ДонНТУ   Портал магистров

Музыка фортепиано – вечная музыка

Содержание

1. Мое первое знакомство с инструментом

Фортепиано является музыкальным инструментом моего детства. Большой и загадочный инструмент всегда притягивал мое внимание, когда я была маленькой. Особенно мне нравилось проводит рядом с ним время, когда мама наигрывала простые, но очень знакомые мелодии. Чуть повзрослев, мне хотелось и самой научиться играть на инструменте. Самой первой мелодией, которой научила меня мама была В траве сидел кузнечик, играя одним пальцем по клавишам фортепиано. После этого я решила научиться большему и родители меня поддержали в этом. Вместе с переходом из детского сада в школу меня зачислили в Школу искусств №5 по классу Фортепиано. Помимо уроков игры на инструменте в этой школе преподавали такие дисциплины как сольфеджио, музыкальная литература и хоровое пение. Именно на уроках музыкальной литературы будущие музыканты получают знания об истории происхождения музыкальных инструментов, направлениях в музыке, композиторах. Изучая музыкальную литературу я получила интересную информацию о истории возникновения фортепиано.

Анимация – Ноты
анимация: 12 кадров, бесконечное число повторений, 23 Кб)

2. История развития фортепиано

Родоначальником всех клавишных инструментов является монохорд – физический прибор, определяющий соотношение между длиною струны и высотою ее звука, а именно чем короче струна – тем выше тон. Старинный монохорд состоял из одной струны, длину которой можно было произвольно изменять.[1]

Монохорд

Рисунок 1 – Монохорд

Из простого однострунного прибора Аристид Квинтилиан в III веке создал свой геликон, который имел четыре струны, настроенные в унисон, что давало возможность издавать несколько звуков одновременно. Струны были закреплены по бокам неподвижными пластинками, давящими на них сверху. Звук рождался не только от нажатия клавиши, но и от удара по струне. Позднее клавиши доработали так, чтоб они одновременно нажимали и ударяли по струне.[1]

С течением веков струн в инструменте становилось больше, но его по привычке продолжали называть именем однострунника (монохорда). Теоретик музыки Себастьян Вирдунг в начале XVI века объяснял эту несообразность тем, что, хотя в монохорде и много струн, все они звучат в унисон. Но впоследствии инструмент все же получил другое, более правильное название – клавикорд. К началу XVI столетия этот инструмент уже имел 27 струн при 45 клавишах. А в 1778 году появился инструмент, выполненный мастером Гассом в Гамбурге: на ножках, с 38 двойными струнами и 54 клавишами, отделанными черепаховой костью. Его диапазон составил четыре с половиной октавы, тогда как у известного Гвидо д'Ареццо, основателя гаммы и нот, в XI веке монохорд имел только две октавы.[1]

Клавикорд

Рисунок 2 – Клавикорд

Клавесин возник самостоятельно и существенно отличался от клавикорда тем, что все струны в нем были свободны и делались разной длины и толщины, соответственно издаваемому ими тону. Точно известно, что клавесин был изобретен гораздо позднее того, как были созданы первые клавикорды. Клавикорд имел другие недостатки и годился только для камерной музыки. Поэтому последующие усилия музыкальных мастеров были направлены на создание инструмента, который соединил бы в себе достоинства клавесина и клавикорда.В 1511 году к клавесину впервые была приделана педаль для полноты и силы басовых нот. А в XVIII веке парижский мастер Паскаль Таскен создал особый механизм нажатия на струны.[6]

Клавесин

Рисунок 3 – Клавесин

В мире уже существовали королевы звука – скрипки работы Амати, Гварнери и Страдивари. А музыкальное качество клавесина-клавикорда по-прежнему оставляло желать лучшего. Стало ясно, что надо найти совершенно новый принцип извлечения из струны звука. Тогда-то к клавишным инструментам и применили принцип удара молоточков по струнам. Первый, кто стал работать в этом направлении – флорентийский мастер Бартоломео Кристофори. В 1709 году он создал инструмент под названием gravecembalo col piano е forte. Впоследствии его стали называть упрощенно – фортепиано.[1]

3. Людвиг ван Бетховен – композитор, повлиявший на популярность фортепиано

Стоит отметить и композиторов, которые существенным образом повлияли на судьбу фортепиано. Благодаря произведениям Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. новый инструмент был принят в обществе и приобрел популярность. [2] Приобретая знания о композиторах меня впечатлила история жизни и творчества Л. Бетховена, который имея проблемы со слухом писал музыкальные шедевры.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне в семье певца Иоганна Бетховена(1740-1792) и Марии-Магдалины(1748-1787).

Людвиг ван Бетховен

Рисунок 4 – Людвиг ван Бетховен

Отец рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении. Друзья отца обучают будущего композитора игре на органе и скрипке. С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра. Когда Людвигу ван Бетховену было 12 лет издается первое его сочинение – вариации на тему марша Дресслера. В этом возрасте он уже работал помощником придворного органиста. В 1787 году едет в Вену, где берет несколько уроков у Моцарта. Моцарт, прослушав импровизацию Бетховена, сказал: Он всех заставит говорить о себе!. Но из-за болезни матери Людвиг возвращается домой. А после ее смерти остается единственным кормильцем в семье. С 1789 году желая продолжать учебу, посещает лекции на философском факультете Боннского университета.[3]

В 1792 году переезжает в Вену и начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но, и ученик, и учитель быстро разочаровываются друг в друге. И Бетховен сам находит себе учителя – Антонио Сальери. В первые годы в Вене Бетховен быстро становится известным пианистом. За первые десять лет, проведённых в Вене, Бетховен пишет более тридцати своих произведений.[3]

В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Теряя слух, Бетховен все реже выходит на улицу, становится замкнут и угрюм, отказывается от выступлений. С 1819 года для общения с собеседниками, Бетховену пришлось применять бумагу и карандаш. Благодаря этому, до наших дней дошли некоторые его разговорные тетради. В этих тетрадях ему писали реплики друзья, на некоторые из которых он отвечал, так же на бумаге. Несмотря на болезнь, именно в этот период он создает свои самые известные произведения.[3]

Дело в том, что композитор помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. В 1817 году Бетховен у известного производителя Страйхера заказывает рояль, настроенный на максимальную громкость, а другого производителя – Графа просит изготовить резонатор, чтобы инструмент звучал еще громче.[4]

Кроме того, Бетховен выступал на концертах. Так, в 1822 году, когда композитор уже полностью оглох, он пытался дирижировать при исполнении своей оперы Фиделио, но потерпел неудачу: не смог добиться синхронности с оркестром.[4]

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене. 29 марта во время похорон свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Похоронен Бетховен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта). В 1888 году перезахоронен на Центральном кладбище Вены.[3]

Бетховен оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Он подарил миру 9 симфоний, более 40 сонат, 16 струнных квартетов, ряд увертюр и другое. Многие его произведения широко известны по всему миру. Симфония № 5, Лунная соната, К Элизе, Эгмонт и многое другое.[3]

Моим любимым произведением Л.Бетховена является Лунная соната, которую я не только слушаю, но и играю на фортепиано. Это произведение композитор посвятил своей возлюбленной Джульетте Гвиччарди в момент проживания в Вене. Однако возлюбленная вышла замуж за другого композитора, которого посчитала лучшим.[5]

Свой рассказ о композиторе закончу его высказыванием: Музыка должна высекать огонь из людских сердец…. Именно такую музыку и писал Л.В.Бетховен.

4. Страницы магистров по аналогичной тематике

1. Нетреба Кристина Сергеевна История развития фортепиано
2. Левицкая Екатерина Сергеевна Фортепиано. Самостоятельное изучение игры на клавишных
3. Калошина Юлия Александровна Фортепиано в жизни каждого из нас

5. Список источников

1. История происхождения фортепиано
2. История развития фортепиано
3. Краткая биография Бетховена
4. Как Бетховен сочинял музыку, ведь он был глухим?
5. Интересные факты о Бетховене