ДонНТУ   Портал магистров

Авиация от создания и до наших дней

Человек мечтал покорить небо и летать как птица с самых древних времён. Вспомните миф про Дедала и Икара, смастеривших крылья чтобы спастись от жестокого критского правителя. Несмотря на огромное множество попыток создать летательный аппарата или некое подобие крыльев, мечты о покорении неба сбылись только в начале ХХ века.

Моим увлечением является коллекционирование моделей самолетов. Однако из всех видов авиации мне импонируют военные самолеты 2-й мировой войны и следить за их развитием и совершенствованием очень интересно. Но для начала стоить сказать о самом первом самолете в истории.

Часть коллекции

История создания первого самолета

История создания первого самолета Первым летательным аппаратом историки и эксперты со всего мира признание творение Орвилла и Вильбура Райтов, которое 17 декабря 1903 года сумело пролететь более двухсот метров и продержаться в воздухе практически одну минуту.

Рис 1. Самолет братьев Райт

Братья Райт не раз подчёркивали, что их успех был бы невозможен без Александра Фёдоровича Можайского. Перед тем как приступить к созданию собственного самолёта Райты досконально изучили чертежи российского военного и сумели понять, что неудача Можайского была связана с невозможностью обеспечить сохранение равновесия. Чтобы решить эту проблему Райты сконструировали систему управления закрепив тросы по трём осям. Использование тросов предоставляла им возможность постоянно контролировать вращательные, поворотные и наклонные движения деталей первого самолёта. Благодаря инновационной на то время разработке братьев Райтов самолёт больше не боялся встречного ветра. Кроме того, инженеры заменили паровой двигатель бензиновым.

Виды авиации

В зависимости от целей использования авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Гражданская авиация обеспечивает перевозки пассажиров, почты и грузов; используется для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, для аэрофотосъёмки местности, разведки полезных ископаемых, охраны лесных массивов (в т. ч. тушения пожаров), в медико-санитарных целях и др. Гражданская авиация располагает парком летательных аппаратов (самолётов и вертолётов), сетью воздушных линий, аэропортов, аэродромов с системой технических сооружений, радио– и метеостанциями, заводами и ремонтно-техническими базами, научно–исследовательскими и учебными учреждениями.[1]

Самый первый гражданский самолет был построен в России. Пока полёты были ещё делом экспериментальным,Игорь Сикорский, во главе с инженерами Русско-Балтийского вагонного завода уже в 1913 году сконструировали биплан под названием Илья Муромец. На следующий год был проведен показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел сам Сикорский. В разных модификациях Илья Муромец взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.

Рис 2. Илья Муромец

Самым большим гражданским самолетом считается АН–225 Мрия. Размах его крыльев составляет более 88 метров, в то время как длина самолета превышает 73 метра. На сегодняшний день во всём мире существует только один единственный самолёт Мрия, и он является, бесспорно, самым величественным и входит в 10 самых больших самолётов[2].

Рис 3. АН–225 Мрия

Государственная авиация – авиация, которая используется для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно–оборонных задач. Мой интерес как раз принадлежит к такому виду авиации. и один из самолетов,которые мне особенно нарвятся – это истребитель И–16.

Рис 4. И–16

И–16 был сконструирован в 1933 г. и был обозначен как ЦКБ–12.Он содержал два революционных новшества – закрытую прозрачным фонарем кабину и убирающиеся стойки шасси. В середине 1933 г. самолетом заинтересовалось руководство ВВС и уже в начале зимы его выкатили на аэродром московского авиазавода №39, а 30 декабря пока еще мало известный лётчик – испытатель Валерий Чкалов поднял его в воздух. Испытания прошли успешно. Самолет начали модернизировать и темпы производства росли довольно быстро. И впервые он проявил себя в небе над Испанией, где появление под управлением советских лётчиков сразу положило конец господству в воздухе немецкой авиации. И–16 показал превосходство в скорости и в вертикальном маневре над итальянскими CR–32 и немецкими He 51. Этот самолет по праву считается легендарным.

Следующим самолётом, который мне нравится и который пришел на замену И–16 является Миг–3. Ранние версии были довольно опасны для пилотов. При малейших отклонениях от допустимых режимов он моментально срывался в штопор. По словам генерала авиации Н. Г. Захарова этот самолет не прощал ошибок. Лишь опытные пилоты могли умело летать на нем. уже в 4 утра 22 июная на этом самолете был сбит первый мессер. В общем за годы войны пилоты на Миг–3 сбили 710 вражеских самолётов, 43 из них ночью. это найвысший результат из всех типов самолётов, когда–либо служивших советской противовоздушной обороне.

Рис 5. Миг–3

Ещё один самолёт, пришедший после И–16 –ЭТО Лагг–3. Проявил он себя не слишком хорошо по причине не очень хороших материалов,применяющихся при сборке. Например корпус был деревянный, и его легко сбивали.Но все же пилоты Лагг–3 сражалить мужественно,порой нанося врагу весомый урон. Хоть Лагг–3 и нельзя назвать особо успешным воздушным бойцом, он стал вопрощением смелой и вполне удачной попытки создания истрибителя из нетрадиционного матерала вопреки всем правилам и нормам мирового авиастроения. И на замену ему пришел самолёт Ла–5.

Рис 6. Ла–5

Ла–5 появился на основе Лагг–3. Всю переднюю часть срезали и установили новый, гораздо более мощный двигатель. Изначально эту идею читали безумной, но после испытаний самолет стал гораздо мощнее и быстрее Лагг–3.Ла–5 показали себя очень неплохо и участвовали в различных столкновениях. В дальнейшем его усовершенствовали до моделей Ла–7 и Ла–9.

Рис 7. Ла–7

Стоит сказать пару слов о авиаконструкторах, которые спроектировали эти летающие шедевры.

Поликарпов Николай Николаевич

Он начал работать на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ. Именно он разработал самолет И–16. Также его разработкой был и Миг–3, но во время его коммандировки у него забрали этот проект и передали под контроль другому авиаконструктору.

Микоян Артём Иванович

Именно под его контроль передали проект Поликарпова. Артём Иванович разработал и последующие версии Миг, такие как МиГ–15, МиГ–17, МиГ–19, МиГ–21, МиГ–23, МиГ–25, МиГ–27, МиГ–29, МиГ–31, МиГ–33, МиГ–35.

Похожие индивидуальные разделы:

  1. Борискенко Р.Е. История украинской авиации
  2. Войстрик К.В. Реактивная авиация

Список источников:

  1. Виды авиации [Электронный ресурс] /. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: свободный; http://avinode.ru/...
  2. Топ–10 самых больших самолетов в мире [Электронный ресурс] /. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: свободный; http://avia.pro/...