Назад в библиотеку

Факторы повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий (МСП) в Болгарии (фрагмент)

Автор: Sibel Ahmedova

Автор перевода: Кирьянова К. А.

Оригинальное название: Factors for Increasing the Competitiveness of Small and Medium- Sized Enterprises (SMEs) in Bulgaria
Источник: ScienceDirect

Аннотация

Конкуренция является триггерной силой любой рыночной экономики. В настоящее время в современных условиях конкуренция является определяющей силой для развития бизнеса, в то время как конкурентоспособность является важнейшим условием общего процветания бизнеса. Сфера малых и средних предприятий (МСП), имеющая чрезвычайный потенциал для гибкой адаптации к экономическим условиям в стране и меняющейся рыночной конъюнктуре, имеет большое значение для развития национальной экономики. Присоединение Болгарии к ЕС предоставляет большие возможности для поддержки и развития МСП. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель этой статьи - определить и проанализировать ключевые факторы повышения конкурентоспособности МСП и наметить направление их устойчивого развития в новой экономической реальности.

Введение

Быстрые технологические изменения и глобализация рынка оказывают большое влияние на конкурентную среду бизнеса и создают новые возможности для усиления развития малых и средних предприятий (МСП). Можно сказать, что современная экономика, основанная на знаниях, включает в себя широкий спектр финансовых и производственных методов, креативность и инновации, опыт и высокую эффективность человеческих ресурсов. Отказ от соблюдения правил конкуренции должен быть удален. Таким образом, конкуренция больше не рассматривается исключительно на национальном или международном уровне, но сегодня признана также глобальным аспектом. Соответственно, политика Европейского союза направлена на обеспечение не только более благоприятной среды для начинающих МСП, но также дальнейшее развитие существующих малых и средних предприятий и достижение конкурентных преимуществ европейского единого рынка. Более того, стратегии нового периода программирования 2014-2020 годов ориентированы на европейскую рыночную экономику XXI века и определяют основные приоритеты для достижения разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста. Достижение этих приоритетов будет возможно благодаря использованию конкурентоспособных малых и средних предприятий (МСП), на долю которых приходится наибольшая доля среди предприятий, составляющих национальную, региональную и европейскую экономику. Это приводит к повышению интереса к изучению и раскрытию различных аспектов и поощряет поиск новых управленческих подходов для повышения конкурентоспособности МСП.

Конкурентоспособность предприятия и факторы его идентификации

Теория конкурентоспособности возникла в 1980-х годах и дополняет идеи отцов-основателей классической экономики Адама Смита, Дэвида Рикардо, Вебера, Шумпетера, Слоана, Питера Друкера, Солоу и других. Основываясь на классической теории экономики, концепция конкурентоспособности достигает своего полного развития в 1990-х годах после публикации работ Майкла Портера. В своей книге «Конкурентное преимущество наций» Портер определяет источники устойчивого процветания в современной мировой экономике.

В научных публикациях, связанных с проблемой конкурентоспособности предприятий, существуют выраженные разногласия в отношении характера этой концепции, и в настоящее время нет общепринятого определения. Поэтому результатом этого является большое несоответствие взглядов в отношении факторов, методов его оценки и стратегий его совершенствования. Некоторые авторы уменьшают или ограничивают конкурентоспособность предприятия по конкурентоспособности своего продукта (Лифиц, Данаилов, Рибов, Чобанянева, Харди, Гарвин, Хейс, Шминер, Кумар и Мотвани). Согласно им, если продукты являются предпочтительными и приобретаются на данном рынке, то предлагаемое им предприятие считается конкурентоспособным. Тем не менее есть и другие, которые считают, что индикаторы уровня маркетинга и управления предприятием должны быть включены в конкурентоспособность продукции (О'Фаррелл и Хитчинс). Кроме того, факторы, определяющие конкурентоспособность продукции, также включают эффективность производства, маркетинговый опыт и более низкие административные расходы (Праттен). Кроме того, эти факторы, скорее всего, также будут дополняться возвратом активов (Хайес, Кларк, Колесник и Скиннера).

Ряд авторов утверждают, что то, что определяет сам характер конкурентоспособности предприятия – это его производительность и эффективность. Таким образом, часть из них включает в себя уровень данного показателя эффективности, не учитывая его сложный характер, ограничивая конкурентоспособность предприятий высокодоходными активами (Мюллер, Героски, Якобсен, Варинг, Безанко, Годдард и Уилсон). Возврат активов, возврат по капиталу и процентное изменение доли рынка также, как правило, зачисляются в качестве важных показателей конкурентоспособности предприятий (Макнаме, Варадарян и Гордость). Альтернативно, существует группа авторов, которые утверждают, что конкурентоспособность предприятия определяется его высокой производительностью ресурсов (Алан, Портер, Брайан, Таципополюс и Косматос, Маркузен).

Считается, что конкурентоспособность предприятия также относится к конкурентоспособности продукции, эффективности производства, финансовому положению и эффективности организации с точки зрения реструктуризации и стимулирования продаж и спроса (А. Сергеев). Основным недостатком определения конкурентоспособности предприятия с уровнем производительности и эффективности их деятельности может служить статический и кратковременный характер таких категорий. Другая группа исследователей стремится определить статические характеристики эффективности предприятия, связав ее с долгосрочными результатами своей деятельности. «Конкурентные преимущества отражают более высокую производительность, а затем и рентабельность. Компания, которая способна развивать и поддерживать такие возможности, которые обеспечивают более высокую производительность и устойчивую рентабельность, считается конкурентоспособной. Другими словами, уровень успеха или достижения данной промышленной компании эквивалентен уровню ее конкурентоспособности» (Авила). Полный обзор существующей литературы приводит нас к следующему определению концепции конкурентоспособности: «Конкурентоспособность предприятия - это его способность посредством постоянного обновления и улучшения для создания и поддержания устойчивых конкурентных преимуществ, что приводит к более высоким экономическим показателям в течение длительного времени» (Велев).

Именно это определение может помочь нам проанализировать движущие факторы повышения конкурентоспособности предприятий. Уровень конкурентоспособности предприятий является результатом многочисленных факторов, которые временами имеют очень динамичный характер. Они подразумевают комплекс условий, внешних и внутренних для предприятия, влияющих на характер его работы и уровень его успеха по сравнению с его конкурентами. Разнообразные факторы повышения конкурентоспособности, в рамках операционной деятельности предприятия требуют разнообразных управленческих воздействий. Большое количество научных исследований сосредоточено на факторах повышения конкурентоспособности предприятий, и все же определения, которые они предоставляют, сильно различаются по своей природе. Эти расхождения во мнениях обусловлены главным образом разным пониманием характера конкурентоспособности предприятий. Для удовлетворения требований к предельным значениям страницы ключевые факторы повышения конкурентоспособности предприятий представлены в статье довольно систематическим образом.

Особое упоминание содержится в годовом отчете Болгарского агентства содействия развитию малого и среднего предпринимательства о том, что благоприятная бизнес-среда является основным аспектом, который влияет на конкурентоспособность предприятия. Такая среда включает в себя следующие ключевые факторы: государственное управление, качество институтов, инфраструктуру, технологическое и инновационное развитие, качество человеческих ресурсов, либерализацию экономики, финансовую систему и бизнес-стратегии.

Другая классификация пытается разделить факторы для конкурентоспособности предприятий в трех отдельных группах:

1. Факторы окружающей среды:

• Макроэкономические условия - экономический рост, уровень национального дохода, концентрация богатства, инфляция, процентная ставка, обменный курс;

• Политические условия - экономическая свобода, бюрократические процедуры, общая система налогообложения, стимулы и субсидирование, торговые соглашения с другими странами, экспортные и импортные квоты;

• Инфраструктура - телекоммуникации, электроэнергетика, транспорт, система охраны окружающей среды.

2. Факторы отраслевого уровня:

• Колебания - ценовая эластичность спроса, эластичность спроса по доходу, сезонные колебания;

• Конкуренция - международный уровень, коалиции между организациями, конкуренция, стратегические альянсы;

• Поставщики - наличие и качество поступающих ресурсов, локализация, концентрация предложения;

• Клиенты - локализация, концентрация продаж, финансовое здоровье.

3 Факторы уровня предприятия (компании):

• Затраты или расходы - затраты на сырье, затраты на рабочую силу, затраты на хранение, стоимость капитала;

• Технологии - технологические процессы, продукты, инвестиции в исследования и разработки, патенты на патенты; x качество процессов - производственные процессы, уровень автоматизации, уровень использования входящих ресурсов;

• Гибкость - новая разработка продукта и время переключения производства, продолжительность производственного цикла;

• Качество продукции - ассортимент продукции, цена, дизайн, удовлетворение потребителей;

• Распространение - новые рынки для существующих продуктов, своевременность поставок;

• Инновация - успешное внедрение новых продуктов на рынок, время разработки новых продуктов, корпоративная культура;

• Маркетинг-репутация, бренды, стимулирование продаж;

• Человеческие ресурсы - вознаграждение, обучение, развитие карьеры.

Основные факторы, выявленные на основании вышеуказанного анализа, с критическим воздействием на конкурентоспособность предприятия, можно резюмировать в следующих областях:

• доступ к финансированию;

• инновационная деятельность;

• деятельность, связанная с интеллектуальной собственностью;

• интернационализация;

• внедрение передового опыта.

Заключение

В документе рассматривается существующая ситуация в секторе МСП и ее устойчивость через призму пяти важнейших факторов устойчивого развития и конкурентоспособности. Наблюдаемая высокая степень взаимосвязи между всеми факторами конкурентоспособности подчеркивает важность более тесно интегрированных системных мер для повышения конкурентоспособности предприятий. Упрощенный доступ к финансированию должен сочетаться с мерами по внедрению наилучшей практики, стимулированием инноваций, регистрации интеллектуальной собственности и повышением уровня интернационализации.

Это означает, что было бы более действенным и эффективным стимулировать небольшую часть предприятий (тех, которые продемонстрировали потенциал для развития с точки зрения их человеческого капитала, интеллектуальной собственности, инновационности и / или интернационализации), который должен выполняться систематически, чтобы добиться синергетического эффекта от соответствующей экономической политики.

Другими словами, требуется более комплексная поддержка небольшой части предприятий с конкурентным потенциалом. Однако для достижения этой цели государству следует применять систематическую и унифицированную методологию, помогающую выявлять эти конкретные МСП (посредством экзаменов, измерений и анализов, создания собственных баз данных и т. д.), которые демонстрируют потенциал с точки зрения некоторых или всех решающих факторов для развития и конкурентоспособности. Только таким образом государство может обеспечить своевременную, адекватную и объективную поддержку именно тем МСП, в частности, которые способны обеспечить устойчивый рост в этом секторе.

Список использованной литературы

1. Bruning E, and Lockshin L., 2000, “Fundamental Elements in the Definition of Organisational Competitiveness; Gestion 2000;
2. Buckley P., Pass, P.L., Prescott, K. 1991, “Measures of International Competitiveness& A Critical Survey”, Journal of Marketing Management, 4 (2), pp. 175-200;
3. Druker P., 1992, “The Coming of the New Organization”, In G. Salaman, ed., Human Resources Strategies;
4. Garelli S., Competitiveness of Nations: The Fundamentals, IMD World Competitiveness Yearbook 2003
5. Kumar, Motwani and Stecke, 1990, Quantitative Measurement of Organizational Competitiveness Through Quality, 30th Decision Sciences Conference Proceedings, New Orleans;
6. Malecki, E.J. and Tootle, D.M., 1996, “ The role of networks in small firm competitiveness”, International journal of of technology management, 11 (1,2), pp. 43-57
7. Man T., Lau T., Chan K. F. 1998, « Conceptualization of Smes competitiveness: a focus on entrepreneurial competencies”;
8. McKee D., Varadarajan and Pride, 1989, “ Competitive Strategies in the Clothing Industry”, Long Range Planing, pp.63-71;
9. Porter M., 1985, Competitive Advantage: Creating and Sustaining superior Performance, The Free Press;
10. Velev M., Analiz i ocenka na firmenata konkurentosposobnost, 2007, Softtreyd.