Українська   English
Сайт ДонНТУ Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Выбор профессии – важный этап в процессе самоопределения каждого человека. В ходе него необходимо адекватно оценить свои личностные качества и практические навыки, а затем сопоставить их с требованиями к существующим профессиям.

Большинство выпускников обосновывают выбор будущей профессии собственными интересами, мнением родных или друзей (окружающих), лишь малая часть делает его исходя из своих реальных способностей.

Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Негативными последствиями неудачного выбора профессии может оказаться неудовлетворённость своей работой, слабая производительность труда, перенапряжение, чувство социального дискомфорта и ненужности, стресс и раздражительность.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учётом особенностей личности, навыков и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1].

К этапам принятия решения о выборе будущей профессии можно отнести:

  1. Составление перечня профессий, существующих в интересующей сфере.
  2. Ознакомление с подробным описанием данных профессий, необходимыми для них требованиями и уровнем подготовки, характером работы и условиями труда.
  3. Оценка реальной возможности трудоустройства по выбранному направлению.
  4. Анализ и выявление собственных качеств и навыков.
  5. Сопоставление своих результатов со стандартами профессий.

1. Актуальность темы

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям современного рынка труда.

Современный рынок труда предлагает огромное число новых профессий. Начинающим специалистам, студентам и школьникам очень сложно определиться с выбором будущей профессии в таких условиях. Чаще всего им требуется поддержка и консультация родных, друзей или же профессиональных консультантов. Выбор карьеры становится всё более сложным из-за разнообразия человеческих качеств и способностей, каждый человек обладает навыками в определенной области и может соответствовать сразу нескольким профессиям. Кроме того, всё более стремительный прогресс привел к расширению специализированных областей занятости. Основная проблема трудности выбора профессии среди студентов заключается в том, что они не знают как принять верное решение и им не хватает информации.

Решением данной проблемы может стать разработка интеллектуальной экспертной системы, которая на основании оценки личностных качеств и профессиональных навыков человека подберёт для него наиболее подходящую профессию. Использование программного средства позволит принять правильное решение при выборе будущей профессии.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными – К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации, располагает исследованиями Ф. Парсонса, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Томаса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

Требования современного общества возрастают и ранее разработанные методики, используемые в профориентации и по сегодняшний день, в полной мере не могут соответствовать им, так как в них отсутствует возможность учёта всех необходимых характеристик личности и профессиональных навыков. В связи с этим требуется разработка более современного подхода для решения проблемы профессионального выбора [2].

2. Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка интеллектуальной экспертной системы профориентации будущих IT-специалистов на базе методов нечёткой логики.

Поставленная цель достигается путём решения следующих задач (рисунок 1):

  1. Исследование современного рынка труда и выявление наиболее востребованных профессий в сфере IT.
  2. Изучение профстандартов, требований работодателей и мнений экспертов и составление перечня личностных качеств и профессиональных навыков, необходимых для работы в сфере IT.
  3. Исследование и анализ методов и моделей, применяемых для решения задачи профориентации.
  4. Разработка нового подхода формирования профессиональных рекомендаций на базе методов нечёткой логики и экспертных оценок.
  5. Разработка программной реализации экспертной системы профориентации.
  6. Тестирование работы программного средства.
  7. Оценка корректности результатов работы программы.

Основным назначением системы является профконсультирование студентов и абитуриентов, а также представление информации в форме, удобной для анализа результатов профориентационной работы.

Основные задачи при построении профориентационной системы

Рисунок 1 – Основные задачи при построении профориентационной системы

3. Практическое значение полученных результатов

Разработанное программное средство планируется использовать для исследования профессиональных склонностей студентов, школьников или в качестве онлайн-профконсультации при выборе профессии в сфере IT. Возможно использование данного продукта в центрах занятости и приёмных кампаниях ВУЗов для оказания помощи при выборе направления обучения.

Использование программы позволит:

  1. Повысить эффективность и достоверность процесса профориентации.
  2. Обеспечить возможность самостоятельного профессионального самоопределения для школьников, абитуриентов, студентов с целью определения их профессиональных предпочтений и уровня пригодности к конкретной профессии.
  3. Повысить эффективность и гибкость работы приёмной кампании ВУЗов благодаря мониторингу абитуриентов.
  4. Снизить время обработки результатов и осуществить информационную поддержку принятия решений о выборе профессионального направления.

4. Обзор рынка труда IT-специалистов

Сфера информационных технологий отличается стремительным темпом развития, появляются новые профессии и требуются высококвалифицированные специалисты. Современный портрет специалиста в области IT существенно отличается от того, который был лет десять назад. Это уже не молчаливый, сосредоточенный, не отрывающийся от компьютера человек, а коммуникабельный сотрудник, готовый к саморазвитию и работе в команде [3].

В ходе анализа современного рынка труда, профессиональных стандартов и требований руководителей IT-предприятий, был составлен перечень наиболее востребованных профессий в сфере IT, а также личностных качеств и профессиональных навыков, которые послужат в качестве входной информации для исследования (табл. 1).

Таблица 1 – Профессиональные навыки и личностные качества, необходимые специалистам в области IT

Личностные качества и навыки
Личностные качества K1 Ответственность
K2 Коммуникабельность
K3 Внимательность
K4 Самостоятельность
K5 Самообучение и саморазвитие
K6 Умение работать в команде
K7 Умение работать с большими объемами информации
K8 Стрессоустойчивость
K9 Тактичность
K10 Креативность
K11 Аккуратность
K12 Исполнительность
K13 Инициативность
K14 Пунктуальность
K15 Целеустремлённость
K16 Организованность
K17 Амбициозность
K18 Энергичность
K19 Активная жизненная позиция
K20 Лидерство
K21 Гибкость мышления
K22 Логическое мышление
K23 Ориентированность на результат
K24 Обучаемость
K25 Умение планировать (работу/задачи/время)
K26 Уверенность в себе
K27 Аналитическое мышление
K28 Системное мышление
K29 Грамотность
K30 Усидчивость
K31 Трудолюбие
K32 Сообразительность
K33 Стратегическое мышление
Профессиональные навыки K34 Владение английским языком
K35 Владение ОС (Windows, Linux или др.)
K36 Владение программами пакета MS Office (Word, Excel, Power Point и др.)
K37 Владение языками программирования (C, C++, C#, Java или другим)
K38 Владение базовыми средствами веб-программирования HTML/CSS/PHP/JavaScript/jQuery/Bootstrap/CMS и др.
K39 Владение графическими редакторами(Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw и др.)
K40 Умение разбираться в чужом коде
K41 Умение работать с СУБД (MS Access, MySQL, MS SQL Server, Firebird, Visual FoxPro, PostgreSQL, Cache или др.), составлять запросы к БД.
K42 Навыки продвижения сайтов и рекламы
K43 Поиск информации (Умение пользоваться поиском в Internet)
K44 Понимание принципов работы сетевых моделей OSI и TCP/IP

В качестве выходных факторов были выбраны самые популярные профессии в области IT:

  1. IT-директор/ Руководитель IT-отдела
  2. Менеджер IT-проектов
  3. Разработчик (Программист) БД/ Администратор БД
  4. Программист-разработчик ПО
  5. Тестировщик ПО
  6. Веб-программист (разработчик)
  7. Веб-дизайнер/ Графический дизайнер
  8. Специалист по информационной безопасности (защите информации)
  9. Системный администратор
  10. Специалист по обслуживанию и ремонту компьютерной техники/ Сервисный инженер/ Техник
  11. Интернет-маркетолог/ SMM-менеджер/ SEO-специалист
  12. Администратор сайта
  13. Контент менеджер/ Копирайтер/ Рерайтер
  14. Технический писатель
  15. Оператор службы технической поддержки
  16. Преподаватель компьютерных курсов/ Учитель информатики
  17. Аналитик данных/ Системный аналитик
  18. Архитектор ПО/ Системный архитектор

Для каждой должности определённые качества должны быть сформированы на высоком уровне, а другие на более низком. Чтобы соответствовать требованиям определенной профессии IT-специалисты должны обладать определенными доминирующими качествами [4, 5]. На основе профстандартов и пожеланий работодателей, была разработана эталонная модель IT-профессий (рисунок 2)

 Эталонная модель IT-профессий

Рисунок 2 – Эталонная модель IT-профессий
(анимация: 7 кадров, 6 циклов повторения, 183 килобайта)
(Ki – качества, Pj – профессии)

5. Применение методов нечёткой логики для решений задачи подбора профессии

Предполагается, что разрабатываемая система будет работать в двух режимах:

Модель системы на основе нечёткой логики представлена на рисунке 3 [6].

Модель системы на основе нечёткой логики

Рисунок 3 – Модель системы на основе нечёткой логики

Сначала наполняется база знаний системы, которая включает в себя перечень профессий, личностных качеств и профессиональных навыков. В режиме профконсультации общение с системой осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат, а именно рекомендация подходящей для него профессии.

Решение основной задачи системы основывается на подходе, использующем нечёткие правила. Этот подход имеет три отличительные черты:

  1. Используются лингвистические переменные вместо числовых или в дополнение к ним.
  2. Простые отношения между переменными описываются с помощью нечётких высказываний (правил).
  3. Сложные отношения описываются нечёткими алгоритмами.

Лингвистической переменной называется набор <β, T, X, G, M>, где:

β – имя лингвистической переменной;

T – базовое терм-множество, множество значений лингвистической переменной, представляющее имена нечётких переменных;

X — универсум нечётких переменных, область определения;

G — синтаксическая процедура генерации новых термов;

M — семантическая процедура, преобразующая новое значение лингвистической переменной в нечёткую переменную, то есть формирующая соответствующее нечёткое множество [7].

Шкала оценивания задается с помощью лингвистической переменной K=[K1, K2, ..., Kt], t = N .

β – уровень владения качеством или навыком;

T– {Низкий, Ниже среднего, Средний, Выше среднего, Высокий};

X — [0;1]

M — процедура задания на X = [0, 1] нечётких подмножеств представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Процедура задания нечётких подмножеств

Уровень владения качеством/навыком Числовое значение показателя
Высокий 0,81 — 1,0
Выше среднего 0,61 — 0,8
Средний 0,41 — 0,6
Ниже среднего 0,21 — 0,4
Низкий 0 — 0,2

N - количество качеств/навыков (44).

L – количество уровней владения качеством/навыком (5).

Pj – профессия.

U = [Umin, Ui, ..., Umax] – степень соответствия профессии.

Kt - требуемый уровень владения качеством или навыком.

Kr - реальный уровень владения качеством или навыком.

Общий вид правил:

ЕСЛИ Kr ≥ Kt ТО Pj подходит на Ui = 1/N.

ЕСЛИ Kr < Kt ТО Pj подходит на Umin = (1/N)/L, Ui = Umin + Ui-1, Umax= 1/N.

Найти: Pj = max ∑1N Ui

Для каждой профессии разрабатываются правила. Например:

Должность: Оператор службы технической поддержки

Качество: Лидерство

Необходимый уровень обладания качеством: Низкий (0 - 0,2)

  1. ЕСЛИ Лидерство = Низкий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  2. ЕСЛИ Лидерство = Ниже среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  3. ЕСЛИ Лидерство = Средний, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  4. ЕСЛИ Лидерство = Выше среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  5. ЕСЛИ Лидерство = Высокий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)

Качество: Амбициозность

Необходимый уровень обладания качеством: Ниже среднего (0,21 - 0,4)

  1. ЕСЛИ Амбициозность = Низкий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N - ((1/N)/L)= 0,0182)
  2. ЕСЛИ Амбициозность = Ниже среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  3. ЕСЛИ Амбициозность = Средний, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  4. ЕСЛИ Амбициозность = Выше среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  5. ЕСЛИ Амбициозность = Высокий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)

Качество: Креативность

Необходимый уровень обладания качеством: Средний (0,41 - 0,6)

  1. ЕСЛИ Креативность = Низкий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = U2 - Umin= 0,0137)
  2. ЕСЛИ Креативность = Ниже среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N - ((1/N)/L)= 0,0182)
  3. ЕСЛИ Креативность = Средний, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  4. ЕСЛИ Креативность = Выше среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  5. ЕСЛИ Креативность = Высокий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)

Качество: Внимательность

Необходимый уровень обладания качеством: Выше среднего (0,61 - 0,8)

  1. ЕСЛИ Внимательность = Низкий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = U2 - Umin= 0,0092)
  2. ЕСЛИ Внимательность = Ниже среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = U3 - Umin= 0,0137)
  3. ЕСЛИ Внимательность = Средний, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N - ((1/N)/L)= 0,0182)
  4. ЕСЛИ Внимательность = Выше среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)
  5. ЕСЛИ Внимательность = Высокий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)

Качество: Тактичность

Необходимый уровень обладания качеством: Высокий (0,81 - 1)

  1. ЕСЛИ Тактичность = Низкий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = U2 - Umin= 0,0045)
  2. ЕСЛИ Тактичность = Ниже среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = U3 - Umin= 0,0092)
  3. ЕСЛИ Тактичность = Средний, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = U4 - Umin= 0,0137)
  4. ЕСЛИ Тактичность = Выше среднего, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N - ((1/N)/L)= 0,0182)
  5. ЕСЛИ Тактичность = Высокий, ТО подходит профессия Оператор службы технической поддержки (U = 1/N = 0,0227)

На основании составленной базы правил будет выделена самая подходящая профессия и сформирован общий рейтинг соответствия профессиям.

Выводы

Магистерская работа посвящена актуальной теме профориентации будущих специалистов IT-сферы. В рамках проведенных исследований выполнено:

  1. Исследование рынка труда и выявление наиболее востребованных профессий в сфере IT.
  2. На основе исследования профстандартов и требований работодателей составлен перечень личностных качеств и профессиональных навыков, необходимых для работы в сфере IT.
  3. Разработан новый подход формирования профессиональных рекомендаций на базе методов нечёткой логики.

Дальнейшие исследования направлены на следующие аспекты:

  1. Качественное совершенствование предложенного подхода.
  2. Составление полной базы правил для решения задачи.
  3. Программная реализация экспертной системы профориентации.
  4. Тестирование работы программного средства.
  5. Оценка корректности результатов работы программы.

Качественный анализ данных возможен при наличии полной информации о профессиях, навыках и личностных качествах. Таким образом, подбор наиболее подходящей профессии целесообразно проводить с использованием экспертной системы, работа которой позволит получить объективную оценку соответствия навыков и качеств человека профессиям в сфере IT и подобрать наиболее подходящую. Использование нечётких показателей позволит учесть все требования, предъявляемые к специалистам в данной области.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: май 2018 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Чистяков Н.Н. Профессиональная ориентация / Н.Н. Чистяков. - М., 2009.- с. 274.
  2. Ивашина А.В. Модели и методы построения систем интеллектуальной поддержки профориентации : дис. канд. техн. наук : 05.13.01 / Ивашина Анастасия Владимировна. - Красноярск, 2008. - с. 4-8.
  3. Личные качества специалиста в сфере IT и телекоммуникаций [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://moeobrazovanie.ru/...
  4. Насейкина Л.Ф. Автоматизация подбора персонала IT-отдела // Вестник ОГУ. 2014. №9 (170). с. 191.
  5. Насейкина Л.Ф., Соколова И.М. Автоматизация поддержки принятия решения подбора персонала IT-отдела на основе оценки профессионально-значимых и личностных качеств кандидатов // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер.XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(29). – Новосибирск: СибАК, 2014.
  6. T.R. Razak, M.A. Hashim, N.M. Noor, I.H.A. Halim and N.F.F. Shamsul, Career path recommendation system for UiTM Perlis students using fuzzy logic, International Conference on Intelligent and Advanced Systems (ICIAS), Pp. 1-5, 2014.
  7. Выклюк А.В., Землянская С.Ю. Разработка методики оценки компетентности сотрудников IT-отдела с помощью систем нечёткого вывода // Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование в рамках III форума «Инновационные перспективы Донбасса» (ИУСМКМ – 2017): VIII Международная научно-техническая конференция, 25 мая 2017, г. Донецк: / Донец. национал. техн. ун-т; редкол. Ю.К. Орлов и др. – Донецк: ДонНТУ, 2017. – с. 281-286.
Наверх
Вниз