Назад в библиотеку

Ценообразование в различных рыночных структурах

Автор: Abey Francis
Автор перевода: Олексюк О.Д.
Описание статьи: В статье представлены подходы к ценообразованию в зависимости от структуры рынка
Источник: MBA Knowledge Base

Фиксация цен является важной управленческой функцией на всех предприятиях. Если цена установлена достаточно высокая, продавец может не найти достаточного количества потребителей, чтобы купить его товар. Если фиксированная цена слишком низкая, продавец может не покрыть свои расходы. Таким образом, установление соответствующей цены является важнейшей функцией принятия решений любого предприятия. Ценовые решения, без сомнения, должны время от времени пересматриваться.

Рыночные структуры и ценовые решения

Фирма работает на рынке, а не изолированно. При совершенной конкуренции цена определяется силами спроса и предложения. Точка пересечения кривых спроса и предложения-это точка равновесия, определяющая равновесную цену. Каждая фирма в условиях совершенной конкуренции является ценообразующей, а не ценообразующей. Кривая среднего дохода фирмы в условиях совершенной конкуренции горизонтальна и что AR = MR. Кроме того, всегда существует тенденция к преобладанию только одной цены в условиях совершенной конкуренции; только соответствующие изменения в силах спроса и предложения влияют на цену.

В случае монополии ситуация несколько иная. Монополист может быть производителем цен. Он может зафиксировать цену своего продукта, сначала путем проб и ошибок, уравновешивая потери и выгоды. Он находится в равновесии в точке, где MR = MC и соответствующая точка на кривой среднего дохода определяет цену, которую он будет взимать, чтобы получить максимальную прибыль. Поскольку существуют барьеры для входа и нет близких заменителей, монополист будет взимать высокую цену и впоследствии пользоваться монопольной прибылью. Монополист может также практиковать ценовую дискриминацию, т. е. он может взимать разные цены с разных покупателей и в разных регионах за один и тот же продукт в зависимости от эластичности спроса на этот продукт. В случае демпинга также будут взиматься разные цены за один и тот же товар. На самом деле продажа его продукта на внешнем рынке по цене ниже, чем его собственный рынок, сама по себе называется демпингом.

В случае монополистической конкуренции каждый производитель является монополистом своего продукта, а группа производителей, производящих один и тот же, хотя и не идентичный продукт, конкурируют друг с другом на рынке. Они дифференцируют свой продукт и вместо того, чтобы вести ценовую войну друг с другом, практикуют дифференциацию продукта. Однако взимаемые цены носят вполне конкурентный характер.

В условиях олигополии на рынке мало конкурирующих продавцов. Они могут быть соперниками или вступать в сговор. На ценовую политику одного производителя влияет ценовая политика других. Каждый производитель, прежде чем устанавливать цены на свой продукт, пытается понять ценовое поведение других производителей на рынке. Например, производитель а думает, что если он снизит цену своего продукта, а другие этого не сделают, то он сможет захватить более широкий рынок, но может случиться так, что если он снизит цену своего продукта, а другие также снизят свои цены, то он не сможет получить больше покупателей, и поэтому все производители могут впоследствии пострадать. С другой стороны, он может чувствовать, что если он поднимет цену на свой продукт, а другие также поднимут свои цены, он не потеряет много клиентов, но может случиться так, что, когда он поднимет свою цену, а другие не поднимут свои цены, спрос на его продукт снизится. Поэтому в условиях олигополии преобладает феномен ценовой жесткости. Они могут предпочесть прибегнуть к неценовой конкуренции, предоставив друг другу следовать своей собственной политике.