ДонНТУ   Портал магистров

FL STUDIO НАПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

FL Studio (ранее — Fruity Loops) — цифровая звуковая рабочая станция (DAW) и секвенсер для написания музыки. Музыка создаётся путём записи и сведения аудио- или MIDI-материала. Готовая композиция может быть записана в формате WAV, FLAC, MP3 или OGG.

FL12

История

Первую версию Fruity Loops разработал для компании Image-Line программист Дидье Дамбрен (известен под псевдонимом «gol»); она была частично выпущена в декабре 1997 года. Официальный выход программы состоялся в начале 1998 года; в тот момент она представляла собой четырёхканальную драм-машину MIDI. Дамбрен был назначен главным разработчиком программы, и в скором времени она подверглась целому ряду серьёзных улучшений, которые превратили её в популярную цифровую музыкальную студию. С момента появления FL Studio для неё было выпущено 10 крупных обновлений; в марте 2011 года увидела свет FL Studio 10. В создании различных редакций FL Studio участвовал программист Arguru и диджей и композитор Джоэль Томмас Циммерман, под псевдонимом Deadmau5.

22 апреля 2013 года вышла FL Studio 11.0.0. Это обновление принесло с собой ряд исправлений и улучшений; а также изменения, которые были сделаны в beta-версиях программы.

22 апреля 2015 года состоялся релиз 12-й версии программы. В ней полностью переработан интерфейс, который стал векторным и масштабируемым. Также в микшер была добавлена функция multi-touch и изменена процедура установки и поиска VST плагинов.

Следующая версия FL Studio вслед за двенадцатым сразу получила 20-ый номер. Основная причина такого шага — 20-летие DAW. Её релиз состоялся 22 мая 2018 года. В настоящее время выпускается компанией Image-Line Software.

Обзор программы

  • FL Studio Express. Эта редакция позволяет программировать партии только в Step Sequencer. Она очень хорошо подходит для создания лупов, риффов, басовых линий и простых мелодий. Длина паттерна ограничена 64 шагами (16 тактами). Каждый паттерн может содержать партии неограниченного количества инструментов — семплов, собственных генераторов FL Studio, плагинов VST. Инструменты можно подключать к микшеру для обработки с помощью эффектов. В 10-й версии присутствуют такие эффекты, как Delay, DelayBank, Equo, Flangus, Love Philter, Vocoder, Parametric EQ & EQ2, Multiband Compressor, Spectroman, Stereo Enhancer, Wave Candy, Wave Shaper и Soundgoodizer. В этой редакции отсутствуют Piano Roll, Playlist, автоматизация, запись аудио и возможность использовать FL Studio в других программах посредством Rewire или VST.
  • Fruity Edition. Редакция Fruity открывает пользователю доступ к Playlist, Piano Roll и автоматизации — инструментам, необходимым для создания и аранжировки сложных и продолжительных треков. Также имеется возможность с помощью протоколов ReWire и VST использовать FL Studio как инструмент в Cubase, Ableton Live и других музыкальных программах. В версии 10 редакция Fruity также включает в себя синтезатор ударных DrumSynth Live и синтезаторы SimSynth Live, DX10FM, Wasp и Wasp XT. Отсутствует возможность записывать звук.
  • Producer Edition. Эта редакция обладает всеми возможностями Fruity Edition, а также позволяет записывать звук из внешних и внутренних источников. Кроме того, в Producer Edition включены инструменты для постобработки. Имеется возможность рисовать автоматизацию от руки или с помощью плавных кривых. Добавлены новые плагины: Edison, Slicex (инструмент для нарезки и обработки лупов), Vocodex, Synthmaker. Можно отображать аудиоклипы в форме волны в Piano Roll и расставлять точки разметки.
  • Signature Bundle. Помимо всех возможностей Producer Edition, в эту редакцию включён целый ряд дополнительных плагинов: Sytrus, Maximus, Fruity Video player, семплер DirectWave и набор гитарных эффектов Hardcore.
  • Groove. Редакция, разработанная специально для сенсорных устройств с операционной системой Windows. Основной упор в этой версии был сделан на живые выступления и управление мультитачем. FL Studio Groove позволяет управлять 15 каналами, 5 из которых — это синтезаторы, а 10 — ударные инструменты либо семплеры

Процесс работы

FL Studio является дорожечным (паттерн) секвенсором, где создание музыки происходит в Piano Roll, Step Sequencer и затем осуществляется составление всей композиции из отдельных частей в окне Playlist. Имеется большой набор уже готовых инструментов и множество эффектов, которые могут быть задействованы в режиме реального времени.

Рис. 1 – Паттерн.

Главная составляющая проекта композиции — генератор (канал). Генератор синтезирует или воспроизводит звук. Генераторов в проекте композиции может быть неограниченное количество. Каждый генератор обладает своими настройками, уникальным звуком, имитирующим любой инструмент. Для генераторов программируются нотные партитуры, записываемые в Piano Roll. Партитуры в FL Studio имеют бесконечную длину. Кусочки партитур (паттерны) складываются в последовательности (располагаются в нужном порядке в списке воспроизведения) в окне Playlist. Звук каждого генератора может быть обработан при помощи множества подключаемых эффектов. В качестве генератора можно подключить любой VST- или DXi-плагин.

Эффекты

FL Studio поставляется вместе с множеством различных эффектов и инструментов для обработки звука, таких, как хорус, дилей, фленжер, фэйзер, ревербератор, компрессор, эквалайзер, вокодер, максимайзер и лимитер.

Рис. 2 – Эффекты.

Сэмплеры

DirectWave Sampler. Плагин, позволяющий воспроизводить, записывать и редактировать семплы живых и VST-инструментов, а также накладывать DSP-эффекты. Поддерживает (с некоторыми ограничениями) распространённые форматы семплов и семплерных библиотек: WAV, SF2 (Soundfont), AKP (Akai), Propellerheads Recycle, Native Instruments Battery, Kontakt (nki), GIGA (gig) & eMagic EXS24.

Рис. 3 – Сэмплы.

SliceX. Семплер, обладающий широкими возможностями для нарезки и обработки лупов. Входит в состав Producer Edition.

Системные требования

FL Studio 12.0 работает на компьютерах с Windows версий XP, Vista, 7/8/10, а также на Intel Mac с Boot Camp. Для работы необходим процессор с тактовой частотой 2 ГГц и полной поддержкой SSE2. FL Studio обрабатывает звук, используя внутренний 32-битный алгоритм с плавающей точкой. Он поддерживает частоту дискретизации до 192 кГц с использованием драйверов WDM и ASIO.

Личное использование

Обработка звука бывает разной. Все зависит от вашего желания. Это может быть удаление шумов, искажений, повышение и понижение частот, наложение эффектов, добавление реверберации и дилея и так далее.

Наиболее использующейся процедурой является удаление шумов. Шумы могут быть как внешними, случайно записанными на микрофон фоновыми звуками в помещении с плохой звукоизоляцией, так и внутрисистемными, возникшими вследствие плохого экранирования шнуров и прочего звукозаписывающего оборудования. Шумы имеют свои частоты, диапазон которых сравнительно узок. Это позволяет подавлять их путём простой эквализации, то есть - убирать частоты, на которых больше всего шума и меньше всего нужных звуков.

Реверберация считается вторым по важности шагом в обработке звука. Реверберация - это постепенное затухание звука, например, в большом помещении с хорошей акустикой. При небольшой продолжительности она добавляет вокалу или сольным инструментам глубину и выразительность звучания, поэтому её используют довольно часто. В отличие от простого эха, которое просто повторяет звук несколько раз, при этом, затихая, реверберация прогрессивно меняет соотношение частот повторяемого звука, что может создавать самые разнообразные эффекты.

После реверберации по популярности, пожалуй, стоят дилей-эффекты. Или попросту задержки звука. Это может быть как обычное эхо любой частоты затухания, так и более изысканные дилеи. Особенно дилей может понадобиться при обработке моно-звука и превращении его в псевдостерео. Для этого производится совсем незначительная задержка звука в одном из каналов. При этом одному каналу желательно добавить немного «сухости» (средних частот). Тогда бывший моно-звук начинает звучать в разных каналах и чуть-чуть по-разному, что и создаёт эффект стерео. Обработка звука в реальном времени с помощью модулей DirectX оказалась настолько привлекательной для многих музыкантов, что они начали активно использовать именно их, почти «забыв» о существовании основных функций программ обработки.

Разумеется, семейство программ звуковой обработки не исчерпывается программами Sound Forge и Adobe Audition 2. Существуют и другие профессиональные программы, служащие тем же целям. Среди них можно особенно отметить WaveLab от компании Steinberg - программу, известную быстротой выполнения алгоритмов звукового преобразования. Она предоставляет также большие возможности по работе с записью Audio CD (звуковых компакт-дисков) и, кроме того, способна работать с подключаемыми модулями VST.

Для профессионального занятия по созданию музыки следует работать в программе под названием Logic Pro. В данной программе намного больше возможностей для написания обработки композиций. Почти во всех профессиональных звукозаписывающих студиях используется именно эта программа. Но это не значит, что остальные секвенсоры очень плохие. Я сам работаю во FL Studio и мне нравиться его простое и удобное меню. Правда есть один минус - не хватает VST и VSTi - плагинов, а в Logic Pro их достаточно.

Выбор программы звуковой обработки и создания во многом зависит от вкусов пользователя. Однако все эти программы в последнее время имеют весьма похожий пользовательский интерфейс. Так что, если вы освоили программы описанные здесь, то вам не составит труда освоить и другие программы.

Список литературы

  1. Звуковые редакторы / Артём Аленин / Компьютеры и интернет. - 2010.
  2. Загуменнов А.П. Компьютерная обработка звука. - М.: ДМК Пресс. - 384 с.: ил. 3.
  3. Блог о создании музыки: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://recmuz.com/.
  4. Некоммерческий электронный журнал WebSound.Ru: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://websound.ru/.
  5. Сайт программы FL Studio 10: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flstudio10.ru/.