ЧИСЛА ПРАВЯТ МИРОМ
Пак В.В., Лобкова Е.Н., Варников С.А.
Донецкий государственный технический университет
Объектом изучения любой науки являются формы движения материи – основы
окружающего мира, а целью изучения – установление закономерностей этого движения и развития этих форм. В
равной мере это относится и к математике, которая “имеет своим объектом пространственные формы и
количественные отношения действительного мира” (Ф. Энгельс). Количество, как известно, измеряется с помощью
числа; таким образом, речь идёт о числе и форме – это объекты изучения арифметики и геометрии, двух столпов
математики.
С глубокой древности накапливалось всё больше сведений о количестве, размерах и форме
различных предметов. Возникла необходимость привести их в порядок для облегчения передачи этих сведений из
поколения в поколение. Чтобы выделить какое-либо количество предметов, люди вначале их просто называли в
определённом порядке. Например, эскимосы, отставшие от европейцев в области математики на несколько тысяч лет,
ещё в начале
CC
века на вопрос, сколько у них собак, отвечали примерно так: “Собака с оторванным ухом, собака с большими
клыками, собака, которая громко лает…”. При этом перечислении они для удобства запоминания загибали пальцы
рук. И нужно сказать, что нам очень повезло с количеством этих пальцев, поскольку десятичная позиционная
система исчисления оказалась наиболее удобной
!
Но понадобились тысячелетия, чтобы за конкретным количеством пальцев увидеть абстрактное
понятие натурального числа, открытие которого можно сравнить разве с открытием огня
! Замечательно, что эту реконструкцию в
начальной стадии развития математики сделала этнография, изучающая населяющие нашу планету народы,
находящиеся на различных ступенях развития (прекрасный пример взаимодействия различных наук
!).
Жизненная потребность привела к открытию арифметических операций с натуральными числами,
сначала прямых: сложение(+), умножение
(х)
как сокращённое сложение, возведение в натуральную степень
(`