ДонНТУ   ||  Портал магистров ДонНТУ
Магістр ДонНТУ Кіяшок Юлія Сергіївна
Кияшок Юлия Сергеевна
Специальность: Стандартизация, сертификация, управление качеством
Тема выпускной работы: Совершенствование системы учета затрат на качество на украинских предприятиях
Руководитель: профессор. Момот Александр Иванович

Автореферат


Введение

Эффективность любой коммерческой деятельности измеряется прежде всего величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью предприятия является жизненно важным. Данные о затратах, связанных с деятельностью предприятия, должны регистрироваться в отчётах и предоставляться руководству. Знание и анализ этих затрат оказывают большую помощь в успешном руководстве компанией. Даже если организация не занимается коммерческой деятельностью, её руководство всё равно заинтересовано в детальном анализе затрат с целью их снижения. [1]


Актуальность темы

На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы. Однако они вовсе не снижают величину прибыли, а наоборот, способствуют её увеличению. Представляется вполне логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и проанализированы подобно другим затратам. К сожалению, многие руководители не имеют возможности получать наглядную информацию об уровне затрат на качество просто потому, что в компании нет системы для её сбора и анализа, хотя регистрация и подсчёт затрат на качество – несложная, уже отработанная во всём мире процедура. Определённые один раз, они обеспечат руководство дополнительным мощным инструментом управления. Поэтому, необходимо разработать эффективную систему учёта затрат на качество, которая позволит выявлять и анализировать затраты на качество, тем самым, улучшая систему качества, не делать излишних расходов и соответственно, увеличивать прибыль предприятия. [3]

Цель и задачи исследования

Цель работы – усовершенствовать существующие системы затрат на качество на предприятиях работающих в условиях TQM .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать сущность и значение системы учета затрат на качество на предприятии

2. Разработать классификацию статей затрат, которые могут быть отнесены на качество

3. Определить наиболее существенные статьи затрат на качество.

4. Проанализировать существующие способы и методы формирования системы учета затрат на качество на украинских предприятиях.

5. Предложить пути совершенствования системы учета затрат на качество на украинских предприятиях.

Идея работы или планируемые практические результаты заключаются в предложении наиболее оптимальных рекомендаций к формированию системы учета затрат на качество, которая бы позволила минимизировать затраты и, в то же время, максимизировать выгоду от использования системы.

Научная новизна

1. Новые методические подходы к классификации затрат на качество.

2. Рассмотрение затрат на качество в контексте общих затрат, но, в то же время, как самостоятельный класс затрат.

3. Характеристика методов управление затратами на качество при оптимальной системе управления качеством.

Полученные результаты позволили обосновать следующие научные положения:

1. В результате правильного формирования системы учета затрат на качество появляется новая возможность ими управлять

2. Управление затратами на качество как отдельной категорией затрат позволяет прямо, а не косвенно вляить на некоторые показатели качества, которые для данной продукции являются ключевыми.

3. Эффективное управление качеством позволяет минимизировать затраты на качество, найти их оптимальное соотношение и максимизировать прибыль вследствие повышения конкурентоспособности продукции.

Обзор исследований и разработок по теме

Данная проблема была изучена известными деятелями в области качества, вопросы затрат на качество отражены в работах Фейгенбаума, Джурана, Кросби. Однако, система учёта затат на качество так и не приведена к совершенству, поэтому данный вопрос требует тщательных исследований и разработок.

Основные результаты


Затраты на качество неизбежны в деятельности любой компании, поскольку нельзя исключать "полезные затраты на качество", связанные с обеспечением и поддержанием достигнутого уровня качества. В то же время есть часть затрат, от которых компания может избавиться, если уменьшит количество несоответствий в своей работе и производимой продукции (оказываемых услугах). Логика "бесплатного качества" начнёт действовать тогда, когда доля затрат на предупреждающие мероприятия ("полезных затрат") начнёт расти. За счёт увеличения предупредительных мероприятий будет уменьшаться количество несоответствий, что обеспечит компании высокое качество продукции и услуг, позволит уменьшить затраты на контроль и будет способствовать повышению прибыли.[4]

Нельзя управлять тем, что нельзя изменить. Научившись измерять и оценивать эффективность внедрённой системы менеджмента качества, предприятие получает возможность управлять эффективностью СМК и повышать её. Классификация затрат на качество - только первый шаг в направлении управления затратами на качество и оценке эффективности СМК.

Сбор данных о затратах на качество, их анализ, проведение корректирующих мероприятий требуют больших затрат ресурсов и времени. Поэтому, решаясь на проведение такого объема работ, необходимо выявить, за какие затраты ответственность лежит непосредственно на компании, а за какие - на ее поставщиках.

Дж. Шоттмиллер, эксперт в области системы менеджмента качества, представил перечень затрат на качество, которые должны быть оплачены потребителем:

  • входной контроль полученной продукции;
  • " разработка закупочной спецификации;
  • затраты на аттестацию поставщика;
  • ликвидация последствий брака, связанного с поставленными материалами;
  • эксплуатационные проблемы из-за материалов поставщика.

Поставщик должен оплачивать следующие затраты:

  • " управление технологическим процессом;
  • обучение сотрудников;
  • брак и переработка некачественной продукции;
  • " замена материалов, забракованных потребителем;
  • потеря части поставленной продукции.

Таким образом, в проведение анализа затрат на качество вовлекается не только непосредственно компания, но и ее потребители и поставщики.

Для достижения синергетического эффекта и осуществления улучшений, следует внедрять анализ затрат на качество совместно с СМК, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2000.[2]

Преимуществами одновременного согласованного развертывания СМК и проведения анализа затрат на качество можно назвать возможность измерения эффективности СМК, определения направленности и демонстрации постоянного улучшения, использования данных анализа затрат на качество при проведении аудитов.

Таким образом, можно привести следующие главные факторы успеха при реализации программы анализа и учета затрат на качество:

-объединение учета затрат на качество со стратегическими инициативами руководства;
- выявление скрытых затрат на качество;
- интенсивное обучение учету затрат на качество;
- создание кроссфункциональных команд;
- электронный сбор данных;
- ежемесячная и ежеквартальная отчетность;
- отказ от ненужных измерений;
- использование значимых единиц измерения, допускающих графическое представление;
- использование затрат на качество как связующего звена между инициативами и инвестициями в области качества.

Если окажется, что затраты на качество достигают более 25% от суммы продаж, это показатель в рамках нормы. Ведь никакой другой фактор не оказывает столь сильного влияния на экономические показатели компании, как этот. Начинать снижение затрат на качество следует с простых, не требующих больших вложений мероприятий, которые можно осуществить своими силами, и только потом переходить к реализации более масштабных мер. Также следует отметить важность регистрации всех полученных результатов и определения по ним намечающихся тенденций.[6]

Таким образом, после успешной реализации описанных выше задач предприятие может закрепить достигнутые результаты и увязать цели в области качества с финансовыми показателями деятельности компании. Встраивание механизмов учёта и анализа затрат на качество в повседневную работу сотрудников будет способствовать более тесной интеграции СМК с системой финансового менеджмента компании, за счёт чего повысится полезность, оперативная доступность и наглядность экономических показателей функционирования СМК для руководства.

Можно подытожить, что управление эффективностью СМК является частью системы управления затратами компании. Те предприятия, которые осуществляют эффективную управленческую стратегию оптимизации затрат, понимают, что управление затратами на качество - это инструмент снижения общих затрат компании, повышения её прибыльности и укрепления конкурентных позиций на рынке.

Заключение


Для организаций, стремящихся получить конкурентные преимущества в наступившем тысячелетии, методы управления, основанные на анализе затрат на качество, по-прежнему будут иметь огромное значение. Технология применения этих методов, конечно, изменится. Подход к управлению затратами на качество не стоит обособленно среди других идей в области менеджмента. В настоящее время он все больше ассоциируется с различными способами совершенствования деятельности и реализации стратегических целей организаций.

Список литературы

1. Момот А.И. Менеджмент качества:Учебное пособие для вузов.- Донецк:ДонГТУ, 2000. - 125с.- c.77-82.

2. Международный стандарт ISO 9001. Системы менеджмента качества. Требования.

3. Международный стандарт ISO 9004. Система менеджмента качества и руководство по внедрению.

4. Джон Шоттмиллер. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества - 2003 - №2. - с.62-65.

5. Л.Е.Скрипко. Методология оценивания затрат на качество // Методы менеджмента качества -2001 - №1. - с. 14-16.

6. Ю.Адлер, С.Щепетова. Нужна ли нам "Система экономики качества"? Неужели да? // Стандарты и качество - 2001 - №12. - с.68-70.

7. Ю.Адлер, С.Щепетова. От затрат на качество - к управлению затратами //Методы менеджмента качества - 2002 - №4. - с.12-17 - Рассматривается принцип непрерывного совершенствования системы учёта затрат на качество.

8. Ким Рахлин, Лариса Скрипко. Принципы планирования и учёта затрат на качество//Стандарты и качество .-2000 - № 3. - с.60-62 - В статье рассмотрены методы управления затратами на качество, а также принципы планирования и учёта затрат.


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ