АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЁЖНОСТИ ШАХТНЫХ ПОДЪЁМНЫХ УСТАНОВОК
Серезентинов Г.В., к.т.н., доцент; Варников С.А., магистр
Донецкий государственный технический университет
Шахтная подъёмная установка – одна из наиболее сложных и ответственных
электроустановок, от ритмичной и безотказной работы которой существенно зависят показатели эффективности
горного предприятия. Значительная глубина ствола, увеличение количества действующих горизонтов значительно
усложняет процесс функционирования ШПУ. Это приводит к увеличению числа отказов электрической и ускоренному
износу механической частей ШПУ [1]. Поэтому вопросы повышения надёжности ШПУ являются весьма актуальными.
Серьёзные исследования эксплуатационной надёжности электрооборудования выполнены проф.
Макаровым М.И. [1]. Было установлено, что ШПУ состоит из электрической и механической частей. При этом под
критерием отказа подъёмной установки понимается событие, заключающееся в прекращении функционирования,
вследствие невыполнения отдельными элементами заданных функций.
Системный анализ полученных экспериментальных данных позволил классифицировать причины
возникновения отказов как конструктивные, производственные и эксплуатационные. Результаты анализа приведены в
таблице 1.1.
Таблица 1.1 -
Классификация причин возникновения отказов
Наименование совокупности элементов |
Причины возникновения отказов,% |
||
конструктивные |
производственные |
эксплуатационные |
|
Механическая часть: -интервал изменения; -математическое ожидание; -стандарт; |
6,9…50 12,0 15,7 |
1,6…85,4 21,6 27,3 |
14,6…80,4 61,2 26,2 |
Электрическая часть: -интервал изменения; -математическое ожидание; -стандарт; |
7,4…49,3 28,8 15,4 |
6,3…29,5 23,1 15,0 |
7,3…92,6 54,3 23,6 |
ШПУ в целом: -интервал изменения; -математическое ожидание; -стандарт; |
3,7…25,6 20,3 25,2 |
2,0…29,7 22,2 34,3 |
5,7…44,7 57,5 40,5 |
Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о том, что большую часть причин возникновения отказов
составляют эксплуатационные – 57,5%, а их мера рассеивания – 40,5%. При этом эксплуатационные в 2,6…2,8 раза
больше прочих причин возникновения отказов.
Следует отметить, что на шахтах угольной промышленности эксплуатируются ШПУ с ручным и
автоматизированным управлением. Процесс функционирования последних является более щадящим с точки зрения
времени нахождения во включенном состоянии. Максимальная продолжительность движения подъёмного сосуда (ПС) при
ручном управлении составляет 82% времени рабочего цикла, при автоматизированном – 79%, а доверительные границы
времени движения ПС соответственно 99,4<101,1<102,8 и 79,8<80,3<80,8 с. Кроме того, получены
плотности распределения вероятности таких показателей режимов работы как: коэффициент нагрузки электродвигателя
(ЭД) скиповой и клетьевой ШПУ f(кн) - нормальное распределение; продолжительность времени
технологической паузы скиповой и клетьевой ШПУ f(tп) - логарифмически-нормальное распределение;
продолжительность времени движения скиповой с ручным и автоматизированным управлением, а также клетьевой ШПУ в
течение цикла f(tд) - нормальное распределение; превышение температуры обмотки статора асинхронного
ЭД f(t)- логарифмически-нормальное.
Совокупность значений эмпирических распределений режимов работы ШПУ образовывают
имитационную модель её функционирования и нагрева. Модель позволяет выполнить имитационное моделирование
процесса функционирования на ПЭВМ с целью получения количественных показателей эффективности работы подъёма.
Характеристики режимов работы и моделирующие алгоритмы приведены в таблице1.2.
Показатель режима работы и нагрева |
Наименование распределения |
Моделирующее выражение |
Характеристика ШПУ |
превышение температуры обмотки статора, t |
логарифмически-нормальное |
t = exp(1,757+0,09x/)
|
асинхронный электродвигатель |
коэффициент нагрузки ЭД, кн |
нормальное |
кн = 0,925+0,19x/* кн = 0,885+0,15x/ |
скиповая клетьевая |
продолжительность времени технологической паузы, tп |
логарифмически-нормальное |
tп =exp(1,28+0,22x/ ) |
скиповая с ручным управлением |
не установлено |
нет** |
скиповая с автоматизированным управлением |
|
продолжительность времени движения, tд |
нормальное |
tд = 101,1+11,4x/ |
скиповая с ручным управлением |
tд = 80,35+3,6x/ |
скиповая с автомати-зированным управлением |
||
tд = 123,3+8,5x/ |
клетьевая |
||
температура воздуха в здании ШПУ |
не установлено |
нет** |
скиповая клетьевая |
Примечание: * -
x/= xi -6 – нормально распределенные случайные числа в интервале (-3;3); x - равномерно распределенные случайные числа в интервале (0;1);(1.1)
где Тг – годовая продолжительность эксплуатации ШПУ (8760ч).
Показатели надёжности основных элементов системы электропривода приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3 – Усреднённые показатели долговечности, безотказности и ремонтопригодности электрооборудования ШПУ
Наименование элемента |
Средний срок службы Тсл, лет |
Средняя наработка между отказами MTBF, лет |
Среднее время восстановления MTTR, ч |
Параметр потока отказов z(t)сл, 10-3 ч-1 |
Магнитная станция вспомогательных приводов |
1,3 |
0,0388 |
1,54 |
3,8 |
Роторная магнитная станция |
2,1 |
0,0118 |
1,57 |
20,4 |
Магнитная станция управления главным приводом |
4,0 |
0,0285 |
1,77 |
16,0 |
Приводной ЭД |
7,4 |
0,6632 |
3,94 |
1,3 |
Анализ показателей надёжности (таблица 1.3) показывает, что большей средней наработке между
отказами (0,0118…0,6632 лет) соответствует больший средний срок службы (1,3…7,4 лет) и среднее время
восстановления элемента (1,54…3,94 ч). Исключением является MTBF магнитной станции вспомогательных
приводов - 0,0338 лет. Естественно, максимальный параметр потока отказов имеет роторная магнитная станция -
20,4 10-3 ч-1, а минимальный приводной электродвигатель –1,3 10-3 ч
-1.
Несмотря на это, приводной электродвигатель считается одним из основных узлов ШПУ с
максимальными функционально-стоимостными показателями. Более 78% его отказов приходится на щёточный
и подшипниковый узлы, обмотки ротора и статора. Основными отказами этих элементов являются: износ контактных
щеток и колец - 87% отказов щеточного узла; распайка соединений “петушков” и роторной шины - 92% отказов
обмотки ротора; износ нижних вкладышей подшипников - 80% отказов узла подшипника скольжения; межвитковое
замыкание и пробой пазовой изоляции - около 100% отказов обмотки статора.
Одним из перспективных вариантов повышения долговечности и безотказности является создание
автоматизированной системы управления надёжностью ШПУ. Подсистема предполагает диагностируемый (безразборный)
контроль основных электрических и механических элементов ШПУ, сбор и первичную обработку информации
(обеспечение связи с датчиками); визуализацию и управление показателями надёжности ШПУ.
В качестве датчиков могут быть использованы индуктивные датчики приближения фирмы
Dr. Klaschka. Для сбора, передачи и первичной обработки информации целесообразно применение промышленных
контроллеров SLC-500 производства Allen-Bradley, а также контроллеров Micrologix 1000 и 1500,
Control Logix 5500 с програмным обеспечением RSLinx. Уровень человеко-машинных интерфейсов (SCADA-системы
– операторский контроль и представление данных) может реализовываться рабочими станциями оператора на RISC
или Intel – совместимой платформе специальными програмными продуктами визуализации типа RSView32,
RTAP/PLUS.