Назад в библиотеку

Управление качеством продукции на предприятиях

Автор: Э. Э. Шамилева, Н. Н. Фазылова
Источник: Международный научный журнал «Символ науки» №11/2015.

Аннотация

Э. Э. Шамилева, Н. Н. Фазылова Управление качеством продукции на предприятиях. В данной статье рассмотрена система менеджмента качества, изложены основы управления качеством и требования в соответствии с стандартами, стадии процесса контроля качества, группы показателей качества по присутствующим в них свойствам, выявлены принципы организации контроля качества, факторы, влияющие на качество.

Ключевые слова: Управление качеством, уровень качества продукции, эффективность, система качества, степень совершенствования качества.

Актуальность темы.

Современная рыночная экономика предъявляет новые требования к системе управления качеством продукции. Это обусловлено тем, что устойчивость любой фирмы, ее положение на рынке определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность продукции связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых на первое место выходит качество продукции.

Цель и задачи исследования.

Изучение систем управления качеством, показателей, оказывающих влияние на их развитие, принципы оценки и контроля их деятельности.

Результат исследования.

Вопросам качества продукции уделяли внимание следующие ученые: А. А. Голиков, У.Э.Деминг, Д. Котон, Г. Г. Азгальдов, С. Д. Ильенкова, С. Т. Лапидус, М. Х. Мексон, М. Торстен, Д. Х. Харингтон. Они придерживались мнения, что качество продукции представляет собой совокупность свойств, влияние которых позволяет отличать один товар от другого, а зарождение качества происходит в процессе его выпуска.

Одним из главных вопросов современности, с которым сталкиваются предприятия, является контроль качества продукции и степень ее совершенствования. Для успешного решения данной проблемы необходимо создание оптимальной системы менеджмента качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособного и качественного продукта, установить контроль качества на всех этапах производственного процесса

Главным показателем деятельности предприятия выступает качество продукции. Ее повышение и совершенствование определяет позицию предприятия в сложившихся условиях рынка, развитие научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, что является основной особенностью деятельности передовых компаний мира.

Эффективный контроль оказывает воздействие на качество товара, а также дает возможность избежать всевозможных сбоев в работе, выявить и ликвидировать их с наименьшими потерями для предприятия.

Для проведения системы контроля качества необходимо осуществление следующих стадий [4]:

Обеспечение высокого качества предполагает эффективное руководство всех фаз деятельности,начиная с зарождения идеи до изготовления продукции.

Для эффективности системы контроля качества необходимо совершенствовать службы технического контроля, что создает условия для разработки реальных планов контроля качества, основанных на полученных исследованиях и опыте предприятия, предупреждении брака, разбалансированности производственного процесса, отклонений фактических показателей от плановых.

Можно выделить следующие признаки, позволяющие облегчить процедуру технического контроля [4]:

Опыт ведущих конкурентоспособных фирм установил, что качественная продукция, соответствующая требованиям и предпочтениям потребителей, может быть изготовлена только с учетом детального изучения и анализа рынка. Эффективнейшим методом, применяемым успешнейшими компаниями, является система управления качеством на базе международных стандартов ISO серии 9000. Значимую роль этот стандарт играет для фирм, целью которых является выход на международный рынок.

Стандарты ISO серии 9000 внедрены техническим комитетом по результатам анализа накопленного опыта ведущих предприятий в области создания, внедрения и функционирования систем качества продукции. Они представляют собой рекомендации по управлению качеством и общие требования по обеспечению высокого качества, выработке элементов систем качества [2].

Можно выделить 10 групп показателей качества продукции по присутствующим в них свойствам:

К факторам обеспечения высокого качества продукции относят лучшее проектирование, лучшие средства связи, успехи рационализации, стандартизации, улучшение технологии и оборудования, лучшее сырье, новейшая техника и организация контроля, экономическое и научно-техническое сотрудничество, стабильный выпуск одной и той же продукции [1].

Система качества должна удовлетворять следующие важнейшие принципы [3]:

Вывод

Таким образом, наиболее оптимальным решением является система управления качеством на предприятии, разработанная на основе международных стандартов ISO серии 9000, которые по праву считаются обобщенными для использования практически в любой сфере деятельности. Однако, поскольку они в некотором роде являются унифицированными, это потребует присутствия обученного квалифицированного персонала, либо же помощи сторонних специалистов по качеству в плане разработки необходимого пакета документов. Конечная цель совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии заключается в максимальном увеличении прибыли, за счет увеличения конкурентоспособности продукции и услуг, выхода на новые рынки сбыта, и, что вполне естественно, укрепление положения предприятия.

Список использованной литературы

  1. Международный стандарт ISO 9000 [Текст]: «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Москва, 2006.
  2. Мазур И. И. Управление качеством [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.- Москва: Высшая школа, 2003. - 98 с.
  3. Шевелева Г. И. Контроль качества продукции: Учебный комплекс [Текст] / Г. И. Шевелева. – Кемерово, 2004. – 7-15 с.
  4. Шевчук, Д. А. Управление качеством: Учебник [Текст] / Д. А. Шевчук. –М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 102 с..