Українська   English

Повышение конкурентоспособности вуза с использованием системы управления знаниями: методологические подходы, проблемы и перспективы развития

Содержание

Введение

В последнее время, система образования столкнулась с новыми социально – экономическими реалиями. Обострение конкурентной борьбы, снижение численности потенциальных абитуриентов требует от ВУЗов использования новых инструментов повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Специфика ВУЗов заключается в формировании элемента системы образования как управляемого процесса развития культуры, общественного и профессионального сознания.

Конкурентоспособность вуза – это целостная система, которая проявляется в соответствующем качестве и доступности образовательных услуг, общественном признании образовательного учреждения, развитии его материально-технической и информационной базы, способности формировать и использовать свой инновационный потенциал. Ведущее значение в поддержании конкурентоспособности ВУЗа принадлежит постоянно возобновляемым процессам поиска, формирования, сохранения и развития устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих возможность максимального удовлетворения предпочтений потребителей. Управление конкурентоспособностью вуза возможно только на основе регулярного мониторинга и специальных методик.

Актуальность темы

В настоящее время очевиден переход экономики к следующему, новому этапу своего развития, в основе которого находятся наука и инновации, нематериальная сфера превращается в приоритетный созидающий фактор, делается ставка на человеческий потенциал и организационно-управленческие технологии. В XXI в. в национальных программах многих государств мира появляются официальные заявления о развитии социальной структуры с опорой на знания. Экономическая наука откликается рядом научных теорий и концепций, таких как теории о экономических инструментах измерения знаний, роли и месте государственных, общественных и предпринимательских структур в экономике, приоритетной роли человека в новом экономическом- развитии и т.д. На смену труду, капиталу и природным ресурсам пришли информация, знания, человеческий потенциал. В материалах Программы, развития ООН (2004 г.) дано определение нового этапа экономического развития: «Экономика знаний – это общество, формирующее и высвобождающее человеческий потенциал, открывающее людям доступ к необходимым инструментам и технологиям через образование и обучение методам их эффективного использования». В таком контексте образование человека видится как средство решения экономических задач — обеспечение экономики необходимыми кадрами, способными воспринимать и развивать новейшие технологии. Наиболее динамично развивающимся уровнем образования является сектор высшего образования.

Высшее образование с точки зрения экономической теории можно рассматривать как экономическое благо, обладающее полезностью с точки зрения его потребителей и требующее затрат на свое производство. Особенностью этого блага является то, что оно может рассматриваться как смешанное общественное благо. С одной стороны, увеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них, т.е. высшее образование как экономическое благо обладает свойством.относительного несоперничества (неконкурентности) в потреблении. С другой стороны, потребители могут быть ограничены в доступе к потреблению этого блага, то есть в получении высшего образования: С этой точки зрения высшее образование обладает некоторыми характеристиками частных благ.

Кроме того, учреждения высшего профессионального образования столкнулись с проблемами насыщения рынка по отдельным специальностям и естественного уменьшения контингента учащихся, вызванного демографическим спадом. Конкуренция между вузами будет усиливаться также под давлением все возрастающего оттока потенциально будущих студентов. В том же направлении будет действовать вектор Болонского процесса. У студентов, особенно тех, кто будет платить за образование, действительно будет выбор для заключения договорных отношений. Неконкурентоспособные вузы с учетом этой перспективы просто обречены.

Таким образом, осознавая всю остроту проблемы, субъекты рынка образовательных услуг должны быть заинтересованы в повышении собственной конкурентоспособности, а также конкурентоспособности своих партнеров. Конкурентоспособность имеет свойство проявляться на разных уровнях, взаимообуславливающих друг друга. Так конкурентоспособное образование, как система, на национальном уровне, формируется на базе конкурентоспособных вузов, как элементов входящих в нее. В соответствии с этим развитие основных положений теории конкурентоспособности вуза, а также разработка на ее основе действенной конкурентной стратегии является на сегодняшний день весьма актуальной задачей.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление системы факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность вуза в современных экономических условиях. В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:

  • выявить основные этапы эволюции концепции конкурентоспособности как элемента развития современной экономики;

  • изучить особенности конкуренции на рынке образовательных услуг, как объективной основы существования данного рынка;

  • исследовать основные тенденции развития рынка образовательных услуг на современном этапе;

  • систематизировать основные направления политики государства в области высшего образования;

  • предложить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг;

  • изучить влияние мотивации профессорско-преподавательского состава на конкурентоспособность вуза в современных условиях.

1. Особенности конкурентоспособности ВУЗа

В связи с тем, что конкурентоспособность ВУЗов стала главным объектом внимания стратегического и операционного менеджмента, руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления и методов, рычагов повышения конкурентоспособности.

Образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе любой страны. Оно оказывает влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Для обеспечения устойчивости образовательного учреждения в постоянно изменяющихся экономических условиях появляется необходимость в непрерывном отслеживании состояния рынка образовательных услуг.

Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги.

Особенности конкурентоспособности высшего учебного учреждения проявляются в:

  • сочетании соперничества и сотрудничества на рынке;
  • фокусировании конкурентоспособности всех показателей качества и ресурсоемкости работы персонала вуза на всех стадиях ЖЦ;
  • определении конкурентоспособности услуг только теми свойствами, которые интересны потребителю;
  • оценке собственной конкурентоспособности и конкурентоспособности конкурентов по собственной методике.

Эти особенности можно применить к построению системы управления качеством образования, которая строится на базе собственных уникальных традиций, составляющих источник компетенций ВУЗа.

Под качеством образования принято понимать обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной и профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющих технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

Именно поэтому важнейшими задачами учебного процесса определены:

  • обеспечение фундаментальной подготовки;
  • вооружение студента современными знаниями по специальности;
  • научить студента учиться и творить.

Анализируя требования внешних, заинтересованных сторон, можно отметить, что цели организации должны быть направлены на удовлетворение компромиссных требований заинтересованных сторон, а СМК должна создавать условия для достижения поставленных целей. Cтратегический выбор в области управления знаниями, который должны сделать ВУЗы – это расставить приоритеты между использованием существующих и созданием новых знаний, использование матрицы оценки знаний, определяющей конкурентоспособность ВУЗа и определение ведущего подхода к обмену знаниями, в которой традиционно выделяют две стратегии: кодификацию и персонализацию.

2. Научно-инновационная деятельность ВУЗа

Научно-инновационная деятельность играет решающую роль в повышении конкурентоспособности университета, в формировании его интеллектуального потенциала и обеспечении тесного взаимодействия и максимального развития инновационного потенциала ученых и преподавателей, выполнение конкретных задач является главной задачей научной деятельности университетов. Это переориентирует самостоятельную работу с традиционной цели на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста. Независимо от целей исследования, основой оценкой конкурентоспособности является изучение рыночных условий. Анализ существующих методических подходов к оценке конкурентоспособности позволяет разделить их на группы.

Количественные методы – связанные с расчётом единичных показателей, отражающие отдельные аспекты конкурентоспособности ВУЗа. Основаны на применении коэффициентов для анализа образовательной деятельности, финансового положения, эффективности инноваций и т. д.

Аналитические методы – к ним относят метод оценки конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции, оценка сравнительных преимуществ и т.д. Данные основаны на анализе совокупности качественных и количественных показателей оцениваемых услуг. Достоинства данной группы методов заключается в простоте расчетов при имеющейся информации, а также достаточно легком сравнении параметров анализируемых объектов и образца-аналога.

Недостатком данной группы методов является субъективное влияние на оценку конкурентоспособности со стороны экспертов, а также трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных о деятельности оцениваемого образовательного учреждения.

Смешанные методы – включают как параметрические, так и графические методы. Использование данных методов предполагает, что любой ВУЗ представляет собой набор показателей качества, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта.

К достоинствам методов следует отнести то, что они учитывают не только достигнутый уровень конкурентоспособности ВУЗа, но и его возможную динамику в будущем.

Выводы

Таким образом, управление конкурентоспособностью высших образовательных учреждений может иметь различные цели: от исследования положения конкретного ВУЗа, до изучения инвестиционной привлекательности высшего образования.

Конкурентоспособность образовательного учреждения определяется его конкурентными преимуществами:

Внешними – демографические и социальные факторы, отраслевая структура, факторы в области НТР, маркетинговая информация, политическая и экономическая ситуация в стране, конкурентные стратегии, факторы на внешнем рынке, созданная инфраструктура, культурная сфера общества, спрос на трудовом рынке, общественные и политические организации и т.д.

Внутренними – личность управляющего персонала, педагогический коллектив, специализации и формы обучения в учреждении, структура управления, информационные ресурсы, финансовое управление в организации, ценообразование, материальная база, коммуникационная политика, корпоративная политика организации.

Образовательная организация не может влиять на внешние факторы, но внутренние факторы должны быть контролируемыми и использованными руководством организации, т. е. менеджмент образовательной организации имеет все необходимые условия для управления этими факторами.

Список источников

  1. ГОСТ Р 54875-2011 Менеджмент знаний. Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний
  2. ГОСТ Р 53894-2010 Менеджмент знаний. Термины и определения
  3. Воскобойникова М. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза / М. Воскобойникова, Н. Пугачева, И. Чепурышкин // Высшее образование в России. – 2008. – №5.
  4. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. Учебное пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 100с.
  5. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Рос. экон. журн. - 1995. - № 11. - С. 108 - 111.
  6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА–М, 2000. – 312 с.
  7. Маркова Г.И. /Повышение конкурентоспособности вуза через внедрение системы менеджмента качества
  8. Филькевич И.А., Платонова Е.Д., Мкртчян Д.Г. Теоретико-методологические подходы к повышению конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник Евразийской науки, 2018 №6
  9. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М., 2001.