ДонНТУ   Портал магистров

Манга как культурный феномен Азии

В современном мире множество занятых и работающих людей не имеют возможности для полноценного отдыха. Тогда им на помощь приходит фантастический мир аниме и манги. Все японцы, от маленьких детей до немолодых дам бальзаковского возраста, увлекаются мангой, чтобы уйти на какое-то время от повседневной жизни в мир фантазий и грез. Впрочем, феноменальная любовь японцев к манге объясняется не только традиционным предпочтением картинки тексту.

Издревле в Японии было принято изображать воинов, мудрецов и знать в виде рисунков на пергаменте. Данный феномен прослеживается на протяжении многих тысячелетий. В современном обществе такие традиции преобразовались и нашли свой отклик в новом виде искусства, называемой мангой мангой (манхва, маньхуа).

Прообразом японских комиксов считаются "Веселые картинки из жизни животных", созданные в XII веке буддийским священником и художником Тоба. Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных, изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав.

Веселые картинки из жизни животных, созданные в XII веке буддийским священником и художником Тоба

В отличие от американских комиксов, каждая манга создается не более чем двумя авторами сразу. Манга появляется в магазинах раз в одну или две недели, она уже написана другим автором. Чтобы покупатели приобретали следующий выпуск, сюжет должен развиваться достаточно быстро и непредсказуемо.

Персонажи растут и развиваются, их сюжеты протекают и дополняются побочными линиями,что дополняет основное повестнование и вносит глубину в само произведение.

Сама по себе манга очень сильно отличается от других схожих проявлений популярной культуры, например, комиксов. В манге персонажи более приближены к реальности, имеют свои душевные переживания, тревоги и проблемы, в отличии от почти идеальных комиксоидных образов золотой эпохи комиксов.

Тематика самих сюжетов зачастую не такая, как в американских комиксах. Детская манга и аниме не допускают явлений реальности вроде смерти. Абсолютного зла не существует; даже отрицательные персонажи имеют мечты, надежды, мотивы к действию. Несмотря на то, что американские комиксы избегают или упрощают соприкосновение с наукой и технологией, многие японские аниме и манга наоборот, стремятся к “технологизации”. Они соединяют технологию, жестокую реальность с манящим миром фантазий и вымыслов. В них также есть некий духовный оптимизм, а не просто прямолинейное добро или зло.

комикс против манги

Одной из отличительных черт манги является то, что каждый человек может найти для себя что-то собственное, в зависимости от личных предпочтений.

  1. Сёнэн – манга, предназначенная для парней (12-18 лет).
  2. Сёдзё – манга, предназначенная для девушек (12-18 лет).
  3. Сентай – манга, которая повествует о приключениях какой-либо постоянной сплоченной команды персонажей, объединенной единой целью.
  4. Сентай – манга, которая повествует о приключениях какой-либо постоянной сплоченной команды персонажей, объединенной единой целью.
  5. Махо – в манге используются какие-либо проявления волшебства, магии или прочих необычных свойств главных персонажей.
  6. СД – персонажи манги часто изображаются в карикатурном "супер деформированном" виде (с маленьким телом и большой головой), чтобы показать, что они ведут себя несерьезно или по-детски.
  7. Парапсихология – действия в манге связаны с проявлениями парапсихических способностей героев (телепатия, ясновидение, биоэнергетика, телекинез, пирокинез, электрокинез и т.д.).
  8. Мистика – манга в которой герои встречаются с явлениями, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, различными проявлениями потусторонних сил и прочих загадочных феноменов связанных с призраками, духами, полтергейстами.
  9. Меха – это боевые роботы и прочие огромные человекоподобные механизмы, обычно пилотируемые людьми.
  10. Комедия – большое внимание уделяется шуткам и всевозможным приколам; основная цель – рассмешить читателя.
  11. Драма – манга, в которой большую роль играет описание человеческих чувств и переживаний, радостей и горестей.
  12. Романтика – манга, в которой значительная часть сюжета связана с романтическими/любовными отношениями.
  13. Боевик – манга, в которой значительное место занимает описание вооруженных противостояний.
  14. Фантастика – действия манги происходят в вымышленном мире, обычно похожем на наш, но в нем происходят события, с научной точки зрения невозможные для нашей реальности.
  15. Фэнтези – действия происходят в мире похожем на средневековье (рыцари в доспехах и т.д.), в больших количествах используется магия, присутствует некоторое количество магических и сверхъестественных существ (драконы, эльфы, гномы итд.).
  16. Киберпанк – действия манги происходят в кибернетическом мире будущего, где основную роль играют компьютеры и компьютерные технологи, но общество приходит в упадок и стоит на грани гибели.
  17. Космо – действия происходят в космосе и околоземных пространствах, большая часть событий так или иначе связана с космическими кораблями и звездами.
  18. Постапокалиптика – действия манги происходят в мире, пережившем какую-либо большую глобальную катастрофу (например, ядерную войну), где люди пытаются выжить и возродить свою цивилизацию.
сёнэн и меха

Лично для меня манга выступает в роли интересного занятия. Чтение манги сродни чтению книг, только вместо образов, возбуждаемых фантазией, есть уже четко сформированные

Каждая манга или серия это отдельная история, со своими злодеями и героями, странами и локациями, языками и терминами. И каждая из них увлекает по своему. Ты можешь следить за успехами баскетбольной команды в манге жанра сентай, либо наблюдать за сражениями рыцарей в манге жанра фентези. Каждый способен найти что-то для себя.

Главная проблема, которая может возникнуть по ходу чтения манги это факт не принятия нашим обществом данного культурного феномена. Многие считают, что манга и ее производная, а именно "аниме" это что-то для детей и не заслуживает внимания взлослых людей. Я же считаю наоборот, так как есть много примеров манги, в которой поднимаются серьезные проблемы, на которые иногда просто не обращают внимание в повседневной жизни.

Манга и аниме – это здорово!

Спасибо за внимание