Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Идеальное – философская категория, которая понимается как самостоятельное начало, как внематериальная реальность. В этом смысле, в идеалистической традиции, оно часто понимается и как обладающее приоритетом первичности и большей важности. Поскольку существование материального – противоположности идеального – обусловлено, является вторичным по отношению к идеальному, то и приоритетом в онтологически-бытийном смысле обладает идеальное. Следовательно, идеальное есть ещё и, согласно идеалистическим традициям, абсолютная реальность. Однако, чаще всего, идеалистические традиции не утверждают критических положений относительно материального. Поэтому, материальное также обладает статусом реальности, но обусловленной идеальным.

Исходя из этого, проблема идеального в философии и в религиоведении, является, возможно, одной из наиболее фундаментальных и категориально значимых тем. Её неисчерпаемость подтверждалась тысячелетиями философских дискуссий. На пути к решению этой проблемы необходимо учитывать весь мировой опыт в этой области. Следовательно, необходимы концептуальные исследования такого рода.

1. Актуальность темы

Исходя из фундаментальной значимости данной темы, её актуальность подтверждается тем, что она является предметом спора на протяжении десятков веков. Останавливаясь подробнее, можно сказать следующее. Кроме того, что эта тема является безусловно актуальной в рамках практически любого философского дискурса, она также применима для решения конкретных вопросов, в некоторых случаях мировоззренческого плана. Например, она разноаспектна. Идеалистом можно быть, решая основной вопрос философии, можно и в частных вопросах, можно и полностью. Так, занимая позицию относительно идеального, можно кардинально поменять методологию, смыслы и понимание, например, следующих наук. Онтологии – признание идеального начала в бытии, гносеологии – признание в познании, аксиологии – в теории ценностей, а также практически в любой области философской науки. Исходя из этого, тема актуальна как в общем, так и относительно почти любого направления философии – в частности.

Объект исследования – история философской и религиоведческой мысли.

Предмет исследования – проблема идеального.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является раскрытие сути проблемы понимания идеального как философской категории.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть суть проблемы идеального.
  2. Раскрыть понятийную определённость идеального.
  3. Рассмотреть суть идеального как предмета дискуссии в философской мысли СССР в 60-80 годы 20 в.
  4. Изучить особенность понимания идеального в религиоведческой мысли.
  5. Результаты будут заключаться в концептуальном раскрытии проблемы идеального в исторической ретроспективе философской и религиоведческой мысли.

3. Обзор исследований и разработок

Идеальное, как было сказано, рассматривалось огромным количеством мыслителей всех эпох и культур [1, с. 219], [5]. Поэтому сделать всеобъемлющий обзор не представляется возможным в рамках данной работы. Наметим основные результаты некоторых актуальных исследований. Прежде всего, необходимо заметить, что исследования идеального необходимо разделить на исследования его как такового – мыслителями напрямую, эта часть - первоисточники, и на исследования теории понимания идеального, эта часть - критика. Уточнения данных понятий даны, чтобы понимать о каких именно первоисточниках и критике идёт речь.

3.1 Обзор международных источников

В первую очередь среди таковых выделим труды Платона и Аристотеля. Платон оставил наиболее проработанную теорию идеализма в Античности. Он трактовал идеи как прообразы материальных вещей, которые являются умопостигаемыми, а мир идей как истинное бытие. В поздней античной философии крупнейшими представителями идеализма были неоплатоники Плотин и Прокл [6].

Античные философы, внёсшие большой вклад в понимание идеального

Античные философы, внёсшие большой вклад в понимание идеального
(Сократ, Платон, Аристотель, Плотин, Прокл)

Средние века были расцветом идеалистической философии. Можно с уверенностью сказать, что каждый (за редчайшими исключениями) представитель средневековой философии, особенно в Европе, как западной, так и восточной, был идеалистом. Сюда можно отнести и знаменитых восточных философов и богословов – Григория Нисского, Григория Паламу, Григория Богослова, Василия Великого и других. Также идеалистами были и западные мыслители – от Боэция и Иоанна Скотта Эриугены, до Иоанна Дунса Скотта. Идеалистами, безусловно, были сторонники всех позиций относительно вопроса об универсалиях, одного из главных споров, решение которого разделяло средневековых мыслителей. Идеалистами были Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Пьер Абеляр. Идеализм доминировал и на арабском востоке – его позиции разделяли Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Араби и другие [10].

В период эпохи Возрождения позиции идеализма ослабевают [7]. Например, Леонардо да Винчи в своих трактатах рассуждал уже как материалист. Фичино и Монтень были намного более материалистами, хотя открыто и не заявляли критики идеализму. Но во все эти периоды ещё нельзя точно говорить о материализме и идеализме в современном понимании. Все труды этих мыслителей – первоисточники, могут быть отнесены к идеализму, или материализму лишь условно, поскольку сами философы ещё не владели такой терминологией, с современными её значениями. Ни Боэций, ни Кампанелла не писали о своей приверженности тому или иному направлению в данной дихотомии, поскольку таких дефиниций ещё не было. Но с высоты современных результатов мы можем условно указать их позиции как более близкие тому или иному направлению.

Итак, массовый отход от идеализма закрепляется в Новое время, когда идеалистов становится ещё меньше [9]. В дополнение к ренессансному антропоцентризму, который повлиял на развитие материализма как тенденция мысли эпохи, развивается наукоцентризм и механицизм. Второй в большей степени, чем первый утверждает тезисы материализма, однако строгой и чётко определённой разницы ещё нет. Один из знаменитейших тезисов эпохи раскрывающий позицию многих мыслителей того времени озвучивает Ламетри – «человек-машина». Это как нельзя лучше иллюстрирует настроение эпохи. Однако, в этот же период живёт и творит, к примеру, Д. Юм – знаменитый философ, которого можно назвать идеалистом. Термин идеализм вводит Г. В. Лейбниц. И уже во времена французского Просвещения мы можем говорить о материализме и идеализме как таковых. Мыслители эпохи Просвещения были особенно привержены ему.

Лейбниц.jpg

Лейбниц

Материалистами, полностью или частично были: Вольтер, Монтескье, Руссо, Смит, Фергюсон и многие другие [8]. Наконец, о концептуальном идеализме и материализме, о сильнейших системах и с той и с другой стороны мы можем говорить после немецкой классической философии. Представителями этого направления были Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. Все они были идеалистами. Этот период был своеобразным ренессансом идеализма Европы после материалистической эпохи Возрождения и Нового времени. Особенно показательной и развитой здесь была система Г. В. Ф. Гегеля, который был объективным идеалистом и создал всеобъемлющую систему философии.

Гегель.jpg

Гегель

Итак, после этой ступени развития философии концептуализируются идеализм и материализм как противоположные направления в осмыслении почти всех вопросов философии, как разные системы мировоззрения. «Могильщик» немецкой классической философии Л. Фейербах был назван так, возможно преувеличено, поскольку немецкий идеализм по сей день остаётся одной из всемерно развитых и актуальных систем, в отличие от неоднократно критиковавшейся философии самого Фейербаха. Но, при этом исторически утвердился переход к новому периоду философской мысли именно после опубликования им своих работ. Далее, в 1848 году Карл Маркс издаёт Манифест Коммунистической партии и подкрепляет этим собственное метафорическое положение «призрак ходит по Европе, призрак коммунизма», что можно было бы сказать и о материализме. После этого события материалистические мировоззрения начинают развиваться в Европе особенно быстро.

Если 19 век мы можем назвать ещё эпохой противостояния материализма и идеализма, то в 20 веке материализм доминирует в очень многих культурах и странах. Именно в 20 веке уже можно начинать говорить чаще о критике, хотя и нельзя утверждать уменьшение количества первоисточников. Первоисточники, безусловно, продолжают разрабатываться, но критическое рассмотрение предшественников становится особенно важным. Конечно и Лейбниц, и Гегель, и Маркс, и даже более того, Диоген Лаэртский в Античности, писали критику как относительно идеализма, так и относительно материализма (с известной указанной поправкой на понимание смысла этих терминов), но в 20 веке она особенно развивается, становится, если можно так сказать, концептуальным философским жанром, который часто пишется не ради утверждения собственных положений (как очень часто ранее – критика предшественников, за которой следовали собственные положения и заключения), а ради себя самой, ради исследования достижений и позиций, мировоззрений предшественников. Многие направления философии 20 века зародились в 19 веке и в отношении этих периодов уже более целесообразно говорить именно о направлениях и школах, нежели об отдельных мыслителях, чтобы осветить полную картину. Итак, основные направления мысли этого периода – это феноменология, герменевтика, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, прагматизм, неопозитивизм, аналитическая философия и другие. Среди них были философы как представители идеализма, и, следовательно, оставившие как первоисточники, так и критику в отношении идеализма как направления, так и представители материализма, с аналогичным наследием. Важными являются критические исследования материалистически ориентированными философами идеального и идеализма и наоборот, которые тоже имели место быть не менее часто.

Таким образом, идеальное как философская проблема рассматривалось, изучалось и понималось представителями зарубежной философии во все эпохи, вплоть до сегодняшнего дня, и продолжает изучаться [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20].

3.2 Обзор национальных источников

Русская философская традиция до начала 20 века была по большей части именно идеалистической, поэтому именно она дала очень многое для понимания идеального. В 20 веке идеальное продолжало оставаться предметом дискуссии, что ещё больше углубило понимание данной проблемы отечественными мыслителями. Нужно сказать, что в отношении данных вопросов именно отечественная философия является передовой и демонстрирует глубинное понимание сути проблемы.

Итак, первыми отечественными мыслителями были такие философы (уточним, что философией в строгом понимании это не являлось, скорее – именно мыслители), как митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Феодосий Печерский и другие. У всех русских мыслителей вплоть до 17 века можно однозначно выделить большую склонность к идеализму, опять же, с уточнением приблизительного значения этого термина, учитывая особенности культуры мысли эпохи. Русскую мысль этого периода интересовали в большей, иногда в абсолютной степени, именно вопросы идеального и идеалистического характера. Данная тенденция в целом сохранилась вплоть до эпохи Просвещения, когда она, безусловно, не перестала существовать и также продолжила своё развитие, но наряду с ней появилась и другая. Первыми русскими материалистами (хотя это не был строгий материализм, например у М.В. Ломоносова, равно как и у Вольтера, можно найти проявления обоих типов мировоззрений, поэтому классификация здесь продолжает быть условной) были такие философы и учёные, как Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и другие. Но, как было сказано, идеалистическая традиция продолжила развиваться.

Это дало возможность появления всех великих русских философов 19 и 20 веков. Данный период в истории русской философии называется характерно – «русский идеализм», или «русская религиозная философия». Таким образом, все русские мыслители принадлежащие к этому направлению оставили первоисточники, благодаря которым можно оценить глубину их понимания идеального как категориального философского смысла. К этому направлению принадлежали все философы Российской империи, а впоследствии русской эмиграции, за исключением направлений народничества, анархизма, марксизма и позитивизма, а также некоторых отдельных представителей. Можно выделить такие течения – славянофильство и западничество как одни из наиболее ранних (в них редко рассматривалось собственно идеальное, поэтому они могут быть отнесены сюда в общем виде), почвенничество, которое в частности представлено Ф.М. Достоевским, толстовство, космизм, софиология (возможно – течение в котором проблеме идеального во всех её отношениях придавалось наибольшее значение), среди представителей которой был В.С. Соловьёв, и многие другие.

Флоренский.png

Флоренский

Следующей ступенью в осмыслении категории идеального была философская дискуссия, возникшая в СССР в 60-е годы 20 века, которая была собственно посвящена проблеме идеального как таковой. Этой проблематике в работе будет уделено особенно большое значение. Среди основных представителей различных сторон спора нужно обозначить Э.В. Ильенкова, М. А. Лифшица, Д. И. Дубровского [2, с. 3], [3, с. 59], [4, с. 5]. В результате дискуссии были выдвинуты и аргументированы новые концепции решения проблемы идеального [11], [12], [13].

Ильенков.jpg

Ильенков

3.3 Обзор локальных источников

Среди исследований в данной области проведённых в ДонНТУ необходимо прежде всего отметить многочисленные работы Т.Э. Рагозиной, к. филос. н., доц., зав. каф. «Философия». В данных работах имеется не только глубокий анализ и понимание указанной проблемы, но также и рассмотрены множество смежных вопросов, особенно на стыке таких направлений философии как: философия культуры, философия истории, социальная философия.

Выводы

В результате проведённой работы планируется раскрыть суть проблемы идеального в философии и религиоведении, проанализировать историю вопроса и прийти к пониманию и изложению его сущности. Результаты исследования будут полезны для понимания идеального как философской и религиоведческой категории для их последующего изучения, поскольку будут содержать в себе анализ последних разработок и достижений мыслителей, а также концептуальную характеристику.

Список источников

  1. Философская энциклопедия в 5 томах. Т. 3. – М.: «Советская энциклопедия», 1962. – 576 с.
  2. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М.: Канон+, 2002. – 368 с.
  3. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. 2-е изд. К.: «Час-Крок», 2006. – 312 с.
  4. Эвальд Васильевич Ильенков / Э. В. Ильенков; [под ред. В. И. Толстых]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 431 с: ил. - (Философия России второй половины XX в.).
  5. Идеализм как одно из направлений философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.filosense.ru/idealizm_kak_odno_iz_napravleniy_filosofii-400.html
  6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
  7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 - 576. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mts.edu.27.ru/biblio/Phil/colection/pdf/2001_hist_phil.pdf
  8. Алексеев П. В. История философии: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 240 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.kdais.kiev.ua/files/alekseev.pdf
  9. Гриненко Г. В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cathedra.icc.dgu.ru/Content/files/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%93_%D0%92_%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_2004%20-688%D1%81.pdf
  10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 800 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2012/11/20/history_philosophy.pdf
  11. Ильенков Э. В. Идеальное. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12511405
  12. Ильенков Э. В. Проблема идеального [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fignissimo.ru/books/70.pdf
  13. Ильенков Э. В. Диалектика идеального [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/07/17/1216016657/Logos_1_2009_evald_ilenkov.pdf
  14. Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.com.ua/books?hl=ru&lr=&id=glT-AgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA53&dq=%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%B8+%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5&ots=i2umirYw6k&sig=4GF7yjDBtlLnkBouHx9Yi0eurOM&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
  15. Электронный философский словарь. Идеализм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_dict/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  16. Электронный философский словарь. Идеализация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_dict/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
  17. Основной вопрос философии и две его стороны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/03/osnovnoy-vopros-filosofii-i-dve-ego-storony.html
  18. Бурлака Д. К. Идеализм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russidea.rchgi.spb.ru/ideasinrussia/filcategory/index.php?ELEMENT_ID=2671
  19. Проблема сознания в философии. Материализм и идеализм о природе сознания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-filosofii-otvety-na-voprosy/413-problema-soznanija-v-filosofii-materializm-i
  20. Глаголев С. С. Идеализм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-5/idealizm.html