Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Сегодня маркетинг является важным направлением деятельности любого современного предприятия. Главным приоритетом компании является поиск новых возможностей для роста своей деятельности и возможности извлечь максимум прибыли за короткий временной этап, при этом удерживать на рынке лидирующие позиции. Следование философии маркетинга способствует достижению баланса между возможностями предприятия и удовлетворенностью потребителей. Современный маркетинг представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов и подсистем. При управлении маркетинговой деятельностью современного предприятия необходимо использовать комплексный подход к решению поставленных задач и применять передовые технологии управления.

Маркетинг стал ассоциироваться управленцами чуть ли как не единственная вакцина в разрешение проблем возникающих у предприятий в условиях переходной экономики. Но попытки построить деятельность компаний по классическим маркетинговым образцам не оправдали ожиданий. Для предприятий очень важно использовать как можно больше возможностей и проводить соответствующие изменения в свою деятельность. Для успешности проведения необходимых современных мероприятий и решения соответствующих задач, навыки и подходы должны отличаться от традиционных, которые были приобретены и показали свою успешность в течение последних десятилетий. Поэтому сегодня особое внимание уделяется проектному подходу в маркетинговой деятельности предприятия. Маркетинговая деятельность на основе проектного подхода, представляет собой комплекс действий направленных на достижение поставленных целей при минимальном финансировании за определенный промежуток времени, с наименьшими затратами как трудовыми так и финансовым. Техника управления проектами становится все более популярной среди маркетологов и менеджеров всех направлений. Для успешной реализации проектов им требуется хорошо знать риски и специфику своей отрасли, а также определить главную стратегию, которая поможет выделиться среди потенциальных конкурентов, и достичь успеха в привлечении прибыли и удовлетворении потребностей потребителей.

1. Актуальность темы

Без проведения модернизаций невозможно длительное функционирование ни одного предприятия. Так как современные организации осуществляют свою деятельность в постоянно меняющихся условиях бизнес–среды, необходимо проводить модернизацию деятельности предприятия, тем самым улучшать и совершенствовать производственный процесс. Средством адаптации предприятия к нестабильным условиям является построение такой системы управления, которая своими действиями и подходами к управлению способна предупреждать и устранять возникающие угрозы. Одним из таких средств является внедрение проектного подхода в маркетинговую деятельность предприятия, предполагающее реализацию проектов, направленных на получение как экономического, так и неэкономического эффектов (социального, формирование имиджа, бренда и др.).

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является разработка инструментов управления маркетинговой деятельностью предприятия на основе проектного подхода.

Основные задачи исследования:

  1. Анализ сущности процессов управления маркетинговой деятельностью предприятия.
  2. Обоснование совокупности показателей, которые определяют эффективность управления маркетинговой деятельностью.
  3. Выявление существующих проблем в управлении маркетинговой деятельностью конкретного предприятия и определение способов их решения.
  4. Выявление сущности проектного подхода и целесообразности его использования в управлении маркетинговой деятельностью предприятия.
  5. Определение мероприятий, позволяющих достигать стратегических целей предприятия посредством реализации взаимосвязанных маркетинговых проектов.

Объект исследования: маркетинговая деятельность предприятия.

Предмет исследования: теоретические и практические аспекты проектного подхода в управлении маркетинговой деятельностью предприятия.

В рамках магистерской работы планируется получение актуальных научных результатов по следующим направлениям:

  1. Уточнение теоретических и методических аспектов управления маркетинговой деятельностью предприятия.
  2. Обоснование целесообразности использования проектного подхода в управлении маркетинговой деятельностью предприятия.
  3. Выявлены факторы, определяющие маркетинговую активность предприятия пищевой промышленности.
  4. Выявлена социально–экономическая эффективность решений по внедрению проектного подхода в маркетинговую деятельность предприятия.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии положений об управлении маркетинговой деятельностью предприятия. Практическая значимость работы состоит в том, что распространение результатов данного исследования позволит предприятиям промышленности повысить эффективность работы, рационально управлять затратами на маркетинговую деятельность.

    3. Обзор исследований и разработок

    Анализ последних публикаций по теме научно–исследовательской работы показал, что в настоящее время вопросы использования проектного подхода применительно к разным областям менеджмента и сферам деятельности предприятия находятся в центре внимания многих исследователей.

    3.1 Обзор международных источников

    Маркетинговая деятельность реализуется системой маркетинга. Система маркетинга является одной из важнейших подсистем системы управления предприятия, обеспечивает его конкурентоспособность и успешность поведения на рынке.Как утверждает, известный экономист, профессор международного маркетинга Ф. Котлер, маркетинг — это социальный и управленческий процесс, который направлен на удовлетворение нужд и потребностей индивидов посредством создания, предложения, обмена товаров [1].Т. Левитт предупреждает, что маркетинг не следует отождествлять с продажей товаров, он считает, что задачей маркетинга, является поставка именно того товара, в котором потребитель действительно нуждается,а не в убеждении купить то, что уже произведено [2]. Маркетинг стал ассоциироваться управленцами чуть ли как не единственная вакцина в разрешение проблем возникающих у предприятий в условиях переходной экономики.Но попытки построить деятельность компаний по классическим маркетинговым образцам не оправдали ожиданий. Объяснение этого факта мы находим у Ф. Котлера: "хотя маркетинг и является универсальной дисциплиной, его практическое применение имеет национальные особенности,что связано с уникальностью страны, ее экономики, состоянием конкуренции, обычаев, стандартов потребления и множества других факторов" [3]. Таким образом, возникает необходимость определения, какие подходы, методы и процедуры маркетинга являются универсальными, какие должны быть адаптированы к условиям постоянно динамичной окружающей среде. Проектный подход — это подход к управлению, предполагающий образование проектов как способ решения наиболее значимых для предприятия задач [4]. Впервые необходимость управления проектом, была сформулирована Лерманом, закон которого гласит "Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег", а следствие Лермана уточняет: "Вам никогда не будет хватать либо времени, либо денег"[5]. В разработку основ управления проектами и проектного менеджмента значительный вклад внесли: В.Д. Шапиро, И.И. Мазур,которые описали в своей книге "Управление проектами", методы и концепции в управлении проектами, создали и обосновали системы управления проектами в маркетинговой деятельности, основанные на современных информационных технологиях [6]. "Управление проектами", Литке Х.–Д., эта книга посвящена управлению проектами. В ней подробно описаны основные понятия этой дисциплины и рассмотрена вся технологическая цепочка, от внедрения проекта до его успешного завершения [7].

    3.2 Обзор национальных источников

    В своей диссертационной работе на тему "Інноваційно–проектний підхід управління змінами в маркетинговій діяльності на підприємстві", Аронова В.В. [8], считает инновационно–проектный подход, рассматривающий каждое изменение как самостоятельный проект, одним из наиболее эффективных инструментов управления инновациями в сфере маркетинговой деятельности. Методология управления проектами обладает наибольшими возможностями для решения проблем и устранения недостатков, сложившихся на сегодняшний день в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия. [9].

    Управление проектами представляет собой сложный процесс сравнения фактических и плановых показателей выполнения работ, а также внесение корректирующих действий для устранения нежелательных отклонений [10].

    В книге Т.В. Герасимова [11], четко разъясняется, какие навыки, процессы, методы и средства необходимы маркетологу для управления самыми сложными проектами.

    В своей диссертации по теме: "Методы проектного управления маркетинговой деятельностью предприятия", Калинин И.Б., рассмотрел основные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие на стадии своего выхода на рынок. Автор обосновал необходимость внедрения методов проектного подхода в маркетинговую деятельность предприятия, которые обеспечат для организации повышение эффективности прогрессивной формы управления в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды [12].

    4. Проектный подход в управлении маркетинговой деятельностью предприятия

    Проектный подход — это подход к управлению, предполагающий образование проектов как способ решения наиболее значимых для предприятия задач [13]. В основе понятия проектный подход, лежит термин "проект" [14]. Проект — это временная деятельность, результатом которой является уникальный продукт или услуга. Любой проект имеет собственный жизненный цикл [15], состоящий из четырех базовых стадий: стадии формулирования и отбора проекта, стадии его разработки, стадии реализации и стадии завершения (рисунок 1).

    Структура жизненного цикла проект

    Рисунок 1 – Структура жизненного цикла проекта

    На первой стадии жизненного цикла осуществляется спецификация идеи проекта, определяется структура его целей, проводится предварительная оценка необходимых для реализации проекта объемов ресурсов и ожидаемого эффекта от его выполнения.

    На второй стадии жизненного цикла проводится формирование взаимосвязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий по реализации цели проекта. На этом этапе разрабатывается детализированный план осуществления проекта.

    На стадии реализации проекта непосредственно создается его основной продукт, осуществляется контроль выполнения установленных календарных планов и выделенных лимитов ресурсов, проводится корректировка возникающих отклонений и оперативное регулирование хода разработки.

    Основные преимущества проектного управления в маркетинговой деятельности на предприятии:

    1. позволяет выполнить большой объем работы за малое количество времени;
    2. увеличивает рентабельность;
    3. обеспечивает лучший контроль изменений во внутренней среде предприятия;
    4. мотивирует организацию на достижение поставленных целей;
    5. позволяет более тесно контактировать с потребителями;
    6. позволяет решать многие проблемы на предприятии;
    7. улучшает качество;
    8. снижает возможность угрозы для возникновения борьбы за власть;
    9. позволяет принимать правильные решения относительно предприятия;
    10. разрабатывает способы решения возникших проблем на предприятии;
    11. увеличивает капитализацию бизнеса;
    12. приводит к успешной деятельности в конкурентной борьбе.

    "Проектный

    Рисунок 2 – Проектный подход к управлению
    (Анимация: размер – 166 Кбайт; кадров – 5; повторов – 5)

    Руководители многих предприятий ощутили преимущества проектного подхода в ведении маркетинговой деятельности предприятия. Перечисленные преимущества необходимы для успешной деятельности в условиях конкурентной борьбы.

    Выводы

    Маркетинговая деятельность на основе проектного подхода, представляет собой комплекс действий, направленных на достижение поставленных целей при минимальном финансировании за определенный промежуток времени, с наименьшими затратами как трудовыми так и финансовым. Управление маркетинговой деятельностью на основе проектного подхода при его широкомасштабном применении обеспечит высокую эффективность достижения стратегических целей предприятия. Следование принципам проектного управления позволит предприятию создать условия для принятия решений по координации и финансированию различных аспектов маркетинговой деятельности с учетом рентабельности инвестиций в маркетинг, укрепить рыночные позиции предприятия.

    Список источников

    1. Котлер, Ф. Основы маркетинга (краткий курс) : учеб. пособие / Ф. Котлер / пер с англ. – Москва : Издательский дом "Вильяме", ил. Парал тит англ. 2007 – 656 с
    2. Левитт, Т. Маркетинговая миопия : учеб. пособие : пер. с англ. / Сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква ; пер. Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук, А. Чех ; под ред. Ю. Н. Каптуревского. – Санкт–Петербург : Питер, 2009. – 322 с.
    3. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент: Анализ, Планирование, Внедрение, Контроль : учеб. пособие / Ф. Котлер ; науч. ред. Ф. Котлер. – Санкт–Петербург : Питер, 2001. – 887 с
    4. Жукова, Т. Н. Проектное управление (методологический аспект) : монография / Т. Н.Жукова ; науч. ред. Т.Н.Жукова. – Санкт–Петербург : СПбГИЭУ, 2011. – 170 с.
    5. Руководство к Своду знаний по управлению проектами : (Руководство PMBOK®). – 5–е изд. – [Б. м.] : Project Management Institute, 2013. – 614 с.
    6. Управление проектами (справочник для профессионалов)./ И. И Мазур [и др.]. – Москва, 2001. – 875 с.
    7. 7. Литке, Х. Д. Управление проектами : учеб. пособие / X. Д. Литке ; науч. ред. X. Д. Литке. – Москва : Омега–Л, 2007. – 135 с
    8. Аронова, В. В. Інноваційно–проектний підхід управління змінами в маркетинговій діяльності на підприємстві / В. В. Аронова // Управління проектами та розвиток виробництва. – 2012. – № 2. – С. 77–81
    9. Фомин, М. Г. Проектное управление маркетингом : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 защищена 25.11.2003 / Фомин Михаил Геннадьевич. – Москва : РГБ, 2003. – 139 с.
    10. Божко, Л. М. Применение проектного подхода в управлении организационными изменениями: ограничения и перспективы / Л. М. Божко // Известия Тульского государственного университета – Экономические и юридические науки. – 2014. – № 1. – С. 108–113.
    11. Герасимова, Т. В. Управление проектами: Руководство по ключевым процессам, моделям и методам : учеб. пособие / Т. В. Герасимова ; науч. ред. Т. В. Герасимова. – Донецк : Издательство Баланс Бизнес Букс, 2006. – 224 с.
    12. Калинин, И. Б. Методы проектного управления маркетинговой деятельностью предприятия : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 08.00.05 защищена 17.06.2008 : утв. 09.07.2008 / Калинин Игорь Борисович. – Санкт–Петербург, 2008. – 19 с.
    13. Жукова, Т. Н. Проектное управление (методологический аспект) : монография / Т. Н.Жукова ; науч. ред. Т.Н.Жукова. – Санкт–Петербург : СПбГИЭУ, 2011. – 170 с.
    14. ГОСТ Р 54869–2011. Проектный менеджмент. – Взамен ГОСТ Р 1.0 – 2004, введ. 2011 – 22 – 12. – Москва : Требования к управлению проектом, 2011.– 10 с. – (Национальный стандарт Российской Федерации).
    15. Шелыгов, А. В. Методическое руководство по изучению дисциплины "Управление инновациями" / А. В. Шелыгов, Г. В. Миронова. – Москва : Наука, 2013. – 295 с.