто основанных не на фактах и имеющих скорее характер легенд, чем исторических фактов.

Самая популярная теория происхождения капоэйры утверждает, что зародилась она в легендарном поселении беглых рабов Киломбо дос Пальмарес (Quilombo dos Palmares). После разгрома этого поселения португальцами капоэйра продолжала развиваться среди рабов. Ее приходилось маскировать под танец, чтобы скрыть настоящее занятие от рабовладельцев. Эту теорию часто критикуют, поскольку не только капоэйра, но и танцы (как и все проявления африканской культуры) часто запрещались и преследовались. Поэтому маскировать одно запрещенное явление под другое не было смысла. Наиболее правдоподобным выглядит предположение, что в Бразилии произошел синтез разных видов боевых искусств, танцев, музыки, привезенных из различных районов Африки. Скорее всего, это произошло в XIX столетии в Сальвадоре (столица штата Байя).

С 1888 года начинается так называемый документированный этап в истории капоэйры. В этом году был подписан Золотой Закон, отменивший рабство. Тогда множество рабов оказались на улице - без работы, без средств к существованию, абсолютно не приспособленные к новому образу жизни. Неудивительно, что многие из них занялись разбоем. Капоэйра стала для оружием в преступной среде. Слово "капоэйрист" ассоциировалось тогда со словами хулига", бандит. Поэтому через четыре года в 1892 году первая конституция Бразильской Республики запретила капоэйру. Первая школа традиционной капоэйры открылась почти десять лет спустя – в 1941 году Местре Паштинья (Mestre Pastinha; Vicente Ferreira Pastinha) открыл школу "Капоэйра Ангола" (Capoeira Angola). Позднее вслед за названием школы традиционную капоэйру стали называть "ангола". Местре Паштиньяпервым ввел форму в капоэйру ангола. Его ученики носили черные брюки и желтые майки.

музыка

Значение музыки в Капоэйре Ангола очень велико, и невозможно охватить все значение музыкального аспекта этого явления. Устное народное творчество нашло своё место в этом национальном элементе самопознания, каковым и является капоэйра, и стало неотделимо от самой игры. В настоящее время, равно как и сто лет назад, практически невозможно увидеть играющих капоэйристов без музыки.

В своей книге[1] Местре Норонья говорит об этом так:Капоэйристы прошлого любили говорить о капоэйре в поэтической форме. Поэзия в песенной форме - ладаиньи, куадры, шулы, корридуш - была тем инструментом, который они избрали, чтобы сохранить и передать память о капойре, ведь официальная история повернулась к ним спиной.

Музыкальные инструменты в Капоэйре

Тренировки и рода проходят под живую музыку. Во время роды обязательно присутствуют три основных инструмента:

Беримбау (порт. Berimbau) – инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау играет наиболее важную роль в музыкальном сопровождении, он задаёт основной ритм и темп игры в Роде. Беримбау состоит из ве?рги (порт. verga) – специально обработанной деревянной палки (бириба, перейра, иногда другие породы), стальной струны – ара?ме (порт. arame), и резонатора-каба?сы (порт. cabaca) – высушенной полой бутылочной тыквы. Звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой – баке?той, имеющей также множество «локальных» названий (порт. baqueta, vaqueta, vareta), а для комбинации звуков служит небольшой плоский камень, монета или металлический кругляшок – добра. (порт. dobrao). В руке, которая держит бакету, обычно также держится небольшая погремушка – кашиши? (порт. caxixi), сплетённая в виде корзинки с жёстким дном (обычно вырезанным из кабасы). Звук кашиши дополнаяет звучание струны беримбау и делает ритмический рисунок игры более четким.

Существуют 3 вида беримбау, каждый из которых служит своей цели:

Музыкальные инструменты

Рисунок 1 – Три вида беримбау — виола, медиу и гунга.

Атабаке (порт. Atabaque) – традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм, высотой по пояс человеку.

Музыкальные инструменты

Рисунок 2 – Атабаке.

Пандеру (порт. Pandeiro) – бубен

Музыкальные инструменты

Рисунок 3 – Пандеру.

Ритмы беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:


1Ангола – ритм, под который проходит традиционная Рода Ангола. Исполняется обычно небыстро и размеренно.


2Жёгу джи дентру (порт. Jogo de dentro) – традиционный ритм капоэйры Ангола, призывающий играть очень близко друг к другу, преимущественно внизу, добиваясь наибольшего взаимодействия между участниками игры. Существует несколько вариантов игры этого ритма. Может исполняться как в медленной, так и в быстрой форме. Разновидностью этого ритма в некоторых современных направлениях капоэйры является ритм миудинью (порт. Miudinho), обычно играемый довольно быстро.


3Чику-чику (порт. Tico-Tico) – традиционный ритм капоэйры Ангола, используемый также и современными направлениями капоэйры. Под этот ритм происходит игра за приз (обычно – деньги, завернутые в платок). Цель игры – забрать приз себе, не дав сделать это оппоненту. В игре чику-чику особенно приветствуются странные и необычные способы завладения призом, а также театрализованная подлость и непредсказуемость (малисия).


4Бенгела (порт. Benguela) – во многих школах капоэйры Режионал и Контемпораньи выполняет роль ритма для учебной игры. В своё время его ввёл Местре Бимба для того, чтобы младшие ученики тоже могли играть и учиться в роде. На сегодняшний день под Бенгелу ведётся игра старших учеников, своеобразная «дуэль», в которой каждый пытается поставить в невыгодное положение своего «противника», при этом показав себя с лучшей стороны в искусстве владения телом. В игре под бенгелу удары выполняются медленно и максимально близко к телу противника, а сама игра идёт, в основном, на нижнем уровне.


5Режионал, Сау Бенту Гранджи ди Бимба (порт. Regional, Sao Bento Grande de Bimba) – этот ритм придумал Местре Бимба специально для роды стиля Режионал. Игра под такой ритм ведётся на большой скорости и, во многих группах, в полный контакт. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.


6Рода Ливри, Сау Бенту Гранджи ди Ангола (порт. Roda Livre, Sao Bento Grande de Angola) – Свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер – сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со множеством акробатических движений.


7Иуна (порт. Iuna) – ритм, предназначенный для игры мастеров и других очень продвинутых игроков, под него игра приобретает изощренные формы, богатые сложными элементами. Характерен более для направлений Режионал и Контемпоранья, иногда, впрочем, исполняется и в анголейрских школах. Авторство ритма приписывается местре Бимбе.

Общие понятия и определения в капоэйра


Абада – специальные капоэйристские штаны белого цвета.


Амазониа &nd ash; стиль игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, используя преимущественно нижнюю технику.


Ангола – стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют очень близко и медленно.


Апелиду – имя в капоэйре, даётся местре до батизаду.


Аше – энергия капоэйры.


Батериа – оркестр, инструменты и люди, играющие на них, они задают темп игры.


Жогу ди компра – игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.


Корда – цветной шнур, показывающий статус капоэйриста, носится на поясе.


Шулас – восхваляющая песня, поётся только в анголе.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа – джинга.

Джинга – это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:


Джинга (порт. Ginga) – перемещение по двум базовым точкам


Негачива (порт. Negativa)


Эшкива (порт. Esquiva).


Кокоринья (порт. Cocorinha).


Роле (порт. Role).


Стойки и перемещения на руках:


Ау аберту (порт. Au aberto).


Ау фешаду (порт. Au fechado).


Ау добраду (порт. Au dobrado).


движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Ангола


Ау агулья (порт. Au agulha).


Бананейра (порт. Bananeira).


Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio).


Макаку (порт. Macaco).

Атаки:


Кабесада (порт. Cabecada).


Понтейра (порт. Ponteira).


Кейшада (порт. Queixada).


движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Режиональ


Армада (порт. Armada).


Мейа– луа ди френчи (порт. Meia–lua de frente).


Мейа–луа ди компассу (порт. Meia–lua de compasso).


Бенсау (порт. Bencao)


Мартелу (порт. Martelo)


Шапа (порт. Chapa)


Вингачива (порт. Vingativa)


Тезора (порт. Tesoura)


Круз (порт. Cruz)

Градации мастерства

В современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов или платков, цвета которых определяются каждой отдельной школой.

Поясами (порт. cordao) или нашейными платками (порт. lenco) являются цветные шнуры-платки, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс–платок) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado).

Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания — местре-шарангейру (порт. mestre–xarangeiro) контра–местре (порт. contra-mestre) и местре (порт. mestre). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется.


Список литературы:


    Капоэйра – секрет популярности.
    Режим доступа: http://neochota.ru/vsegda_v_forme/kapoejra-sekret-populyarnosti.html
    Официальный сайт представительства ABADA-Capoeira в Российской федерации.
    Режим доступа: http://www.abadacapoeira.ru/
    Официальный сайт центра ABADA-Capoeira в Бразилии.
    Режим доступа: http://www.abadacapoeira.com.br>
    Официальный сайт группы ABADA-Capoeira в Украине
    Режим доступа: http://abadacapoeira.com.ua/
    Группа Вконтакте донецкого представительства ABADA-Capoeira в Украине
    Режим доступа: http://vkontakte.ru/club4036147