Назад в библиотеку

Ценообразование и пути совершенствования на предприятиях

Авторы: Харина Е.В., Олексюк О.Д.
Источник: Экономика. Наука. Инноватика[Электронный ресурс]: материалы Ⅰ Республиканской научно-практической конференции, г. Донецк, 20 марта 2020 г. / отв. ред. А.В. Ярошенко / кафедры Экономика предприятия и инноватика ГОУ ВПО ДонНТУ. - Донецк: ДонНТУ, 2020. – с. 180-181.

Аннотация

В тезисах рассмотрена роль цены и ценообразования в условиях рыночной экономики, их влияние на результаты и эффективность деятельности предприятия. Перечислены проблемы, которые возникают при формировании ценовой политики, а также пути их решения.

С переходом к рыночным отношениям роль цены приобрела большое значение в системе экономических отношений. Она выступает важнейшим фактором стимулирования производства, одним из ведущих рычагов экономического механизма управления современными предприятиями, которые определяют эффективность хозяйственной деятельности и его продукции, и влияет на конечный финансовый результат.

В условиях развития конкуренции наибольшее значение приобретают вопросы, касающиеся формирования цены и ценовой политики.

Цена и ценообразование определяют формы экономических связей товаропроизводителей между собой и потребителями. От уровня и изменения цен зависят наличие различных производств и масштабов их деятельности, реализация их экономических интересов. Цена имеет также важное значение и для потребителей. Уровень высоких цен может стать препятствием для приобретения товаров, а также и для реализации интересов потребителей. Цены выступают одним из самых действенных экономических рычагов на уровнях общества, предприятия и потребителей.

Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный имущественный эквивалент, который покупатель согласен оплатить за переданный ему товар (работы, услуги) [2, с.4]

Система ценообразования в рыночной экономике основывается на том, что цены на товары, работы и услуги должны прежде всего компенсировать затраты на их производство (приобретение), а также обеспечить предприятию получение прибыли, т.к. в ином случае исчезают стимулы и смысл его функционирования.

При формировании цены руководство предприятия берет во внимание цены конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек. В таком случае цена может быть установлена на уровне выше или ниже уровня цен основных конкурентов. Перед формированием окончательного решения по поводу цены руководство предприятия должно учитывать также такие факторы, как: психологические аспекты восприятия потребителей; имеющиеся скидки у конкурентов на аналогичные товары, влияние государства.

Каждое предприятие разрабатывает свою ценовую стратегию, которая соответствует тем условиям, в которых функционирует хозяйствующий субъект. Ценовая политика на предприятиях определяется ее потенциалом, каждый хозяйствующий субъект самостоятельно устанавливает цены на свою продукцию, работы, услуги, с учетом сформированной ценовой политики.

Ценовая политика должна предусматривать совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение с помощью цен лучших результатов хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого сбыта и получения достаточной прибыли[3, с. 71].

Ценовая политика на предприятиях довольно часто осуществляется без системно и не квалифицированно , может не учитываться спрос покупателей и цены конкурентов; цена часто используется без связи с другими элементами комплекса маркетинга; цены могут быть не приспособлены к изменениям рыночной конъюнктуры, отсутствовать стратегический подход в ценообразовании; может иметь место несовершенство информационного обеспечения процесса ценообразования; нестабильность законодательно-правовой базы; необоснованный выбор целей ценообразования; отсутствие единого подхода к механизму ценообразования на предприятиях.

Ценовая политика является самым важным механизмом, который обеспечивает многие приоритеты экономического развития предприятия. Она существенно воздействует на объем операционной деятельности предприятия, формирование его имиджа и на уровень финансового состояния в целом. Ценовая политика представляет собой действенный инструмент конкурентной борьбы на товарном рынке[2].

Таким образом, формирование ценовой политики на предприятии должно осуществляться на основе:

Список используемых источников

1. Жидков, А.Н. Формирование ценовой политики предприятия / А.Н. Жидков // Лесной вестник. «Экономика и бизнез». - 2014, с.70-75.
2. Иванова, А.И. Ценовая политика предприятий в современных условиях / А.И. Иванова, И.В. Гелета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/...
3. Рыженков, А.Г. Ценообразование / А.Г. Рыженков // Учебное пособие - Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. - 132с