Назад в библиотеку

Ценообразование в современных условиях хозяйствования

Авторы: Харина Е.В., Олексюк О.Д.
Источник: Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие. Ⅴ [Электронный ресурс]: материалы Ⅴ Республиканкой научно-практической конференции г. Донецк, 30 октября 2020 года / отв. ред. А.В. Ярошенко / кафедра Экономика предприятия и инноватика ГОУ ВПО ДонНТУ. - Донецк: ДонНТУ, 2020. – с. 550-555.

Аннотация

The article reflects the relevance of the problem of enterprise pricing at the present stage, the concept and types of prices are considered. The main stages of the product price formation mechanism are highlighted.

Цена и ценообразование выступают одними из важнейших инструментов по регулированию экономики, их воздействие на экономику охватывает различные направления. Благодаря ценам производственные предприятия подстраиваются под потребности общества, которые выражаются через спрос, цены оказывают стимулирующее воздействие по снижению затрат на производство и реализацию товаров, внедрения достижений науки и техники и способствуют в целом повышению качества самих товаров. Цена – это составная часть общей экономической и социальной политики любой страны и способствует обеспечению равных экономических условий и стимулов по развитию всех форма субъектов хозяйствования, финансовой самостоятельности предприятий, также оказывает положительное влияние на сбалансированность рынка средств производства, товаров и услуг. Система ценообразования в рыночной экономике основывается на том, что цены на товары, работы и услуги должны прежде всего компенсировать затраты на их производство (приобретение), а также обеспечить предприятию получение прибыли, т.к. в ином случае исчезают стимулы и смысл его функционирования[4]

Проблемы ценообразования на продукцию исследовались различными отечественными и зарубежными учеными В.Е. Есиповым, И.В. Липсицем, В.В. Савчуком, К. Друри, Е.Ф. Бригхемом и др. Однако ряд вопросов по формированию ценообразования на продукцию требуют дальнейшего уточнения и развития.

Целью исследования является анализ и обобщение теоретических и методологических основ формирования цены на продукцию на предприятиях в современных условиях хозяйствования

Формирование цены на товар – одна из труднейших задач, которая стоит перед различными предприятиями. Именно цены определяют интересы предприятия: объёмы продаж, доходы и получаемую прибыль. Способ определения цен зависит от состояния рынка и экономической ситуации в целом. Цены выступают первостепенным элементом структуры производства, которые оказывают основное воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товаров, на уровень благосостояния населения. Проблема ценообразования относится к наиболее сложным вопросам в экономике и выступает одним важным инструментов в практике управления экономикой. Трудность такого процесса состоит в том, что цена – это конъюнктурная категория, т.е. на её уровень влияет комплекс экономических, политических и социальных факторов [2]

Поэтому при построении системы ценообразования хозяйствующим субъектам необходимо обращать внимание на такие категории, как спрос, предложение, затраты и понимать влияние других факторов, оказывающих влияние. Особо важным моментом является определение цены на продукт или услугу в соответствии со сложившийся ситуацией на рынке. Продавцу необходимо провести соответствующий анализ по восприятию покупателем всех предложений на рынке, а также, что именно их стимулирует на приобретение тех или иных видов продукции, товаров или услуг. Имея такую информацию предприятия смогут установить отпускную цену на товары, продукцию или услуги, которые будут отражать конкурентные преимущества.

Цены и ценообразование выступают ключевым элементом рыночной экономики. Цена – это сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода[3]

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В соответствии с этим признаком цены делятся на такие основные виды[1]:

Можно выделить такие основные этапы механизма формирования цены на продукцию, товары или услуги (рис. 1)[5]

Рисунок 1 – Этапы механизма ценообразования

В современных условиях одним из основных показателей эффективной деятельности предприятия выступает прибыль. При установлении цены на продукцию, товар или услугу хозяйствующий субъект желает получить прибыль, которая является основным результативным показателем деятельности предприятия, и соответственно покрывать имеющиеся расходы. На это влияют различные факторы.

К внутренним факторам влияния относят: конкурентоспособность продукции, уровень организации труда и производства, внедрение современных автоматизированных систем управления, нормы амортизации. К внешним относят: состояние рынка, где предприятие реализует свою продукцию; система налогообложения, сборов и др. платежей; цены и тарифы на ресурсы; состояние экономики страны.

Также помимо того, что необходимо учитывать влияние спроса и предложения на уровень цен, важно учитывать их взаимосвязь, т.к. это дает возможность понять механизм формирования рыночной цены, достигнуть рыночного равновесия. Рыночная цена определяется тогда, когда продавцы готовы реализовать продукцию по определенной стоимости, а потребители готовы ее купить. Если цены растут, то спрос на продукцию снижается, и как результат уменьшение потребления данной продукции. Вторым важным элементом, на основании которого определяется цена на рынке, выступает предложение, т.е. то количество продукции, которое продавцы могут реализовать на рынке.

Последовательность выполнения всех этапов механизма ценообразования направлены на оптимизацию ценовой политики предприятия, и соответственно на увеличение прибыли.

Выводы

Проблема ценообразования существует на любом предприятии, это связано с различными условиями, такими как изменениями спроса и предложения на изготовляемую продукцию, возможностями самого предприятия по загрузке производственных мощностей. Таким образом, цена оказывает непосредственно прямое влияние на такие основные результаты деятельности предприятия как прибыль и объем продаж.

Список используемых источников

1. Салимжанова, И. К. Цены и ценообразование : учебник для вузов / Под ред. Салимжанова И. К. – М. : ЗАО Финансовая статистика, 2001. – 314 с
2. Сланченко Л. И., Клепальченко А.В. Особенности ценообразования в современной экономике. // Электронный научный журнал. Вектор экономики. – 2018, №11. http://www.vectoreconomy.ru/
3. Тарасова О.В., Тарасова Т.М. Ценообразование:учебно-методичское пособие. – Самара: Самарский гос.ун-т путей сообщения.- 2016. – 171с.
4. Харина Е.В., Олексюк О.Д. Ценообразование и пути совершенствования на предприятиях // «Экономика. Наука. Инноватика» [Электронный ресурс]: материалы I Республиканской научно-практической конференции, г. Донецк, ГОУ ВПО «ДонНТУ». - Донецк: ДонНТУ, 2020. – 466с.
5. Ценообразование в современных условиях http://www.adhard.ru/...