ИНЖЕНЕР И МАТЕМАТИКА Пак В.В., Казакова Е.И., Попов Д.Н., Варников С.А., Тарасов А.А.
Донецкий государственный технический университет
Широкое применение в современной науке и технике
математических методов исследования, моделирования и проектирования привело к значительному изменению
вузовского курса математики, который за последние годы существенно изменился и по объёму, и по содержанию.
В то же время математическая подготовка молодых специалистов, приходящих на работу,
особенно в научно-исследовательские институты, умение использовать математику в своей практической
деятельности, а главное – расширять свой кругозор, оставляют желать лучшего.
Причиной этого принято считать разрыв во времени между изложением курсов математики и
специальных дисциплин, а эффективным средством улучшения положения – разработку и внедрение планов непрерывной
математической подготовки на протяжении всего срока обучения студентов. Однако составление таких планов
показало, что никакого временного разрыва использования математических методов между младшими и старшими
курсами не существует, поскольку в фундаментальных и общеинженерных дисциплинах они применяются достаточно
широко и разнообразно. Основной корень зла – недостаточное применение математики в курсах профилирующих
дисциплин, курсовых и дипломных проектах.
Однако не всегда в этом виноваты выпускающие кафедры. Во многих случаях повышению
уровня математизации профилирующих дисциплин мешают неудачные учебные планы, в которых отсутствуют
необходимые разделы. Например, для овладения современной теорией внезапных выбросов угля и газа будущим
специалистам горного дела необходимо знать основы теории упругости, газовой динамики и др., изучение
которых учебным планом этой специальности не предусмотрено. Кроме того, не все науки находятся в одинаковом
положении по степени их математизации, поэтому вряд ли разумно требовать одинаковую математическую
насыщенность при изложении, например, основ горного производства и теоретических основ электротехники.
Отношение студентов к математике, от которого во многом зависит качество их
математической подготовки, в основном определяется тем, насколько её методы используются в курсовом и
дипломном проектировании. И здесь возникает порочный круг: студент не учит математику потому, что она почти
не используется в основных курсах, а выпускающие кафедры сводят её изучение к минимуму по причине слабой
математической подготовки студентов. Чтобы разорвать этот порочный круг, математические кафедры должны
обучать студентов не только математическим методам, но и приложениям математики к задачам будущей профессии.
А для этого необходимо знать специфику инженерного решения практических задач.
В чём состоит эта специфика? В том, что инженер стремится к поиску наиболее простого
решения и получает его за счёт использования “элемента изобретения”.
Во многих случаях элемент изобретения позволяет решить задачу даже в безнадёжной
ситуации, когда крупнейшие научные авторитеты утверждают, что её решение невозможно.
Конечно, без математики не обойтись, но первичным чаще бывает элемент изобретения, а не
математическая модель. В этом характерная особенность технических наук, в отличие от наук
физико-математических, где первичной является математическая модель. Ведь математики решают то, что можно,
так, как нужно, а инженеры – то что нужно, так, как можно
!
Не следует, однако, думать, что элемент изобретения присущ лишь инженерному творчеству.
Практически за каждым высказыванием типа “…решение будем искать в виде…” стоит глубокий доматематический
анализ и элемент изобретения, показ которых для студентов важнее, чем доказательство справедливости этих
утверждений. То, что в наших учебниках не раскрыта “кухня” научного творчества, во много раз уменьшает их
ценность, особенно для инженеров, которым гораздо полезнее знать, как и почему это сделано. Поэтому
раскрытие процесса творчества великих математиков для инженеров полезнее, чем усвоение результатов
творчества, с которыми можно ознакомиться с помощью учебника или справочника. Опыт показывает, что лекции,
на которых рассказывается, как и почему, невозможно заменить так называемой самостоятельной работой студента.
В этой связи рассмотрим решение линейного однородного дифференциального уравнения с постоянными
коэффициентами. В случае неравных корней k1 и k2 характеристического уравнения всё
просто: имеем два линейно независимых решения еk1x и
еk2x.
Для случая k1= k2= k решение можно искать в виде u(x)ekx
где u(x)–неизвестная функция, подлежащая определению (по учебнику). Можно сделать иначе. Пусть корни
характеристического уравнения отличаются друг от друга на величину бесконечно малую
Dk.
Линейная комбинация e(k+Dk)x –ekx
будет также
решением. Если последнее выражение разделить на Dk, то
также будет решением.
Пусть Dk®
0 и предел данного выражения существует
=
=xe
kx . Полученное выражение является решением уравнения (проверку можно дать
в качестве задания для самостоятельной работы). Такой подход лучше предыдущего: во-первых, здесь работают
доказанные ранее теоремы и подчёркивается их необходимость; во-вторых, мы не навязываем заранее вида решения,
а находим его; в-третьих, обучаем студента научному поиску. Такие приёмы позволяют более активно преодолеть
тяжёлый путь от реального объекта к его математической модели и обратно. Такой анализ нужно проделывать в
аудитории неоднократно, чтобы студенты поняли, что научный поиск – это самое увлекательное занятие на свете.
Одним словом, наука – это удовлетворение собственного любопытства за счёт государства.