Назад в библиотеку

Инновационный подход к мотивации персонала предприятий автомобилестроения в условиях осуществления внешнеэкономической деятельности

Авторы: Бобрик А. А., Шавкун Г. А.
Источник: Материалы международной научной конференции Управление развитием социально-экономических систем: глобализация, предпринимательство, устойчивый экономический рост..–Донецк: ДонНУ, 2018. – С. 10 – 13

1. Актуальность

Актуальность обусловлена тем, что внешнеэкономическая деятельность автомобилестроительных предприятий осуществляется в условиях гиперконкуренции, а положение компаний на мировых рынках все чаще определяется уникальностью применяемых для производства продуктовых инноваций, уровнем оснащенности модельного ряда современными и информационно-компьютерными технологиями, а также новыми подходами в организации производства и управления. В таких условиях человечески ресурсы становятся незаменимыми источниками генерирования новых знаний, идеи и решений, а задача руководства предприятий автомобилестроения сводится к созданию стимулов для максимального вовлечения сотрудников в процессы инновационно-ориентированного развития. Однако, как свидетельствует практика, предприятия автомобилестроения Российской Федерации, слабо представлены на мировом рынке. По данным Международной организации производителей автомобилей их доля в глобальном объеме продаж в 2015 г. составляла 1,6%, в 2016 г. – 1,5% и в 2017 г. – 1,7% [6].

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная приверженность предприятий этой отрасли к совершенствованию своей продукции и деятельности в целом на инновационной основе. Так, в 2015 г. удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятий автомобилестроения России составил 30,3%, в 2016 г. – 23,6%, а в 2017 г. – всего 20,0%. В тоже время удельный вес предприятий автомобилестроения, осуществлявших различного вида инновации, в 2015 г. составил всего 18,2% от их общей численности, в 2016 г. – 19,0% и в 2017 г. – 20,3% [2] .

2. Анализ последних исследований и публикаций

Изучению проблем мотивации и поиску наиболее эффективных способов стимулирования труда посвящено значительное количество исследований. Акимова О.Е. [1] посвящает свое исследование финансовым, маркетинговым и инновационным спектрам совершенствования систем мотивации в условиях необходимости внедрения принципов энергоэффективности на российских предприятиях. Каграманова Т.И. и Казначеева М.Г. [4] полагают, что на каждом этапе экономического развития содержание задач в области стимулирования персонала различно, а в условиях постиндустриальной стадии на первый план выходят инновационные приоритеты и приоритеты повышения производительности труда. Похожее виденье проблемы относительно выстраивания систем мотивации вокруг инновационных и производственных целей промышленных предприятий содержится и в работе Олейника О.М. [5], который констатирует, что «…экономика знаний и инноваций требует от субъектов хозяйствования пересмотра сложившейся политики стимулирования и разработки таких способов поощрения персонала, которые бы давали реальные, ощутимые результаты в сфере обновления продуктового ряда, сокращения издержек и повышения на этой основе конкурентоспособности». Весьма созвучной с этими воззрениями является позиция Звездилина А.Ю. [2], который утверждает, что для создания эффективных инновационных компаний подходы к мотивации не только должны быть комплексными, а и направленными на стимулирование интереса к непрерывному процессу их продуцирования».

В тоже время необходимость разработки более эффективных подходов к мотивации персонала в условиях смещения конкуренции на мировом рынке в сторону инноваций и уникальных организационно-технологических решений требует дополнительных изысканий в этом направлении.

3. Цель исследования

Цель исследования состоит в разработке инновационного подхода к мотивации персонала предприятий автомобилетроения в условиях осуществления внешнеэкономической деятельности.

4. Основная часть

С целью создания эффективного инновационного подхода к мотивации персонала субъектов внешнеэкономической деятельности (особенно в сфере автомобилестроения) в первую очередь необходимо комплексно исследовать содержательную и классификационную составляющие базовых терминов – «инновации» и «персонал». Это позволит более точно определить возможные способы стимулирования нововведений для разных групп сотрудников. Итак, в науке и практике существует множество подходок в классификации инноваций, в основу которых положены различные признаки: по уровню воздействия на экономику (базовые, улучшающие, псевдоинновации), по области применения (управленческие, промышленные, социальные и т.д.), по степени распространенности (единичные, диффузионные) и т.д.

Вместе с тем, условия осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий автомобилестроения не позволяют остановиться на унифицированных подходах. Стоит отметить, что в настоящий момент наиболее распространенной практикой материальной мотивации в этой сфере хозяйственной деятельности является вознаграждение по итогам года с учетом общезаводских показателей роста производства и получения прибыли. Однако такой подход представляется излишне упрощенным, поскольку нарушает важнейший принцип стимулирования труда персонала: поощрять преимущественно по тем показателям, на уровень выполнения которых сотрудники могут и должны влиять непосредственно при выполнении ними сугубо трудовых функций. В свою очередь, зависимость выплаты премий от наличия прибыли предприятий автомобилестроения усиливает роль случайных факторов в оплате труда. Более эффективным представляется подход, когда личная заинтересованность в результатах работы предприятия и обеспечении его развития создается на основе особых, самостоятельно действующих систем, отражающих инновационные цели и задачи конкретной структурной единицы, специфику работы отдельных подразделений (или укрупненных групп, сформированных по производственному принципу).

С этой позиции целесообразно остановиться на качественных характеристиках в отношении конкретных бизнес-процессов, которые могут выражаться значимости разработки, ее научно-техническом уровне, соблюдении сроков, планов.

Основными элементами такого подхода к вознаграждению должна стать шкала повышающих коэффициентов, которая бы определяла значимость инновации. Коэффициент весомости выражает степень влияния данного параметра на достижение необходимых качественных характеристик продукции автомобилестроительных предприятий и/или на бизнес-процессы внутри субъекта внешнеэкономической деятельности. Он определяется либо экспертно, либо по приведенной в рисунке 1 шкале. [3].

st7

Рисунок 1 - Шкала оценки предложенных персоналом автомобилестроительных предприятий инноваций

Использование предложенной шкалы позволит не только дифференцированно подойти к материальному стимулированию сотрудников к разработке нововведений, а и задействовать все структурные подразделения автомобилестроительных предприятий. Например, промышленно-производственные работники смогут вносить рационализаторские предложения относительно повышения производительности станков и оборудования, повышения качества продукции, сокращения простоев и повышения полезного фонда работ оборудования, инженерно-технические работники – за вклад в улучшение характеристик товара и т.д.

5. Выводы

В целом, предложенный подход нацелен на обновление продукции и бизнес-процессов автомобилестроительных предприятий, что позволит им улучшить свои позиции на мировом рынке за счет внедрения различного типа инноваций. Перспективы дальнейших исследований связываем с разработкой механизма максимального вовлечения персонала в процессы инициирования нововведений.

Список использованной литературы

1. Акимова О.Е. Концептуальные аспекты формирования систем мотивации на российских предприятиях: монография. Волгоград : ВолгГТУ, 2013. 156 с.

2. Данные Федеральной службы статистики Российской Федерации

3. Звездилин А.Ю. Исследование мотивации персонала в условиях инновационного развития бизнеса: Монография. – Невинномысск, 2008. – 138 с.

4. Каграманова Т.И., Казначеева М.Г. Мотивация персонала как актуальная проблема современности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. С. 200-202.

5. Олейник О.М. Мотивация трудового поведения как основа включения работников в активный производственный процесс // Социальные науки, 2016. № 5. С. 38-43.

6. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers