Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Актуальность. Развитие и экономический рост предприятия невозможен без совершенствования прежде всего системы управления расходами деятельности, поскольку именно расходы являются основным фактором влияния на доходность предприятия, которая обеспечивает его конкурентоспособность и экономическую стабильность. Основной проблемой учета расходов деятельности предприятия есть проблема полноты и своевременности их отражения в системе учета.

1. Цели и задачи исследования

Целью данной статьи является рассмотрение и изложение первичного учета расходов предприятия.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть основы первичного учета расходов;
  2. Изучить первичные регистры учёта расходов;
  3. Выявить проблемные аспекты учета расходов;
  4. Ознакомиться с организацией бухгалтерского учета расходов в условиях предприятия.

Объект исследования: учет материальных затрат предприятия.

Предмет исследования: теоретические и практические аспекты учёта материальных затрат предприятия.

2. Обзор исследований и разработок

Исследованием учета расходов предприятия занимались такие ведущие ученые и теоретики бухгалтерского учета как Бутинец Ф.Ф., Завгородний В.П., Лишиленко А.В..

Исследование научных трудов отечественных ученых, а также оценка практики ведения бухгалтерского учета на предприятиях, говорит о наличии нерешенных и дискуссионных вопросов относительно терминологии, порядка признания расходов, их оценки и классификации.

3. Основная часть

Большую часть расходов предприятия составляют затраты на приобретение материальных ценностей. С целью контроля поступления и оприходования ТМЦ от поставщиков бухгалтерия или отдел снабжения (если он есть) ведут журнал учета поступивших грузов (форма № М-1). Заполняют журнал на основании первичных документов по поступлению ТМЦ. В нем делают отметки о запросах, связанных с розыском грузов, которые не поступили.

Для получения ТМЦ от поставщика по наряду, счету, договору, заказу представителю получателя выдают доверенность. Доверенность на получение ценностей от поставщика по наряду, счету, договору, заказу, соглашению или другому документу, который их заменяет, выдается доверенному лицу под расписку и регистрируется в журнале регистрации доверенностей.

При приемке грузов экспедитор должен проверить соответствие количества и качества ТМЦ сопроводительным документам. В случае наличия повреждений контейнеров, отсутствия или замены пломб и в других случаях от железной дороги требуют составить коммерческий акт. Порядок приемки ТМЦ по количеству и качеству регулируется инструкциями и соответствующим разделом устава железной дороги.

Доставленные на предприятие ТМЦ экспедитор или другое лицо сдает на склад. Заведующий складом, принимая груз, на сопроводительном документе делает запись такого содержания "Поименованные в счете-фактуре ценности соответствуют количеству и качеству, указанному в нем, и принятые мной". Там же он ставит дату и свою подпись. На предприятии для этого можно использовать специально изготовленный штамп.

На принятые ценности заведующий складом может составлять приходный ордер (форма № М-4). В таких случаях он прикладывается к материальному отчету, а сопроводительные документы на ТМЦ сдаются в бухгалтерию отдельно.

В случае выявления несоответствия фактического количества, качества, комплектности данным сопроводительных документов прием ценностей прекращается и вызывается представитель поставщика. В случае его неявки ценности принимает комиссия, в состав которой входит также представитель незаинтересованной организации.

Комиссия составляет акт о приемке материалов (форма № М-7), который подписывает также заведующий складом, подтверждая факт приемки ценностей. Акт составляют в двух экземплярах, один из которых является основанием для оприходования ценностей, а второй используется для оформления претензий поставщику. Аналогично осуществляется прием ценностей в тех случаях, когда отсутствуют сопроводительные документы.

Поступление из производства готовой продукции оформляют накладной-требованием, рапортами о выработке продукции за смену, маршрутными листками, ведомостями.

Отпуск сырья, материалов, топлива в производство осуществляют на основании соответствующих расходных документов придерживаясь действующих лимитов. Все документы на отпуск материалов со склада должны быть подписаны руководителем предприятия и главным бухгалтером.

Разовый отпуск ТМЦ для использования или перемещения внутри хозяйства осуществляют по накладным (форма № М-11). Накладная, как правило, выписывается в двух экземплярах, один из которых передается на склад, второй остается у получателя ценностей.

При систематическом отпуске материалов вместо разовых накладных используют накопительные документы - лимитно-заборная карта на получение материальных ценностей (форма № М-8). Она выписывается на срок в течение месяца. В ней указывается лимит, в пределах которого могут быть отпущены материалы.

Карточка составляется в двух экземплярах, один из которых находится у получателя и является документом для оприходования ценностей, а второй остается у заведующего складом. При выдаче ценностей он делает запись в обоих экземплярах. Заведующий складом и получатель подписываются в них о выдаче и получении ценностей. После использования лимита, или после окончания срока действия карты, выдача ценностей не проводится.

Утверждены четыре типовые формы лимитно-заборных карточек (формы № М-8, № М-9, № М-28, № М-28а). Форма № М-8 используется для осуществления многократного отпуска одного номенклатурного номера материалов в течение месяца. По форме № М-9 можно отпускать лимитированные материалы четыре раза на соответствующий объект учета, указывая даты отпуска и остаток лимита после каждой выдачи.

Форма № М-28 используется для отпуска материалов на конкретный строительный объект и ведется в течение всего периода его строительства. Она находится у исполнителя работ. Одновременно ведется ежемесячная форма № М-28а, которая находится на складе. При выдаче материалов кладовщик подписывается в форме № М-28. Получатель подписывается в форме № М-28а. В конце месяца исполнитель работ заполняет графу 14 формы № М-28 остаток материалов на объекте на конец месяца. Рассчитывается фактический расход материалов на объект. После проверки записей в форме № М-28 бухгалтерия в случае незаконченного объекта строительства возвращает ее исполнителю работ для продолжения использования.

На основании накладных и лимитно-заборных карт происходит отпуск ценностей со склада в бригады, цеха и другие внутрихозяйственные производственные подразделения, т. е. осуществляется перемещение материалов от одного лица к другому. Списание ценностей на производство оформляют актами на списание сырья, материалов, производственного и хозяйственного инвентаря и тому подобное.

Отпуск материальных ценностей покупателям осуществляют с товарно-транспортными накладными (форма № 1-ТН) или накладными на отпуск товарно-материальных ценностей (форма № М-20), которые являются основанием для списания ценностей у поставщиков и оприходования у покупателей.

Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей выписывается продавцом только на бумажных носителях. Подписывают ее руководитель предприятия-отправителя, главный бухгалтер, лицо, отпустившего ценности, и того, которое их приняло. Накладная заверяется печатью предприятия-отправителя.

Выписывают накладную в трех экземплярах:

  1. первый экземпляр передается предприятию, которое получает ТМЦ и является основанием для их оприходования;
  2. второй экземпляр остается на складе поставщика и является основанием для их списания;
  3. третий экземпляр передается пропускном пункту для контроля за вывозом ТМЦ за пределы предприятия, а затем передается в бухгалтерию предприятия-поставщика.

Накладная (форма № М-20) не выписывается в случае, когда ценности отпускаются по товарно-транспортной накладной (форма № 1-ТН).

Возможно выписывание накладной в двух экземплярах. Первый экземпляр накладной передается получателю ценностей, а второй остается у поставщика.

Прием, отпуск и хранение материальных ценностей, а также учет их на складах осуществляют кладовщики и другие материально ответственные лица. С ними аналогично, как и с кассиром, нужно составить договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Учет материальных ценностей на складах ведут в количественном выражении по наименованиям, маркам, сортам и размерам. Учитывают материалы заведующие складами на карточках складского учета материалов (форма № М-12). При большой номенклатуре запасов с согласия материально-ответственного лица и под его контролем ведения карточек складского учета может осуществляться счетчиками.

Выдают карточки материально-ответственным лицам под расписку в реестре, где указываются их количество и номера. Контроль за выдачей и использованием карточек ведет бухгалтерия хозяйства.

На каждый номенклатурный номер, код материала открывается отдельная карточка. В заголовке указывают название, сорт, профиль, размер материала, единицу измерения, цену, место нахождения - номер стеллажа и место по подготовленной системой адресации материалов.

Карточки хранятся в картотеках по группам ценностей. Одну группу от другой отделяют перегородками из картона или фанеры, на которых надписывают название группы. Внутри каждой группы карточки размещают в порядке последовательности кодов (номеров) материалов.

На складах с небольшой номенклатурой материальных ценностей вместо карточек можно вести книгу складского учета (форма № 40). Счета в ней открывают на каждое наименование продуктов и материалов, выделяя для этого несколько страниц с таким расчетом, чтобы хватало места для записей в течение года. Если отведенного числа страниц оказалось недостаточно, записи осуществляют на других свободных страницах. Учет ведут в разрезе групп ценностей. Последовательность открытия счетов в этой книге должна быть согласована с регистрами, которые ведутся в бухгалтерии хозяйства. Листы в книге нумеруют, а их количество заверяется подписью главного бухгалтера, который делается в конце книги. На первой странице приводится перечень всех счетов, которые открыты в книге. В ней записывают остаток ценностей на начало года на основании книги за предыдущий год, сверенных с данными инвентаризационных описей.

На основании оформленных в установленном порядке первичных приходных и расходных документов заведующий складом должен в тот же день сделать записи в карточки (книги) складского учета о поступлении и выдаче материалов, вывести остатки на конец дня.

Запись из лимитно-заборных карт данных об отпуске материалов можно осуществлять также по мере закрытия карт, но не позднее первого числа, следующего за отчетным месяцем. При таком порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками (книгами) складского учета.

Работники бухгалтерии предприятия должны систематически, но не реже одного раза в десять дней, осуществлять непосредственно на складах проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, а также записи в карточки (книги) складского учета. Проверку записей операций и выведения остатков заведующим складом работник бухгалтерии подтверждает своей подписью в соответствующей строке карточки. Одновременно с такой проверкой работник бухгалтерии принимает от заведующего складом первичные документы. Основанием для приемки-сдачи документов является подпись работника бухгалтерии в карточках складского учета.

Контроль за правильностью ведения документации и складского учета со стороны учетных работников можно осуществлять не непосредственно на складе, а в бухгалтерии. В таком случае первичные документы в установленные сроки должны сдаваться в бухгалтерию при реестре приемки-сдачи документов (форма № М-13). В нем за каждой группой или номенклатурным номером указывают количество и номера документов, что сдаются.

Реестр лучше составлять отдельно по приходным и расходным документам. Реестр готовят в двух экземплярах, один из которых вместе с документами передают бухгалтеру, а второй (без документов) с подписью бухгалтера возвращается заведующему складом и является основанием о сдаче документов.

Принятые документы бухгалтер проверяет и сдает оператору для обработки на персональном компьютере, на котором составляют отчет о движении материальных ценностей (материальный отчет). Отчет возвращается на склад для проверки полноты и правильности включения всех документов, подписи и передачи в бухгалтерию.

Персональный компьютер может быть непосредственно на складе. Тогда здесь же осуществляется обработка информации с первичных документов автоматизировано, то есть создается автоматизированное рабочее место (АРМ).

В случае ручного способа обработки первичных документов заведующий складом не реже одного раза в месяц (согласно графику документооборота в конце каждого месяца) составляет и представляет в бухгалтерию отчет о движении материальных ценностей. Основанием для его составления являются первичные документы и записи в карточках (книге) складского учета.

Отчет готовят в двух экземплярах, из которых один вместе с первичными приходными и расходными документами передается в бухгалтерию предприятия, а второй (без документов) с подписью бухгалтера о принятии возвращается заведующему складом и служит подтверждением сдачи отчета.

На каждую группу материальных ценностей, учитываемых на отдельных синтетических счетах, составляют отдельный отчет. В нем указывают остаток ценностей на начало месяца, их поступления, выбытия и остаток на конец месяца. Поступления и выбытия группируют по источникам поступления и каналам расходования так, чтобы можно было прямо на отчете проставить корреспонденцию счетов при котировке документа. Это упрощает проверку данных отчета и дальнейшую работу по учету материальных ценностей.

Работники бухгалтерии обязаны периодически проводить на складах контрольные выборочные проверки остатков ценностей, особенно дефицитных и дорогих, для сравнения их с данными учета, осуществлять инструктаж материально-ответственных лиц о порядке ведения количественного учета, составление материальных отчетов, оформление документов на право получения и выдачу материалов.

Проверяющий должен сделать запись о результатах контрольно-выборочных проверок в журнале, который ведется с этой целью, и доложить о выявленных нарушениях главному бухгалтеру и руководителю предприятия для принятия ими решений.

Выводы

Расходы на материалы являются одной из основных составляющих себестоимости реализованной продукции, работ, услуг и т.д. От того, насколько правильно будет организован их учет, зависит точность определения прибыли предприятия и, что не менее важно, сохранность самих запасов.

Учет запасов не считается сложным, исключение может составлять только учет затрат на производство и определение себестоимости продукции, работ, услуг и т.д. Однако он является одним из наиболее трудоемких разделов учета, поскольку оперирует десятками, сотнями, а иногда и тысячами наименований запасов. Кроме того, учет запасов является как бы длинной цепочкой операций, которая связывает воедино учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами, учет запасов на складе и так далее - до учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Список литературы

  1. Завгородний В. П. Бухгалтерский учет в Украине (5-е изд.) / В. П. Завгородний; - Киев: А.С.К., 2003 - 427 с.
  2. Лишиленко А. В. Бухгалтерский учет (3-е изд.) / А. В. Лишиленко; - Киев: Центр учебной литературы, 2011 - 736 с.
  3. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.nibu.factor.ua/info/instrbuh/psbu9/#
  4. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.nibu.factor.ua/info/instrbuh/psbu16/#