Назад в библиотеку

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Автор: Э. С.  Ходжаниязов
Источник: Ходжаниязов Э. С. The ways of increasing competitiveness of enterprises // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1517–1519.

Основные результаты исследования

В литературе существует три подхода к определению конкуренции (этимологически слово конкуренция происходит от латинского concurrentia, означающего столкновение, состязание). Первые определяют конкуренцию как конкурентоспособность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Такой взгляд присущ классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.[2]

Конкуренция выражается в различных интерпретациях, но она определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, поэтому конкуренция – это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее приемлемых условия и, как следсвтие, получить максимальную прибыль.

Присутствие конкурента на рынке, создает борьбу на на нем: продавцы борются за право наилучшим образом удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом [1, c. 277–279].

Влияние конкуренции на рынок:

– оживляет рынок;

– стимулирует предприятия и поставщиков надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;

– стимулирует, при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм, расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего себестоимости продукции;

– вынуждает фирмы переходить на самые эффективные технологии производства;

– обеспечивает благоприятного климата для технологического и социального прогресса [4, c. 16–17].

Современная теория конкуренции имеет множество концепций, методов, моделей и инструментов для оценки повышения конкурентоспособности предприятия. Однако в практике промышленных предприятий Узбекистана находит применение лишь малая часть теоретических разработок. Это связано с их несоответствием специфике конкурентной среды и недостаточной квалификацией отдельных менеджеров.

Разработка механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности промышленности с учетом особенностей современной бизнес–среды, глобализации экономики и ужесточения международной конкуренции, позволяют развивать такую экономическую категорию, как конкурентный потенциал.

Так, конкурентный потенциал современного предприятия отражает наличие у него способности формировать долгосрочные конкурентные преимущества. Конкурентный потенциал, с одной стороны, обеспечивает эффективную реализацию конкурентной стратегии, способствует сохранению или увеличению доли рынка и, таким образом, обеспечивает конкурентоспособность компании, а с другой – создает условия для развития и улучшения конкурентных позиций компании и влияет на устойчивое конкурентное преимущество.

Устойчивое конкурентное преимущество предприятия реализуется его развитием в стратегической перспективе. Конкурентные преимущества ресурса основаны на особенности и возможности компании привлекать ресурсы на более выгодных условиях; устанавливать устойчивые и стабильные долгосрочные отношения с поставщиками ресурсов. Продуктовые конкурентные преимущества оцениваются при выходе продукта на рынок. Наличие стабильных, уникальных характеристик продукта позволяет компании оптимизировать взаимоотношения: цена / качество–затраты. Конкурентное преимущество менеджмента, выражающееся в наличии уникальных характеристик менеджмента компании, определяет эффективность системы управления и является доминирующим в обеспечении общей конкурентоспособности предприятия.

Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:

1. Постоянное использование инноваций;

2. Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара;

3. Каество продукции, которое соотвествовало бы государственным и международным стандартам;

4. Продажи товаров в тех сегментах рынка, где самые высокие требования к качеству и сервису;

5. Использовать только высококачественное сырье;

6. Непрерывная подготовка и переподготовка кадров;

7. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда;

8. Проведение маркетинговых исследований с целью установления потребностей клиентов;

9. Анализ ваших конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;

10. Связь с научно–исследовательскими институтами и инвестирование в научные исследования, направленные на улучшение качества продукции;

11. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий;

12. Зарегистрируйте свой товарный знак и использование фирменной продукции.

Таким образом, используя некоторые из путейй повышения конкурентоспособности, компания сможет повысить свою конкурентоспособность и укрепить финансовую стабильность.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается как реальная, так и потенциальная способность предприятия разрабатывать, производить, продавать и поддерживать конкурентоспособную продукцию в конкретных сегментах рынка, т. е. продукцию, превосходящую по качественным и ценовым параметрам аналоги и пользующуюся более высоким приоритетным спросом у потребителей.

Высокая конкурентоспособность предприятий обусловлена наличием следующих трех критериев:

1. Потребители удовлетворены и готовы купить продукцию этой фирмы снова (потребители возвращаются, а товары нет);

2. Компании, акционеры, партнеры не имеют претензий к компании;

3. Работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Выводы

Таким образом, для того, чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо:

– Обеспечить конкурентоспособность продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара понимается оцениваемая потребителем продукция, превосходящее в конкретный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка, без ущерба для производителя.

– Поднять потенциал конкурентоспособности компании и, соответственно, ее подразделений до уровня мировых производителей в отрасли. [1]

В условиях быстро развивающейся конкурентной среды необходимо анализировать конкурентоспособность предприятия на фоне других участников данного рыночного сектора. Это позволит получить информацию о том, что привлекает потребителей в товарах или услугах данной компании, и каковы преимущества ее конкурентов. Анализ необходим для того, чтобы те моменты, которые удалось улучшить на этой основе, способствовали снижению конкурентоспособности. Соответственно, проведение такого анализа является жизненно важной частью любого бизнеса, ведь, не зная, в чем нуждается клиент и какие конкурентные преимущества имеют конкуренты, вместо того, чтобы пытаться исправить это не завидное положение, можно прийти к банкротству.

Библиографический список:

  1. Belyaevsky I. K. Marketing research: information, analysis, forecast: Textbook — M.: Finance and Statistics, 2001. – p. 277–279.
  2. Bogomolov I. P. Analysis of the formation of competitiveness category as a factor of superiority in the market of economic objects / I. P. Bogomolov.
  3. Faskhiev H. A. How to measure the competitiveness of the enterprise / H. A. Faskhiev, E. V. Popova.
  4. Utkin E. A. Management of the company. / E. A. Utkin. – M. – 1997.