Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Одной из основных проблем управления современным предприятием или организацией является их быстрое развитие и изменение в соответствии с современными рыночными принципами функционирования и растущими требованиями общества. Внешние условия функционирования современной организации касаются различных показателей ее деятельности, требуют гибкости системы управления, а значит и эффективной организационной структуры – как одного из ее важнейших элементов. Процесс внедрения изменений на предприятиях и в компаниях становится новым концептуальным подходом к управлению. В связи с этим особую важность приобретают процессы изменений всей системы функционирования предприятия и, ее организационной структуры, включая процессы, людей, потребителей, а также различные модели и методы их практического воплощения.

Изменения в стратегии, производственных процессах, структуре и культуре предприятия могут осуществляться постепенно, в виде мелких шагов, или же радикально, в виде крупных скачков. В этой связи соответственно говорят об эволюционной и революционной моделях изменений. Революционные изменения можно представить в рамках процесса реинжиниринга.

Цель работы состоит в изучение теоретических основ управления стратегических изменений, проанализировать процесс реинжиниринга в транспортной отрасли и разработать рекомендации по внедрению стратегических изменений.

Объектом исследования является процесс управления стратегическими изменениями в отрасли.

Предметом исследования являются принципы, формы, методы управления стратегическими изменениями.

1. Сущность и методы управления стратегическими изменениями в транспортной отрасли

Стратегические изменения представляют совокупность сил внешней среды, которые случаются как результат взаимодействия более сложных причин и влияют на организацию из вне. Не существует одной универсально оптимальной стратегии изменений, хотя часто можно услышать об успехах менеджеров, работающих как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления (особенно высшего), быстро осуществляющих масштабные изменения (например, приватизацию), без учета мнения, знаний, опыта и даже работы людей, которых затрагивают такие изменения. Данный подход может быть полезным в течение очень короткого времени, и использование его на более длительный срок часто приводит к большим издержкам, а не к позитивным изменениям, способствующим повышению эффективности организационных процессов. [1]

Управление изменениями является процессом поиска и решения проблем, поэтому управлять изменениями значит двигаться от проблемного состояния к состоянию решенной проблемы. Изменения являются неотъемлемой составляющей для любого предприятия или организации, поскольку среда, в которой она существует, динамично и изменчиво. Поэтому предприятие должно реагировать на изменения среды путем эффективного внедрения изменений. Основные определения понятия изменение в табл. 1.

Таблица 1 - Сущность понятия изменение

Исходя из таблицы видно, что все авторы описывают изменение как новшество (инновацию), на мой взгляд, более точно определение описывает Кемеров В.Е. идея, которого заключается в движении и развитии, перехода в новую форму.

Изменения на уровне организации означают внедрения новых методов и технологий с тем, чтобы привести ее деятельность в соответствие с изменяющимися требованиями рынка или получить выгоду от тех возможностей, которые возникли или должны возникнуть в течение ближайшего времени в бизнесе [2]. Достижение успеха организации возможно при условии создания стратегических изменений, основные понятия представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Сущность понятия стратегические изменения

В таблице представлены основные понятия стратегических изменений, которые показывают развитие организации, стратегическое планирование, но я больше склоняюсь к определению М. Хиллома, стратегические изменения – обеспечение перехода организации из настоящего состояния к желаемому, увеличивая ее конкурентоспособность.

Исходной задачей формирования стратегии изменений является гарантия эффективного ответа организации на существующую потребность или проблему, и этот ответ требует поддержки со стороны членов организации. Стратегия должна гарантировать существование или создание условий, при которых компания будет обладать наивысшими шансами добиться успеха. [3]

Ключом к преодолению сопротивления и достижению успеха в осуществлении изменений является вовлечение всех участников организации в процесс перемен. Принцип вовлеченности означает, что все люди, на которых отразится изменение, будут всецело вовлечены в идентификацию потребности или проблемы и в выработку решения. Степень вовлеченности сотрудников может быть разной и колеблется в промежутке от низкой до высокой.

Предпосылкой для создания механизма управления стратегическими изменениями является постоянное отслеживание причинно-следственных связей экономических явлений и процессов, а также исследование изменений, происходящих во внешней среде для улучшения системы управления организацией.

В стратегическом управлении деятельности предприятия используются самые разнообразные методы и модели. В отечественной экономической литературе под моделью принято понимать некое формализованное в терминах экономико-математических методов отражение экономических процессов и явлений. В рыночной экономике большое распространение получило понятие модели как инструмента выработки стратегий, не обязательно формализованной в виде математических соотношений, однако отражающей динамичность происходящих во внешней и внутренней среде процессов. [4]

В этом аспекте методы и модели представляют собой в известной степени синонимы.

Различают следующие методы стратегического управления:

– расчетно-аналитические, к числу которых можно отнести балансовый, нормативный, инженерно-экономический и др.;

– графо-аналитические, например, экстрополяционные (трендовые), сетевые, регрессионно-аналитические, методы корреляции трендов и др.;

– экономико-аналитические, в том числе методы линейного, нелинейного и динамического программирования, модели теории игр и теории массового обслуживания и др.;

– эвристические, к которым относятся методы экспертной оценки (индивидуальной, коллективной, систематической коллективной, коллективной совместной, массовой и др.), метод сценариев и т.д. [5]

>В современных условиях актуальным является метод реинжиниринга, целью которого является кардинальное повышение эффективности бизнес-процессов, а средством – создание и внедрение оригинальной, «сумасшедшей» идеи, способной не просто улучшить процесс, но и изменить его кардинально. [6]

По мнению М.Хаммер и Дж. Чампи, хозяйственный реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование предприятия и его важнейших процессов. Результатом является резкое (на порядок) улучшение важнейших количественно измеряемых показателей издержек, качества, обслуживания и сроков. Согласно этой концепции речь должна идти о глубинной реорганизации предприятия по всей цепочке создания стоимости. Радикальной реорганизации также подлежит процесс удовлетворения потребностей клиента.

Важной предпосылкой достижения столь амбициозных целей является ориентация на производственный процесс и клиента, а также творческое использование новейшей информационной технологии на рабочем месте компетентных сотрудников. Новые решения должны сознательно проводиться в жизнь недемократическим путем. Руководство сосредоточивается в руках немногих лиц, которые наделяются всей необходимой легитимной властью, чтобы энергично и за короткий срок провести намеченные изменения.

Реинжиниринг бизнес-процессов определяется как: Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность

В центре любого пересмотра хозяйственного процесса стоит удовлетворение запросов внутренних и внешних клиентов. От стратегии предприятия зависит, что нужно принять в качестве ключевых процессов. Но основное внимание следует уделять лишь немногим из них (например, разработкам новой продукции, интеграции логистики и т.п.).

Вспомогательные процессы должны оптимизироваться не сами по себе, а исключительно с учетом нужд ключевых процессов.

Особое внимание придается информационной технологии. Цель ее внедрения заключается в полной переработке информации о клиентах и производстве. При этом речь идет о совершенно новых областях применения, а не просто об автоматизации процессов.

Благодаря целенаправленному использованию банков данных, экспертных систем, телекоммуникационных сетей можно существенно расширить сферу задач сотрудников.

Более совершенная информационная база не принесет желаемого результата, если не изменить компетенцию персонала, имея в виду не только организационные (обязанности, полномочия), но и чисто квалификационные (возможности, способности, навыки) параметры. Авторы концепции хозяйственного реинжиниринга в этой связи говорят об «уполномоченных» сотрудниках, которые должны стать профессионалами процесса.

Коренным образом должно быть улучшено сотрудничество персонала (например, в рабочих группах). По мере надобности сотрудник должен иметь средства коммуникации с любым коллегой.

Необходимы и другие изменения в области кадрового менеджмента. Так, особенно важна новая база компенсаций (оплаты труда). Систему стимулирования следует ориентировать прежде всего на фактические способности сотрудников, а не на их прежние заслуги.

Проведение реинжиниринга транспортной отрасли, как и внедрение любых других изменений, необходимо осуществлять очень осторожно с учетом интересов людей и при полной поддержке руководства. Команды реинжиниринга должны быть маленькими, но включать в себя служащих всех уровней. На небольшом предприятии каждый служащий имеет свои ежедневные обязанности, поэтому число приоритетных проектов строго ограничено не только во время реинжиниринга, но и в ходе повседневной работы процессно-ориентированной организации.

Наилучшие результаты достигаются, когда в проект реинжиниринга как можно быстрей вовлекаются все служащие компании и подводятся итоги осуществления каждого значимого этапа.

Концепция реинжиниринга транспортной отрасли имеет массу различных трактовок. Сферы ее применения настолько разнообразны и не похожи друг на друга, что даже среди специалистов в этой области менеджмента до сих пор нет общей точки зрения. С корпоративной точки зрения, реинжиниринг безусловно представляет собой масштабный пересмотр деятельности, основанный на модернизации всех рабочих процессов и использовании новейших информационных технологий. Средства массовой информации чаще всего усматривают в такой перестройке завуалированный способ провести массовые сокращения рабочих мест – вынужденную меру, на которую идет администрация ради сохранения бизнеса.

Данные предпосылки, и вытекающая из них системная проблема в отрасли указывают на необходимость обеспечения комплексной оптимизации бизнес-процессов, совершенствования структуры, методов и принципов управления, что может обеспечить реинжиниринг транспортной отрасли.

2. Анализ мировой транспортной системы

В настоящий век информатизации и технического прогресса ключевую роль в стабильном развитии любого государства играет транспортная система страны. В глобальном исчислении все транспортные системы стран объединены в мировую транспортную систему.

В научной литературе мировую транспортную систему характеризуют как совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств [7]. Мировая транспортная система постоянно находится в динамике, расширяется и связывает все новые уголки планеты в единую транспортную сеть.

Основополагающим элементом мировой транспортной системы является непосредственно транспорт занимающий ведущую роль в материальном производстве. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок на сегодняшний день оценивается в 4,2 трлн. долл. (6,8% мирового ВВП) [8]. Сегодня транспорт имеет сложную, многополярную, взаимозависимую структуру, которая ориентирована на инновационные технологии и потребляет значительную часть мировых природных и энергетических ресурсов.

Мировая транспортная система, в соответствии с классификацией комитета по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), делится на: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, речной, воздушный, трубопроводный транспорт [9]. В ряде постсоветских стран существует дополнительная градация транспорта, как трамвайный и троллейбусный транспорт.

Наряду с вышеизложенным, в мировой практике применяется следующая классификация по отдельным критериям:

– по способу передвижения: сухопутный, водный, воздушный, трубопроводный (специальный);

– характеру движения: транзитный, внутрихозяйственный, местный, дальний;

– применению силы тяги: сплавной, парусный, гужевой, паровой, электрический, дизельный, газотурбинный, атомный.

Рассмотрим основные количественные показатели мировой транспортной системы – протяженность, грузоперевозки в процентном соотношении от мирового объема перевозок и пассажирские перевозки в процентном соотношении от мирового объема перевозок.

Протяженность – расстояние по одному и трех измерений реального физического пространства – длине, ширине, высоте (рис.1) [9].

Протяженность мировой транспортной системы по видам транспорта, млн.км

Рисунок 1 – Протяженность мировой транспортной системы по видам транспорта, млн.км

На рисунке 1 не указаны воздушный и морской транспорт, ввиду отсутствия на данные виды транспорта соответствующего показателя (не имеют четких границ, и в ряде источников приводится данные общеизвестных транспортных коридоров, без учета менее известных). По указанному рисунку, можно отследить значительное увеличение протяженности по всем видам транспорта мировой транспортной сети. Так, протяженность железнодорожного транспорта увеличилась на 0,7 млн.км, автомобильного транспорта на 3,8 млн.км (наибольший рост в количественном исчислении), речного транспорта 0,35 млн.км (наибольший рост в процентном соотношении), трубопроводного на 0,1 млн.км.

Основными причинами роста протяженности мировой транспортной системы по всем видам транспорта обусловлено динамичным развитием международных транспортных коридоров. Международные транспортные коридоры (МТК) – концентрация на генеральных направлениях транспорта общего пользования (железнодорожного, автомобильного, морского, трубопроводного) и телекоммуникаций.

Основными качественными показателями пассажирских перевозок являются:

– комфортность перевозок, то есть температура, уровень освещения, уровень шума и вибрации, численностью других пассажиров и т.д.

– скорость и соблюдение объявленного расписания;

– безопасность передвижения пассажира;

– сохранность багажа и грузобагажа;

– безопасность услуг по доставке пассажиров, то есть надежность транспортного средства, степень квалификации персонала, укомплектованность медицинскими и противопожарными средствами и т.д.

– уровень информационного обслуживания пассажиров в пути следования общественного транспорта [10].

К пассажирским перевозкам, в подавляющем большинстве стран мира, предъявляются особые требования, отличающиеся от грузовых перевозок более жёстким законодательством, регламентирующим выполнение указанных работ.

По данным некоторых аналитиков в текущем 2016 году число перевезённых пассажиров всеми видами транспорта составит более триллиона пассажиров. На сегодняшний день численность занятых в транспортной сфере работников превышает 100 млн. человек, что сравнимо с населением Мексики.

Представим на рисунке 2 структуру пассажирооборота в различных станах (Российская Федерация, США, Франция, Япония) по состоянию на начало 2016 года.

Структура пассажирооборота в Российской Федерации, США, Франции, Японии, % на 01.01.2016 г.

Рисунок 2 – Структура пассажирооборота в Российской Федерации, США, Франции, Японии, % на 01.01.2016 г.

В структуре пассажирооборота во Франции, США и Японии преобладает автомобильный транспорт, что является следствием обширной сети автомобильных дорог на соответствующих территориях. В свою очередь, в Российской Федерации ведущую позицию возглавляет воздушный транспорт с менее высоким показателем автомобильного транспорта.

3. Анализ транспортной системы Российской Федерации

На сегодняшний день Российская Федерация продолжает создавать условия для социально-экономического развития национальной транспортной системы, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

Транспортная система России является одной из наиболее развитых (в метрическом исчислении) в мире. Основными видами транспорта в Российской Федерации являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный транспорт.

Представим протяженность путей сообщения в Российской Федерации по видам транспорта на начало 2016 года (рис.3).

Протяженность путей сообщения в Российской Федерации по видам транспорта, тыс.км (за исключением метрополитена, где в км.)

Рисунок 3 – Протяженность путей сообщения в Российской Федерации по видам транспорта, тыс.км (за исключением метрополитена, где в км.)

Из представленного рисунка четко отслеживается прогресс развития практически всех видов транспорта в период с 2013 года по 2015 год. В указанный период реализовывались крупные инвестиционные проекты, направленные на комплексное развитие транспортной системы Российской Федерации, повышение надежности и доступности транспортных услуг, увеличение транзитного потенциала страны.

Мощный стимул в развитии транспортной системы Российской Федерации дала Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 1032-р (далее – Транспортная стратегия).

Одним из приоритетных направлений реализации Транспортной стратегии, является формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры, что в свою очередь определяется:

– приведением автомобильных дорог общего пользования федерального значения в соответствие с требованиями нормативных документов;

– эксплуатация внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на высоком уровне;

– устранение узких мест транспортной инфраструктуры, в том числе реализация инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах.

Проведем анализ пассажирооборота в Российской Федерации по видам транспорта в период 2013-2015 гг., (рис.4)

Пассажирооборот в Российской Федерации,млрд. пассажиро-км

Рисунок 4 – Пассажирооборот в Российской Федерации, млрд. пассажиро-км

Как возможно увидеть из приведенного материала, пассажирооборот в Российской Федерации снизился по всем видам транспорта в период с 2014года по 2015 год. Так, пассажирооборот транспорта общего пользования составил в 2015 году 530,0 млрд. пасс-км (95,3 % к уровню 2014 г.). Основной причиной снижения показателя пассажирооборота, является уменьшение активности населения в части использования транспортных услуг, вызванное сокращением реальных доходов населения (96 % к уровню 2014 года) и изменениями макроэкономической ситуации. Дополнительным негативным фактором, повлиявшим на соответствующий показатель, является падение объемов производства в основных отраслях и снижение деловой активности населения, что также сократило потребности населения в транспортных услугах.

В целях оказания дополнительной государственной поддержки пригородного железнодорожного сообщения установлена ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 % на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, что позволило снизить расходы (убытки) перевозчиков на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и обеспечить доступность транспортных услуг.

На воздушном транспорте с учетом потери украинского направления, отмены полетов в Египет и Турцию ожидалось существенное падение авиаперевозок. Однако при этом коренным образом изменилась структура авиаперевозок в пользу внутренних рейсов, доля которых варьируется от 55% до 60 %. Основные потери пришлись на международные перевозки, которые сократились почти на 14 %.

Средние темпы развития воздушного транспорта Российской Федерации превышают общемировые показатели, что позволило обеспечить рост коэффициента авиатранспортной подвижности. Немаловажным фактором для данного результата стали обновление парка воздушных судов (самолетов) в количестве 72 единиц, а так же активное развитие авиакомпании Победа – эффективно работающего отечественного лоукостера.

Выводы

В условиях проведения радикальных изменений в транспортной отрасли существует острая потребность в новых инструментах и методиках, способных помочь организациям стать более эффективными. Реинжиниринг является одним из самых современных инструментов такого типа. Зарубежные и российские компании зачастую сталкиваются с такими задачами, решение которых с помощью традиционных знаний и парадигм менеджмента практически невозможно. В виду этого, все больше руководителей находятся в поисках новых нетрадиционных путей достижения конкурентных преимуществ. Обращение к реинжинирингу обусловлено потребностью разработки принципиально новой модели бизнеса. Степень эффективность деятельности организации, несомненно, в значительной мере зависит от эффективной реализации её бизнес-процессов.

В данной работе представлены результаты теоретических исследований по управлению организационными изменениями на предприятии. Изучены основные понятия: стратегическое изменение, изменение. В работе рассмотрен анализ мировой транспортной системы и Российской федерации, были проанализированы показатели грузооборота, пассажирооборота, количество перевезенных грузов и пассажиров, в так же показатели подвижного состава в соответствующих странах.

Внедрение стратегии преимущественно требует существенных изменений в организации, которые могут происходить во время реинжиниринга, организационных изменений, или внедрения новаций.

Таким образом, в современных условиях роль реинжиниринга транспортной отрасли приобретает актуальных характер. Данный метод позволит преодолеть инерционность в управлении, и изменить существующие бизнес-процессы, что позволит успешно адаптироваться к современным условиям хозяйствования и устранить системную проблему в отрасли.

Список источников

  1. Шумаева Е.А., Захарова О.С. Современные аспекты управления организационными изменениями // Друкеровский вестник. – 2015. – №3. – С. 26-35.
  2. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002. – С. 1280.
  3. Харрингтон Дж. Совершенство управления изменениями: пер. с англ. / Дж. Харрингтон; под ред. В. В. Брагина. – М.: Изд-во «Стандарты и качество», 2008. – С. 192.
  4. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2004. – С. 541
  5. Погодаев А.К., Глухов А.И. Определение стратегии развития компании на основе принципов всеобщего управления качеством // Известия ТулГУ. Серия: Машиностроение, системы приводов и детали машин. Спец. вып. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – С. 210-216.
  6. Абдикеев Н. М., Данько Т. П., Ильденемов С. В., Киселев А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Издательство Эксмо, 2005.– 592. – (МВА), ISBN 5-699-10590-5. – С. 192.
  7. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения.– М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.– 11с.
  8. Бондур В.Г., Левин Б.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Космический мониторинг транспортных объектов: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского государственного университета путей сообщения, 2015.– 72с.
  9. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания: тезаурус: Учебное пособие.– Ростов н/Д.: Феникс, 2006.– 336с.
  10. Комитет по внутреннему транспорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unece.org/trans/welcome.html.