ДонНТУ   Портал магистров

Психология человека

Содержание

История психологии

Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики человека и групп людей.

Развитие психологии как науки происходило в 3 этапа [1]:

  1. I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.;
  2. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.;
  3. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Интересные факты

Ложные воспоминания – это память о вещах, которые мы никогда не испытывали на самом деле. Это могут быть небольшие ошибки памяти, которые, например, заставляют нас думать, что мы видели один дорожный знак вместо другого, или крупные заблуждения, как, например, уверенность, что мы когда–то летали на воздушном шаре, хотя этого никогда не было.

Ещё одна пугающая особенность ложных воспоминаний: они могут быть навязаны нам извне. Имплантировать людям ложные воспоминания не просто возможно, но на самом деле очень легко – главное, правильно оценить уровень доверчивости человека, с которым вы имеете дело. Можно привести в пример людей, которые, по настоянию врачей или гипнотизеров, действительно начинали верить, что они были похищены НЛО, или вспоминать жестокое обращение в детстве, которого никогда не было. Для этих людей различие между памятью и воображением становилось размытым, и события, не происходившие никогда, прочно вшивались в память как реальные. Они даже могли предельно точно и невероятно ярко описать эти вымышленные события, как будто они имели место быть.

Как только человеком овладевают ложные воспоминания, их практически невозможно отличить от истинных, хранящихся в нашем мозге. Это означает, что ложные воспоминания имеют те же свойства, что и любые другие, и ничем не отличаются от воспоминаний о событиях, которые происходили на самом деле. Единственный способ проверить их – найти подкрепляющие доказательства для какого–либо конкретного воспоминания, которое нуждается в проверке.

По большей части, ложные воспоминания касаются повседневных ситуаций, которые не имеют каких–либо последствий, не считая небольших споров с партнером или другом о том, кто снова потерял ключи. Но иногда ложные воспоминания могут привести к более серьезным последствиям. Например, если свидетельства в суде основаны на ложных воспоминаниях о преступлении. Подобные случаи не раз приводили к вынесению неверного приговора.

В целом ложные воспоминания не являются ни положительными, ни отрицательными. Они просто ЕСТЬ. Считаются они хорошими или нет – также невероятно зависит от обстоятельств. Например, ситуация, в которой жертва не помнит часть преступления, совершенного в отношении нее, может рассматриваться как плохая для расследования, но как хорошая для жертвы.

Вот еще несколько интересных фактов о психике человека:

Выдающиеся психологи

Психология берет свое начало еще в древности и уже в то время существовали люди, пытающиеся понять, что такое душа и как она связана с телом. Большой вклад в появление и развитие психологии как науки внесли следующие ученые [2]:

Этот список можно продолжать долго потому, что ученых в области психологи очень много и все они внесли огромный вклад в развитие этой науки;

Но отдельно хотелось бы выделить таких психологов, как: З. Фрейд, И.И. Павлов, Ж. Пиаже, Мелани Кляйн, Джон Боулби, Абрахам Харольд Маслоу.

Зигмунд Фрейд

pic1

Известен исследованиями и теориями в области психо-сексуального развития, работы Фрейда в области детской психологии определяют пять этапов развития ребенка. Он предположил, что если ребенок пережил тревогу, на протяжении формирования любого из этих этапов, то в подростковом возрасте это может обернуться неврозом.

Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и патопсихологии [3].

Иван Иванович Павлов

pic2

Знаменитый российский ученый, труды которого высоко оценены и признаны научным мировым сообществом. Ученому принадлежат важные открытия в области физиологии и психологии. Павлов является создателем науки о высшей нервной деятельности человека

Исследование ученого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения [3].

Жан Пиаже

pic3

Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии и реформы образования. Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься только гений»[4].

Мелани Кляйн

pic4

Влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений

Новатор в психоанализе детей и младенцев. Она развила теорию о том что дети как бы запрограммированы на отношения между собой в будущем тем, какие отношения с рождения с родителями.

Наблюдения за играми собственных детей 2–3 лет привели её к выводу, что именно на этот возраст приходится формирование Эдипова комплекса.

Одна из наиболее важных идей Кляйн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно расщеплять мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает [3].

Джон Боулби

pic5

Британский детский психолог, более известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности. Он сформулировал теорию привязанности, предлагающую одно из объяснений формирования связи ребенка с матерью.

Абрахам Харольд Маслоу

pic6

Категорию Знаменитые психологи, бесспорно, нельзя представить без этого талантливого ученого. Абрахам Маслоу создал теорию гуманистической психологии. В его монографиях можно встретить такое понятие, как Пирамида Маслоу. Она представлена специальными диаграммами, которые олицетворяют элементарные человеческие потребности. В экономической науке указанная пирамида нашла самое широкое применение [4].

Список источников:

1. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. Введение. М., 1997.;
2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.;
3. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Гл. 1, Введение. М., 1974.;
4. Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Современная психология. М., 1999. С. 578–590.