Искусство батика

Что такое батик?

Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. В переводе с яванского батик означает рисование горячим воском.[1]

Батик

Ручная художественная роспись тканей – своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

В основе техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться неокрашенными и образовать узор.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

Все эти способы получили название «батик». Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов – так называемых набоек (от слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

В нашей стране художественная роспись тканей существует примерно с 30-х гг. XX в. и за время своего существования получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера – занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и т. д.[2],[3]

Виды батика

Существует несколько видов батика: горячий батик, холодный батик, узелковый батик, свободная роспись, роспись с помощью аэрографа.

При использовании техники горячего батика процесс начинается с нанесения на белую ткань абриса будущего рисунка. Расплавленный воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань окрашивают. На следующей стадии полотно покрывают воском и окрашивают снова. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. По завершении работы воск с поверхности ткани выпаривают утюгом.

В технике холодного батика используется специальный прозрачный резервирующий состав, который представляет собой густую массу резинового происхождения. Холодный резерв наносится стеклянной трубочкой с резервуаром. Можно также использовать готовые цветные резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Техника узелкового батика заключается в том, что ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются непрокрашенными. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос, их сочетаний. Чтобы получить узор в виде пробелов определенной конфигурации во внутрь узелков можно помещать мелкие предметы (пуговицы, камешки).

Свободная роспись предполагает предварительную грунтовку ткани солевым раствором или специальным составом, который ограничивает растекаемость краски по ткани.

Роспись с помощью аэрографа: краски разбрызгивают по ткани с помощью пульверизатора. Можно так же использовать готовые краски по ткани в аэрозольной упаковке.[1]

Материалы для батика

На стол укладывается деревянная раздвижная рама – пяльцы, состоящие из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами – барашками, делающими раму устойчивой.

Рисунок 1 – Деревянная раздвижная рама

Рисунок 1 – Деревянная раздвижная рама

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям – более тонкий.

Рисунок 2 – Контур

Рисунок 2 – Контур

Для росписи способом горячий батик следует запастись более сложными приспособлениями и инструментами. Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в котором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»).

Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, перечисленных в холодном батике, необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти.

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде и спирте, обладающие высокой кроющей способностью, имеющие большую гамму чистых ярких красок.

Растворы таких красителей – краски должны легко растекаться на ткани, глубоко пропитывать ее и закрепляться без предварительной подготовки ткани.

Чаще всего для батика используют шелк. Резерв легко проникает в его структуру, что препятсвует растеканию краски за контур. Кроме легкого шелка можно расписывать атлас, хлопок, шерсть, синтетику.

Соль используют для создания эфективных фактурных узоров на ткани. Ее насывают на влажную окрашенную ткань и оставляют до полного высыхания. Потом соль стряхивают и на ткани появляются красивые разводы. Фен необходим для создания акварельных разводов, а также чтобы сократить время высыхания контуров, и краски. Карандаши и исчезающие маркеры нужны для обводки рисунка, для этого подложите эскиз под шелк и обедите исчезающим маркером(после стирки линии исчезнут)[4 – 6]

Рисунок 3 – Свойство соли

Рисунок 3 – Свойство соли [7]

Личный опыт

Мое знакомство с батиком началось когда мне было 8 лет. В детсве мне нравилось рисовать и я попросила родителей отдать меня в Детский дом творчества. На первом же занятии я познакомилась с батиком. Задание было нарвисовать подводный мир. Тогда резервирующий контур использовался с помощью обычных восковых мелков. В дальнейших своих работах я использовала специальные контуры и краски. Мама до сих пор хранит мою первую работу.

Список использованной литературы

  1. Что такое батик? [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.mini-art.info/batik_ru.htm
  2. Техники батика [Электронный ресурс] – режим доступа:http://works.doklad.ru/view/_Lgy4RmGlgw/3.html
  3. Шёлковый путь Марии Каминской. Батик. [Электронный ресурс] – режим доступа:https://alionushka1.livejournal.com/774049.html
  4. Техника росписи ткани - батик - Мой мир искусств [Электронный ресурс] – режим доступа:https://myart.in.ua/about-art/batik/
  5. Двух слойный батик «сакура» [Электронный ресурс] – режим доступа:http://surfingbird.ru/surf/en.wd1d38
  6. Батик. Горячий, холодный, узелковый [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.liveinternet.ru/users/ludmila111213/post335542489/
  7. Батик. Роспись по шелку... художник Татьяна Ивличева [Электронный ресурс] – режим доступа:http://surfingbird.ru/surf/en.wd1d38

Обзор аналогичных статей

  1. То, что мы любим или как провести свободное время с пользой [Электронный ресурс] – режим доступа:http://masters.donntu.ru/2011/igg/ilyshenko/ind/index.htm
  2. Изобразительное искусство [Электронный ресурс] – режим доступа:http://masters.donntu.ru/2016/fknt/popova/ind/index.htm