Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Для любого современного общества, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. В современной науке образованию придается значение одного из основных факторов социально-экономического развития. Уровень образования определяет интеллектуальный потенциал государства как важнейшую составляющую национального богатства. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.

Недостаточная теоретическая проработка роли и стратегических целей развития системы образования, каждого из субъектов, участвующих в социально-экономическом развитии и формировании интеллектуального потенциала страны, замедляет образовательную реформу, не позволяет эффективно использовать имеющиеся и привлекать дополнительные ресурсы в сферу образования. Ограниченность бюджетных возможностей и низкий потенциал внебюджетных источников в сочетании с неполным использованием рыночных элементов хозяйствования значительно затрудняют формирование экономических условий эффективного развития системы образования. Все это усложняет реализацию прав граждан на получение образования, усугубляет противоречия интересов личности, общества и государства в процессе создания, использования и накопления знаний. [1]

1. Актуальность темы

Образование является государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.

Важное значение приобретают объективный научный анализ экономических отношений в сфере образования, исследование их особенностей в процессе реформирования экономики, обоснование теоретических принципов и организационно-экономических методов управления функционированием и развитием системы образования, адекватных целям, задачам и функциям образования в современном мире. Как особо значимая, на первый план выдвигается проблема теоретического обоснования и разработки организационно-экономических механизмов, основанных на сбалансированном сочетании государственных и рыночных регуляторов в управлении образованием, обеспечивающих стабилизацию экономической ситуации в образовательной отрасли, её инновационное развитие.

Современное развитие образовательного учреждения невозможно без профессионального управления этим процессом. Управление развитием образовательного учреждения понимается как часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством пла¬нирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и ос¬воения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива образовательного учреждения по наращиванию его образовательного по-тенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования.[4]

На современном этапе в условиях демократизации общества система управления все больше приобретает характер государственно-общественный, что закреплено законом об образовании.

2. Цель и задачи исследования

Целью магистерской диссертации является формирование и стратегии развития сферы образования в современных условиях на основе исследования теории и методологии управления развитием системы образования.

Для достижения указанной цели в работе решались следующие основные задачи:

  1. исследование роли образования в социально-экономическом развитии стран мира и Донецкой Народной Республики, систематизация функций образования и образовательных потребностей современного общества;
  2. анализ состояния системы образования и ее проблем как отражения противоречий переходного периода экономического развития, выявление социально-экономических предпосылок трансформации и экономических проблем развития системы образования;
  3. исследование теоретических основ и формирование направлений стратегического развития в сфере образования;
  4. уточнение границ, форм и методов государственного регулирования сферы образования;
  5. разработка комплекса мер повышения эффективности системы образования.

3. Исследование управления стратегическим развитием образования

По Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО термин образование включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей.[7]

Образование, рассматриваемое как система социальных институтов, является одной из социальных подструктур общества наряду со здравоохранением, культурой, спортом. В этом случае можно говорить о системе образования, которая включает разные взаимосвязанные подсистемы (территориальная подсистема: образовательное учреждение, муниципальное, региональное и государственное образование; подсистема ступеней образования: дошкольная, школьная, вузовская, послевузовская; подсистема профилей образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное). [9]

В таблице 1 приведены соответствия уровней образования МСКО 2011 и Донецкой Народной Республики.


Таблица 1 – Соответствие уровней образования МСКО 2011 и Донецкой Народной Республики.

МСКО 2011 Донецкая Народная Республика
МСКО 0 – образование детей младшего возраста Дошкольное образование
МСКО 1- начальное образование Начальное образование
МСКО 2 – первый этап среднего образования Основное общее образование
МСКО 3 – второй этап среднего образования Среднее общее образование
МСКО 4 – послесреднее нетретичное образование Среднее профессиональное образование
МСКО 5 – короткий цикл третичного образования
МСКО 6 – бакалавриат или его эквивалент Высшее образование – бакалавриат
МСКО 7 – магистратура или её эквивалент Высшее образование – специалитет
Высшее образование – магистратура
МСКО 8 – докторантура или её эквивалент Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

При разработке принципов оптимизации управленческих аспектов функционирования образовательной среды как социально-экономической системы целесообразно сочетать теорию управления с психолого-педагогическими аспектами изучения механизмов развития субъектов среды.

Применительно к системам образования различают две группы процессов: базовые и инфраструктурные (рис. 1). К базовым процессам относятся специфические для образования процессы производства. Среди них: обучение, воспитание, образование (как процесс, а не как система структур и организаций), подготовка и обеспечение грамотности. К инфраструктурным процессам относят все процессы, через которые происходит обеспечение основных процессов необходимыми интеллектуальными и материальными ресурсами. То есть инфраструктурные процессы подпитывают основные процессы, предопределяют их ход и эффективность. Через инфраструктурные процессы система образования включается во внешние общественные процессы, но при этом сохраняет свою специфику и предназначение. К инфраструктурным процессам образования относятся процессы воспроизводства, функционирования, развития, организации, руководства, управления, творения и захоронения. [6]

Система базовых и инфраструктурных процессов образования

Рисунок 1 - Система базовых и инфраструктурных процессов образования

Применительно к сфере образования каждый из этих процессов специфицируется, типологизируется, наполняется конкретным содержанием.

Ключевая идея современной политики образования– идея развития. В этой идее заключаются следующие цели:

  1. создание необходимых условий для развития личности;
  2. запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования;
  3. превращение образования в действенный фактор развития общества;
  4. преемственность образования.

Определяющее условие реализации этих целей – пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса – в ребенке, в учителе, в управленце, в школе, в родителях, в региональном, в национальном сообществах, в обществе в целом.

В основу современной политики развития образования положены 10 принципов. Эти принципы обращены одновременно как к обществу, так и к самой системе образования. Первые пять из них обеспечивают внешние институциональные социально-педагогические условия нормального развития системы образования.

Остальные пять внутренние, собственно педагогические условия её полноценной жизнедеятельности. Все эти принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга, раскрывают основные грани изменения образования.

1. Демократизация образования.

Демократизация образования предполагает:

  1. децентрализацию управления образованием – четкое разграничение полномочий между центральными и местными органами управления, с максимальной передачей на места функций по управлению образованием;
  2. муниципализацию образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений, привлечение дополнительных местных ресурсов для их развития;
  3. самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, их юридическая, финансовая и экономическая самостоятельность;
  4. право педагогов на творчество, на собственный педагогический почерк, на свободу выбора педагогических технологий, учебников, учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся и т.д., на участие в управлении образовательный учреждением;
  5. право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и на обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением.

2. Плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность принципиально меняют качество образовательной системы, превращают её из унитарной и унифицированной в многообразную и многоликую – по целям и содержанию образования, по организации образовательного процесса, педагогическим подходам и технологиям, по формам собственности на образование и образовательные учреждения.

Вариативность и альтернативность образования позволяют уйти от традиционной единообразной образовательной системы к разнообразию и множественности типов учебных заведений, форм и каналов получения образования. Но в отличие от вариативности, которая обеспечивает образовательное многообразие внутри государственной системы образования, альтернативность делает то же, но вне этой системы, конкурируя с ней и восполняя отсутствующие в ней образовательные компоненты.

3. Народность и национальный характер образования – одно из главных условий его духовного здоровья и национального развития. Школа, образование всё более раскрывают свой национальный характер, национальное своеобразие, развиваясь в трехмерном пространстве – национальной, общегосударственной и мировой культуры.

4. Открытость образования также многомерный, объемный институциональный, системообразующий принцип, одно из решающих условий создания подлинно свободной школы.

Открытость образования – это устранение в нём и вокруг него долгое время старательно возводимых заграждений. Это его внутренне раскрепощение, освобождение от догм, целостное наполнение образования. Это обращенность образования к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении.

5. Регионализация образования – это отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного цепью единых учебных программ, учебников и учебных пособий, инструкций и циркуляров.

Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.

6. Гуманизация образования – это преодоление основного порока старой школы – её обезличенности, поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Эго-создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения.

Гуманизация – это кардинальный пересмотр обществом и педагогикой своего отношения к детям с отклонениями в развитии.

Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции.

Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.

7. Гуманитаризация образования.

Гуманитаризация образования предполагает не только и не сколько повышение удельного веса гуманитарных дисциплин в учебном процессе, сколько радикальное изменение самого типа этих дисциплин.

Это отказ от прежней их установки на описание, на полуобъяснение-полувнушение и их направленность в первую очередь на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. Ту же цель преследует и гуманитаризация предметов естественно-научного цикла.

Необходимое условие гуманитаризации образования – создание нового поколения учебников и гуманитаризация сознания самих педагогов.

8. Дифференциация образования.

Данный принцип реализует две фундаментальные задачи:

9. Развивающий, деятельностный характер образования. Нацелен прежде всего на пробуждение способности личности к самостоятельному труду – во всех его формах и сферах.

10. Непрерывность образования обеспечивает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования, и с другой- многомерное движение личности в образовательном процессе. [5]

4. Рекомендации по улучшению системы образования

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

Выводы

Развитие образовательной среды в условиях модернизации общества повлекло за собой изменения в организационно-управленческой сфере. Появилась необходимость в прогнозировании развития учебного заведения с учётом факторов внешней среды. Процесс управления и планирования в высших школах стал более демократичным, ориентированным как на социальный заказ, так и на потребности личностно-профессионального развития будущего специалиста как субъекта среды. Таким образом, дальнейшая стратегия развития образования в Донецкой Народной Республике включает в себя:

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Во время написания данного реферата магистерская диссертации еще не завершена. Окончательное завершение: июнь 2018 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Балыхин Г.А. Система образования как фактор социально-экономического развития России: принципы и организационно-экономические методы управления: дис. д-р экон. наук: 08.00.05: защищена 24.05.04: утв. 19.04.04. — М., 2004. — 396 с.
  2. Иванова В.И. Государственное управление в сфере образования в условиях модернизации российского общества. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011.
  3. Карпов A.B. Психология менеджмента: учеб. пособие. - М., 2005.
  4. Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 120-124.
  5. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс].
  6. Мацкевич С.А. Менеджмент в системе образования: теория и практика инновационной подготовки профессионалов / С.А.Мацкевич; науч. ред. А.Н.Мирошниченко. – Минск : И.П.Логвинов, 2011. – 260 с.
  7. Международная стандартная классификация образования. МСКО 2011 [Электронный ресурс].
  8. Отчет Министерства образования и науки ДНР [Электронный ресурс].
  9. Шишов С.Е. Образование как ценность: структура и смыслы понятия // Ценности и смыслы. – М, 2010. - №2