ДонНТУ   Портал магистров

Фотография в искусстве

Когда фотография только появилась, она была в большей степени технологией, соответственно, рассмотрение ее как вида искусства и творческой деятельности произошло не сразу. В 1839-1840-х годах фотография рассматривалась как документ, как отпечаток эпохи или какого-то культурного объекта.

Однако, практически сразу же, фотография стала восприниматься не только в качестве инструмента документирования, но и для создания портретов. Именно с этого момента можно говорить о том, что она примеряет на себя функции и характеристики искусства[1].

Для того чтобы какое-то явление или феномен можно было назвать искусством, оно должно отвечать одному очень важному принципу, а именно: отражать творческое видение деятеля искусства (художника, композитора, поэта). Фотография в полной мере соответствует этому принципу, поскольку всякая фотография, даже и любительская, отражает творческий замысел ее автора, даже если автор намеревался сделать обычный автопортрет (или, как говорят сегодня, «селфи»). Творческим выражением в данном случае является выбор позы, места съемки, композиционного решения.

Современная художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из фотографии в искусство. В ней допустимы приемы, находящиеся за пределами классической съемки. Это могут быть как новейшие методы, например, компьютерная графика, так и очень старые методы обработки, материалы или устройства – крупнозернистые фотоматериалы, бромосеребряная фотобумага, монокулярные объективы, тонирование и другие [2].

Особенностью является то что в фотографии соединяется и объективная реальность, и видение этой реальности фотохудожником, по сути, на видимую реальность накладывается его творческий отпечаток. На одной и той же фотографии разные люди могут увидеть разные вещи, художник может что-то утаить, а что-то выдвинуть на первый план. Настоящие художники всегда оставляют для зрителя некую загадку и недосказанность, это незавершенность и производит наиболее сильное впечатление, заставляют возвращаться мысленно к образам на фотографии, объяснять их присутствие в кадре[1].

Фотография – стоит в одном ряду с живописью, архитектурой, музыкой и кино. С её помощью человек может выражать свои эмоции и мысли. Как у любого другого искусства, у фотографии есть свои стили, которыми пользуются фотографы. Их много, и каждый творец, увлекающийся фото – искусством может стать основателем какого-то своего направления.

Искусство дает знания, которые никаким другим путем не могут быть восполнены. Как и любой из видов искусства, фотография имеет познавательное значение. Искусство несет людям и развивает в них эстетическое чувство, чувство прекрасного. Произведения фотоискусства обогащают человека новыми впечатлениями и дают ему эстетическое наслаждение[3].

Спор о фотографии в искусстве происходит по причине того что фотография достигается полностью техническими средствами, и участие человека в этом процессе слишком мало. Фотография в искусстве подменят проблему восприятия фотографии.

Фотография запечатлевает сведения об окружающем мире и событиях, делает ярче, нагляднее любую информацию, помогает человеку проникнуть в тайны природы, усиливает эмоциональное воздействие слова, зримо хранит дорогие образы[3].

Фотография – это определенный способ получения изображений, и поэтому естественной выглядит попытка сравнить его с другими подобными способами более древнего происхождения, в частности, с живописью, имеющей за собой заслуженную многовековую историю. При этом сравнении без труда выяснилось, чем живопись не только отличается от фотографии, но и в некоторых отношениях и превосходит последнюю. Основными были в этих рассуждениях два пункта: во-первых, живописец может создать свою картину, синтезируя в ней тысячи отдельных впечатлений и воспоминаний, сочетая игру воображения с испытанными приемами; работа же фотографа по природе своей не синтез, а анализ и почти целиком строится на одном впечатлении, произведенном на фотографа объектом. Во-вторых, живопись – труднейшее искусство, а фотография – сравнительно легкое занятие[4].

Сегодня фотография является и техникой, и искусством. Журналисты делают фотографии-документы, на которых запечатлены события, люди, стихийные явления. Такая фотография называется документальной. Но и художественной фотографии нашлось место в бурном потоке современной жизни. Художественную фотографию по-другому называют пикторализмом (от английского picture – картина). Этот термин подчеркивает связь фотографии с живописью и скульптурой, ее подражательный характер (а мы знаем, что любое искусство – это подражание действительности), но и творческое начало художника, заключающееся в выборе выразительных средств, композиционном решении и игрой со светом и тенью. В случае пикторализма фотоискусство перенимает и соединяется с традициями пластических искусств и встает с ними в один ряд[1].

Делая вывод из всего вышесказанному, эволюция фотографии как вида искусства все еще не завершена. Постоянно появляются новые технологии и приемы фотографирования, развивается система знаний о фотографии.

Список использованной литературы

1. Сайт: Историк – общественно-политический журнал – Электронный ресурс. http://www.historicus.ru/...
2. Сайт: Rosphoto – Электронный ресурс. https://rosphoto.com/photoart/...
3. Сайт: Искусство фотографии – Электронный ресурс. http://craftphoto.ru/...
4. Сайт: Irina Klimenko hotography – Электронный ресурс. http://www.irinaklimenko.ru/...

Ссылки на дополнительные материалы

1. Электронный ресурс. https://arzamas.academy/...
2. Электронный ресурс. https://mybook.ru/author/...