Назад в библиотеку

Системные показатели развития человеческого потенциала

Автор: Быченко Д.Ю.
Источник: Быченко, Д.Ю. Системные показатели развития человеческого потенциала / Д.Ю. Быченко // Вестник Саратовского государственного социально‑экономического университета. Научный журнал. – Саратов, СГСЭУ – 2012. – № 1 (40). – С. 176‑180.

Аннотация

Быченко Д.Ю. Системные показатели развития человеческого потенциала.
Разрабатываются методологические основы исследования человеческого потенциала, выявляются тенденции его развития концепций, уточняются его количественные и качественные структурные компоненты. В статье представляется универсальная система показателей социально-экономической оценки человеческого потенциала: 1) количественные (оценка социально-демографического потенциала населения); 2) качественные (оценка социально-экономического, физического, социально-культурного, деятельностного человеческого потенциала населения). Доказывается, что деятельностный человеческий потенциал имеет следующие специфические компоненты социально-экономической оценки: 1) уровень деловых качеств, социально-мотивационной энергии населения; 2) возможности населения реализовывать свои способности – среда деловой активности акторов труда (демократизация, экономическая культура, уровень развития гражданского общества).

Ключевые слова

человеческий потенциал, деятельностная форма человеческого потенциала, система показателей социально-экономической оценки.

Модернизация российского общества предполагает активизацию процессов социально-экономического развития человеческого потенциала. Исследование данных процессов ставит перед современными учеными ряд задач, которые необходимо решить. Во-первых, необходимо выявить социально-экономическое проявление структурных компонентов человеческого потенциала, уточнить взаимосвязь и взаимозависимость элементов данной системы. Во-вторых, следует осуществить анализ и обобщить различные направления концепций, рассматривающих показатели развития человеческого потенциала, интегрировать имеющиеся научные подходы и определить универсальную систему показателей социально-экономической оценки человеческого потенциала на современном этапе общественного развития.

Представим наше видение решения данных научных задач в контексте современного этапа модернизации российского общества. Мы рассматриваем человеческий потенциал как всю факторную систему жизнеспособности общества, характеристику социальной общности в целом и отдельных ее социальных подсистем (региона, муниципального образования, социальной организационной системы, семьи) [3,c.22]. Человеческий потенциал необходимо рассматривать как универсальную социально-экономическую категорию, интегрально характеризующую уровень и динамику развития различных социально-экономических систем. Формирование человеческого потенциала представляется как форма социального развития, которое определяет расширение возможностей человеческого выбора и прогрессивные изменения социального статуса [2,c.59].

Еще в 1987 г. эксперты Комитета Организации Объединенных Наций по планированию развития представили универсальные принципы социально-экономической оценки общественного развития на различных уровнях проявления человеческого потенциала: здоровье, образование, трудовая деятельность. Проанализируем некоторые результаты исследований, различных социально-экономических школ. Сосредоточимся на анализе применяемых в последние годы универсальных методологических принципах оценки отдельных структурных компонентов человеческого потенциала.

Разработка экспертами ООН современных междисциплинарных принципов развития человеческого потенциала позволяет сформировать качественно новую, универсальную теорию развития потенциала человека, а также оценить общественный прогресс на уровне общества, региона, отдельной организации. В рамках данной системы социально-экономическая оценка отдельных структурных компонентов человеческого потенциала и трудоспособного человека понимается как оценка процесса непрерывного, сбалансированного образовательного роста, развития социальных потребностей и способностей, а также расширения человеческих возможностей [8,c.8]. Исследователи применяют различные (порой взаимоисключающие) методики интеграции данных индексов (интегрированный индекс рассчитывается как среднеарифметическая сумма дохода, образования, долголетия). В рамках данных концепций развитие человеческого потенциала представляет собой в обобщенной форме, с одной стороны, процесс расширения человеческого выбора, с другой – отражает рост уровня благосостояния и качества жизни людей, образования, трудовых способностей человека. Сущность Концепции развития человеческого потенциала связана с реализацией принципа доступа населения к социальным возможностям (все люди изначально должны иметь равные социальные возможности). Все ограничения, связанные с полом, расой, национальностью, классовой принадлежностью, происхождением, местом проживания, уровнем благосостояния и т. п., препятствующие обретению возможностей в экономической и политической жизни, должны быть ликвидированы с тем, чтобы люди могли участвовать в реализации этих возможностей и пользоваться их благами [7,c.294].

Методологическая ценность концепции заключается в том, что традиционный подход к оценке расширяется структурным компонентом деятельной реализации профессиональных возможностей трудоспособных субъектов, а также общей оценкой уровня возможностей социальной реализации человеческих способностей. В упрощенном контексте предлагается осуществлять оценку структурных компонентов человеческого потенциала через основные четыре системы социальной оценки: социально-экономического, социально-демографического, социокультурного, деятельностного человеческого потенциала населения. Рассмотрим данные системы в контексте специфического социально-экономического анализа.

1. Социально-экономический потенциал населения характеризует потребительную структурную подсистему социума. Данная подсистема связана с оценкой доступа человека к ресурсам, необходимым для обеспечения достойного удовлетворения социально-экономических потребностей населения, а также с оценкой уровня и качества жизни населения.

Социально-экономические потребности населения условно разделяются на две системные группы. Первая – система функциональных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление и функционирование трудового потенциала работников (это потребности субъекта труда как потребителя пищи, одежды, жилья) [5,c.143]. Вторая – система развивающихся потребностей. Удовлетворение данных потребностей создает условия для совершенствования человеческого потенциала населения. Развивающая система социально-экономических потребностей состоит из двух подсистем: 1) потребности в физическом труде; 2) потребности в творческом труде. В данный комплекс входят потребности в управлении (координационной и организационной деятельности, направленной на достижение конечных трудовых целей); изобретательской, научной деятельности (по созданию нового, социально значимого знания); в образовании (деятельности по усвоению и обработке социально значимого знания); духовной культуре (осознании духовных, социально значимых культурных ценностей) [4,c.170]. Здесь актор выступает в роли собственника образовательного и интеллектуального человеческого потенциала.

По сути, предлагается уровень и качество жизни представить как базовый потребительный структурный компонент человеческого потенциала. Здесь оценка должна быть сосредоточена не только на анализе уровня жизни носителей человеческого потенциала, но и оценке их уровня потребительного развития (характеристика развития материальных и духовных потребностей). Эксперты ООН связывают качество жизни социума с ростом продуктивности деятельности субъектов. Рост качества жизни отражает процессы материального обогащения индивидов, что создает предпосылки для развития человеческих потребностей как показателя развития человеческого потенциала [10]. Социальная деятельность подразумевает преобразование внутренней среды социальной системы с целью ее обновления, а также изменения во времени и пространстве. В ней реализуется социально-экономический процесс разрешения противоречия между реальным и прогнозируемым состоянием отдельных социальных групп и общностей. Потребности в пище, одежде и жилье, как и потребности в образовании, управлении, культуре в новых условиях, должны рассматриваться в контексте общей системы социальных потребностей и социальной культуры людей, которые можно удовлетворить при помощи развития человеческих ресурсов [6,c.36].

Таким образом, социально-экономический человеческий потенциал социума отражает, с одной стороны, доступ человека к ресурсам, необходимым для обеспечения достойного удовлетворения социально-экономических потребностей, с другой – уровень и структуру занятости населения, востребованость способностей населения на рынке труда. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей социальной деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться в условиях высокого уровня качества жизни. В то же время человеческие потребности зависят не только от материальной обеспеченности человека. Они во многом отражают весь стиль жизни человека и определяются уровнем приобщенности человека к образованию, культуре и науке, творческой и общественной активностью, образовательным и интеллектуальным ростом, приобретением и приобщением к духовным ценностям, возможностями долгой и здоровой жизни.

2. Социально-демографический потенциал населения, оценка количественного состава человеческой совокупности, а также уровня физического и психологического здоровья человека. Последнее оценивается как возможность долгой, здоровой и активной жизни индивидов, не обремененных болезнями. Важнейшим положением концепции развития человеческого потенциала служит постулат о том, что сам человек, его здоровье является главным приоритетом и активным социальным субъектом всех процессов общественного развития на уровне общественной социальной системы, региона, отдельной организации, трудовой группы. Посредством данной системной оценки анализируется социально-демографический потенциал человека. Применяются показатели измерения структуры населения, средней продолжительности ожидаемой жизни, института семьи, рождаемости и смертности. Дополняется оценка индикаторами состояния физического и социального здоровья населения.

Таким образом, концепция развития человеческого потенциала должна рассматривать общественный прогресс прежде всего через рост количественного состава человеческой совокупности. Уровень физического и социального здоровья человека представляется как основная цель и средство развития всякой социальной системы. Проектное обеспечение роста количественного состава населения и физического человеческого потенциала понимается как процесс непрерывного, сбалансированного развития социальной системы. Именно этот ключевой, основополагающий концептуальный постулат составляет ядро международной теории развития человеческого потенциала и формирует критерии социального прогресса общественной социальной системы, региона, отдельной организации, трудовой группы.

3. Социокультурный человеческий потенциал. Эта система связана с оценкой образовательного, интеллектуального и духовного развития как структурной подсистемы человеческого потенциала населения. Предлагается применять субъективную оценку возможности акторов непрерывно в течение всей жизни получать желаемые и профессионально необходимые знания. Социокультурный человеческий потенциал опредляется уровнем духовных ценностей человека, образования и особенностями менталитета, влияющего на образовательное развитие общества [1,c.80]. В рамках данной системной оценки анализируется соотношение ценностей свободы, самостоятельности и независимости человека; покоя и защищенности; личная, групповая и общественная социальная ответственность. Должны применяться показатели измерения степени культурной интеграции разных групп и слоев, способности индивидов к социальным коммуникациям, эффективному взаимодействию для достижения социальных целей.

Между тем на практике образовательное развитие человеческого потенциала не всегда означает автоматическое общественное привлечение новых знаний и прогрессивное изменение социального статуса индивида. На самом деле важно не только обеспечить непрерывное обновление системы знаний акторов, но и создать условия для превращения образовательного человеческого потенциала в профессионально накопленный. По сути, образовательное и интеллектуальное развитие индивидуумов должно быть направлено на рост профессиональной мобильности, профессионального статуса человека, включая и стадию вторичной социализации в системе общественного воспроизводства.

Таким образом, социокультурная форма человеческого потенциала характеризуется образовательным, интеллектуальным, культурным развитием трудоспособного человека. Последнее проявляется как развитие, которое определяет расширение возможностей человеческого выбора и прогрессивные изменения социального статуса (но уже по образовательно-профессиональному признаку). Образовательно-профессиональное расширение социальных возможностей человека означает не только рост профессиональных возможностей, но и повышение уровня культурных и мотивационных ценностей, социальной ответственности людей за судьбы своей семьи, трудового коллектива, общества и человечества в целом.

4. Деятельностный человеческий потенциал населения характеризует деятельностную способность общества или его отдельных групп. Позволяет оценить расширение возможностей, уровень доступа человека к власти и возможности карьерного роста. Деятельностный человеческий потенциал определяется принципом возможности профессиональной реализации личности и универсализма человеческих прав. Деятельностный подход к человеческому потенциалу определяет признание приоритета роли и значения социокультурных норм в отношении социального накопления способностей человека, трансцендентности по отношению к природе культурных норм, способных блокировать определенные механизмы витального поведения [12,c.108]. Субстанцией развития социального человеческого сознания – как родового, так и индивидуального – является не сама по себе деятельность, а развитие целостной деятельности [11,c.31](характеризующейся социально-культурным и социально-экономическим действом).

Согласно данным принципам возможности карьерного роста, реализации вертикальной мобильности должны быть обеспечены не только нынешним, но и будущим поколениям. Деятельностный человеческий потенциал выражается в активности, энергии и деловых качествах социальных акторов (индивидов, организаций и групп), преобладании инновационных или традиционных форм мышления и способов деятельности, а также объективных возможностях граждан свободно реализовать свои социальные и творческие потенции, вести активную, здоровую, полноценную жизнь [9,c.171]. Формирование деятельностного человеческого потенциала обеспечивается путем оптимизации социальной организации общества, демократизации социальных отношений, развития гражданского общества, целевого формирования инновационной энергии социума. Важно отметить, что возможности развития и в особенности реализации деятельностного потенциала во многом зависят от того, насколько в обществе защищены и гарантированы права человека. В рамках данной системы оценки должны анализироваться уровень, структура, развитость социально-инновационной активности населения; инновационная энергия индивидов, их социальное настроение и способность к новаторской, инновационной деятельности. На наш взгляд, в рамках системы оценки деятельностного человеческого потенциала должны применяться показатели измерения готовности индивидов к инновационной деятельности, предпринимательскому риску (патернализму), ориентации на личный или коллективный успех, возможности социально-трудовой адаптации.

Развитие деятельностного человеческого потенциала должно осуществляться усилиями людей не только в интересах некоторых личностей, но и в интересах всей социальной системы. Люди должны иметь возможность и непосредственно действовать, участвовать в процессе принятия решений и во всех процессах, влияющих на их жизнь. Именно в таких вопросах чрезвычайно высока роль гражданского общества, социальной политики и общественных организаций, развития, в котором правительства полностью подотчетны своим народам [7,c.291]. Деятельностный человеческий потенциал может оцениваться с помощью ряда взаимосвязанных показателей. В научной литературе мы находим попытки представить и использовать обобщенный комплексный показатель развития деятельностного человеческого потенциала общества. Так, Т. Заславская предлагает оценивать деятельностный человеческий потенциал по следующим системным параметрам – масштабы, структура, развитость социальной, политической, предпринимательской и других видов социально-инновационной активности населения, его социальное настроение и способность к мобилизации [9,c.171]. Конкретизировать данные показатели можно в рамках рассмотрения системы качественного развития общества: анализ развития негосударственных некоммерческих организаций, становление гражданского общества и его структур, связь дополнительного или пожизненного обучения с предпринимательской успешностью человека, овладение наукоемкими, информационными и интеллектуальными технологиями профессии. Деятельностный компонент человеческого потенциала и демографический, социально-экономический и социокультурный человеческий потенциал взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому оценка деятельностной компоненты человеческого потенциала должна осуществляться в тесной связи с оценкой других его форм. По сути, деятельностный человеческий потенциал представляет собой важнейшее промежуточное звено между человеческим потенциалом и человеческим капиталом. Ведь именно он позволяет эффективно накапливать потенциальные возможности и способности человека в процессе его трудового взаимодействия, одновременно служит базовым фактором практической реализации социально-экономического развития общества, играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности общества.

Таким образом, деятельностный человеческий потенциал населения характеризует способность общества или его отдельных социальных систем к деятельностному социальному развитию. Деятельностный человеческий потенциал необходимо прежде всего оценивать по прогрессивным изменениям в самой человеческой жизнедеятельности. Общественный процесс формирования деятельностного человеческого потенциала не может исследоваться вне других компонентов человеческого потенциала: физического, образовательного, социально-культурного. Развитие общества – это не только непрерывное усложнение социальной организации общества, но и формирование человека с определенным набором физических, образовательных, мотивационно-деятельностных потенциальных возможностей (становление определенного уровня человеческого потенциала социума).

Обобщая вышеизложенное, можно представить интегрированные методологические подходы социальной оценки человеческого потенциала. В самой обобщенной форме человеческий потенциал можно исследовать в аспекте количественных и качественных структурных компонентов. Каждый из структурных компонентов может иметь специфическую систему количественных и качественных показателей социально-экономической оценки.

Количественный параметр человеческого потенциала предполагает оценку социально-демографического потенциала населения. По данному параметру рассматривается изменение состава населения, относящегося к исследуемой социальной системе – общества, региона, муниципального образования, организации. Кроме анализа количественного состава населения по данному параметру могут анализироваться трансформации, связанные с количественными изменениями половой, возрастной структуры, гендерными различиями, семейно-брачными отношениями.

Качественный параметр имеет сложную структуру и состоит из нескольких подсистем, каждая из которых имеет свой комплекс показателей социально-экономической оценки ее развития.

Первая качественная подсистема человеческого потенциала – социально-экономический человеческий потенциал. Это уровень развития потребности и потребления населения (как носителя потребительной формы человеческого потенциала), доступа человека к ресурсам, необходимым для обеспечения достойного уровня и качества жизни. Оценка социально-экономического человеческого потенциала осуществляется через показатели оценки потребностей населения, а также качества жизни людей (уровень благосостояния и реальных доходов, доступность социальных и материальных благ, гарантированность соблюдения социальных прав, социальная и социально-экономическая защищенность).

Вторая качественная подсистема человеческого потенциала – физический человеческий потенциал (здоровье населения, способности к физическому труду). Оценка физического человеческого потенциала осуществляется через общие показатели физического уровня развития человека: уровень физического и психологического здоровья людей.

Третья качественная подсистема человеческого потенциала – социально-культурный человеческий потенциал. Это уровень потребительного развития населения, уровень качества его жизнедеятельности. Оценка социально-культурного человеческого потенциала осуществляется через образовательное и культурное развитие человека: 1) формальное образование, квалификация и профессионализм, востребованность образовательного потенциала; 2) базовые субъективные ценности, социальные нормы, принципы, представления, морально-нравственные убеждения, система мотивов социально-экономического действия.

Четвертая качественная подсистема человеческого потенциала – деятельностный человеческий потенциал. Это характеристика достигнутого уровня деятельного развития социума, деятельных возможностей общества, способности социума к саморазвитию, самосовершенствованию, самоадаптации. В то же время деятельностный человеческий потенциал является промежуточным компонентом между потенциальными возможностями человека и их социальным накоплением в форме человеческого капитала.

Оценка деятельностного человеческого потенциала осуществляется по различным показателям. Общие компоненты социальной оценки: уровень социально-экономических потребностей населения (общий показатель с социально-экономическим структурным компонентом человеческого потенциала); субъективные ценности, социальные нормы, принципы, представления, морально-нравственные черты (общий показатель с социально-культурным структурным компонентом человеческого потенциала). Специфические компоненты социальной оценки: 1) деловые качества, социально-мотивационная энергия населения (способности социума к саморазвитию, самосовершенствованию, самоадаптации); 2) возможность населения реализовывать свои способности – среда деловой активности акторов труда (демократизация, экономическая культура, уровень развития гражданского общества).

Деятельностный человеческий потенциал, социально-экономический и социально-культурный компоненты человеческого потенциала тесно связаны и взаимозависимы. Данные структурные формы человеческого потенциала имеют некоторые общие показатели оценки. Падение в последние годы уровня социально-экономического человеческого потенциала привело не только к росту противоречий развития социально-культурного человеческого потенциала, но и приостановило рост деятельностного человеческого потенциала. Активизация деятельностного человеческого потенциала представляет собой процесс целевого побуждения к его динамичному развитию и саморазвитию. В новых условиях необходима оценка не только общепринятых форм человеческого потенциала (физической и образовательной), но также и деятельностного человеческого потенциала населения, процессов расширения возможностей, уровня демократических преобразований в той или иной социальной системе. Противоречия между структурными компонентами социальной системы и общественным регулированием должны решаться демократическим путем. Социально-экономической целью общественного развития на любом уровне хозяйствования должно являться расширение демократического диапазона деятельностного выбора для человека в настоящее время и в будущих периодах развития.

Библиографический список

  1. Баландина, Т.М. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях [Текст] / Т.М. Баландина, Ю.Г. Быченко // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 10. – С. 79‑87.
  2. Быченко, Д.Ю. Методологические основы исследования человеческого потенциала / Д.Ю. Быченко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. – 2011. – № 2 (11). – С. 56‑60.
  3. Лопухин, В.Ю. Роль семьи в системе воспроизводства человеческих ресурсов России / В.Ю. Лопухин // Вестник Саратовского государственного социально‑экономического университета. Научный журнал. – Саратов, СГСЭУ – 2009. – № 1 (25). – С. 18‑23.
  4. Даренков, М.Ю. Потребительная форма человеческого потенциала современной проектно‑ориентированной организации [Текст] / М.Ю. Даренков // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. – 2009. – № 2 (19). – С. 165‑170.
  5. Даренков, М.Ю. Совершенствование потребностей к труду персонала проектно‑ориентированной организации: дис. ... канд. социол. наук. 22.00.03 / Даренков Михаил Юрьевич; ГОУ ВПО СГСЭУ. – Саратов, 2009. – 165 с.
  6. Джой‑Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой‑Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте; [пер. с англ. Р.Л. Ткачука]. – 3‑е изд. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.: ил. – 429 с.
  7. Докторович, А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования [Текст] : монография / А.Б. Докторович. – М.: Изд‑во ИКАР, 2003. – 419 с. : ил. – 500 экз.
  8. Заславская, Т.И. Двадцать лет российской трансформации. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе [Текст] / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. – 2005. – № 4. – С. 13‑25.
  9. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации: учебное пособие / Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2004. – 400 с.
  10. Землянухина, Н.С. Инвестиции в формировании человеческого капитала / Н.С. Землянухина // Вестник Саратовского государственного социально‑экономического университета. Научный журнал. – Саратов, СГСЭУ – 2005. – № 10. – С. 35‑39.
  11. Кудрявцева, В.Т. Развитие деятельности и ее самодетерминация / В.Т. Кудрявцева, Г.К. Уразалиева // Вопросы философии: научно‑теоретический журнал.; гл. ред. В.А. Лекторский. – М.: Наука, 2001. – № 3. – С. 27‑32.
  12. Швырев, B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / В.С. Швырев // Вопросы философии: научно‑теоретический журнал.; гл. ред. В.А. Лекторский. – М.: Наука, 2001. – № 2. – С. 107‑115.