ДонНТУ   Портал магистров

Влияние научной фантастики на развитие современного мира

С детства я начал увлекаться научной фантастикой. Любимым делом после школы для меня было не выйти на улицу поиграть с друзьями в различные игры, а смотреть различные телепередачи по Discovery Science о том как зарождалась Вселенная, возможны ли полеты в другие звездные системы и прочие подобные. Особенно мне нравилась передача Физика невозможного с несменным ведущим Митио Каку о том, как то, что еще недавно описывалось в книгах и фильмах, становится реальным. Идея того, что всем знакомые фантастические предметы, будь это плащ-невидимка или световой меч, реализуемы в том или ином виде мне до сих пор кажется поразительной. Именно подобным идеям и их воплощениям в реальной жизни посвящен этот раздел.

Несмотря на то, что различные интерфейсы и контрольные панели, использующиеся в фильмах, нужны только для того, чтобы помочь развитию сюжета, многие из таких приспособлений приобрели всемирную известность. Подобные вещи используются во многих научно-фантастических фильмах, начиная с коммуникаторов в Звёздном пути, заканчивая нашлемным дисплеем Терминатора. И дизайнеры, и инженеры могут взять на вооружение несколько идей из подобных разработок.

Звёздный путь, коммуникатор

Рисунок 1 — Звёздный путь, коммуникатор

Можно много говорить о том, какой он — хороший научно-фантастический интерфейс. Прежде всего, это то, что позволяет максимально эффективно выполнять поставленную задачу. При этом интерфейс должен вдохновлять публику и нравиться ей. Научная фантастика показывает миру возможное направление развития технологий и даёт возможность обдумать это. Кроме того, подобные вещи оказывают сильное влияние на общественные предпочтения. Так, один товар может утратить популярность из-за влияния определённых фильмов, в то время как другой её приобретёт.

Аватар

Рисунок 2 — Аватар

Очень практичными и продуманными являются, например, пиктограммы для передачи эмоций, симуляторы голографических образов и коммуникаторы из картины Звёздный путь: Следующее поколение. В фильме Затерянные в космосе мы можем наблюдать момент, когда Джон Робинсон использует голосовую команду, чтобы разблокировать оружие. Это можно использовать и в реальном мире. Данный способ достаточно эффективен и обязательно найдёт себе применение.

Не все технологии могут применяться в реальности. Так, использование говорящих компьютеров и функции распознавания жестов практически невозможно. Представьте, что будет, если в одном месте соберётся хотя бы десять человек, девайсы которых будут пытаться что-то сказать своим владельцам. Это, возможно, могло бы быть полезным в машине или дома, но не в общественных местах.

Везде, начиная с Обливиона,заканчивая фильмом Прометей, используются тачскрины. Это хорошо выглядит на экранах телевизоров, но не передаёт тактильных ощущений. В Звёздном пути и некоторых новых фильмах совмещены традиционные переключатели, кнопки и виртуальные контрольные панели. Подобное можно наблюдать в кабинах пилотов, когда используются практически все виды контроллеров.

Прометей

Рисунок 3 — Прометей

В фильмах используется большинство современных концептов. Конечно, сейчас никто не летает на улице в костюме Железного человека, но третья часть фильма о нём укрепит то, что начали строить первые две части. Возможно, когда–нибудь в продаже появятся подобные прототипы, предназначенные для повседневного использования.

Также нельзя забывать о литературной части научной фантастики. Несмотря на явный переизбыток литературных произведений от независимых писателей по известным франшизам (например, Сталкер или Метро), периодически выходят отдельные истории, достойные внимания. К таким можно отнести прочитанную мною Ложную слепоту Питера Уоттса, которая рассматривает множество проблем, с которыми человечество может столкнуться в обозримом будущем, переплетая их с проблемами вечными и настоящими. Ложная слепота исследует темы личности, сознания, свободы воли, искусственного интеллекта, теории игр, нейробиологии и эволюции человека.

Также, не менее интересным является роман Энди Вейера Марсианин, экранизированный всего спустя 5 лет после первой публикации. Данные произведения популяризировали и без того известную проблематику колонизацию Марса, в то же время подымая актуальные для будущих колонистов вопросы эвакуации в случае ЧП и обеспечения ресурсами. Особо следует подчеркнуть момент с белковыми кубиками, который в Марсианине вызывает крушение космического корабля, но с точки зрения ученых это невозможно.

Марсианин

Рисунок 4 — Марсианин

Однако помимо современных литературных произведений следует также упомянуть классическую литературную научную фантастику, к которой относятся «Война миров» и «Машина времени» Герберта Уэллса, «Дюна» Фрэнка Герберта, «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа К. Дика, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, «Я, робот» Айзека Азимова, без которых современная культура была бы совершенно иной, а технологии и знания, которые они предрекли (например, 3 закона робототехники Азимова, световой луч Уэллса и многие другие), несомненно, становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Каждая из этих книг для меня стала открытием нового мира, нового взгляда на то, каким может быть мир.

В ходе поиска было обнаружено, что среди магистров подобную тему рассматривали:

  1. Волощук Вячеслав Андреевич — Мир современной фантастики
  2. Дрындик Роман Владиславович — Что ждет НАС в будущем?
  3. Пономарев Иван Борисович — О КИНО...

Список источников

  1. Влияние научной фантастики на изобретения будущего [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://naked-science.ru/article/...
  2. Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 томах / Г. Уэллс. — Москва : Правда, 1964. — Т. 14. — С. 349–354.
  3. Азимов А. Я, Робот / А. Азимов. — М. : Эксмо, 2008. — 800 с.
  4. Уоттс П. Ложная слепота / П. Уоттс. — М.: АСТ, 2010. — 416 с.