История развития "электронного маркетинга"

Когда у Вас есть определенная цель, как Вы хотите ее достичь? Конечно, в начале Вы выбираете самый эффективный путь из всех, которые знаете. И когда в процессе достижения своей цели Вы узнаете о более новых и прогрессивных средствах, скорее всего, было бы более разумно использовать их, а не старые методы работы. В этот момент стоит вспомнить о своей цели и задуматься: "Куда же все-таки я двигаюсь? Для чего я трачу столько усилий? Может, эти новые методы работы быстрее доставят меня к пункту назначения?" И когда Вы принимаете такое решение, то возникает резонный вопрос: "Как это сделать?" Во все времена люди всегда знали, ЧЕГО они хотят. Но всегда было трудно ответить, КАК этого достичь. И как только ответ был найден, и информация об этом начинала распространяться, назревала новая волна экономических преобразований и удивительных историй о простом парне, ставшем миллионером. Давайте кратко вспомним, как это было.

Первая Волна:
Первой "миной замедленного действия" для экономики стали транспортные средства. Расширение системы дорог и морских путей, совершенствование самих транспортных средств, в том числе и появление паровоза, стали одними из основных причин возникновения в средние века на Евроазиатском континенте единого рынка. На тихо спящий средневековый мир обрушилась первая волна Маркетинга. Модель успешного поведения сводилась к формуле: "Покупай подешевле, продавай подороже", т.е. была, мягко говоря, эгоистической.

Вторая волна:
Вторая волна накатила в начале ХХ века, когда появление радио, телефона, телеграфа, мас-медиа создало условия для появления крупных корпораций и транснациональной индустриальной экономики. Появление телеграфа, мас-медиа создало условия для появления крупных корпораций и транснациональной индустриальной экономики. Иерархические связи и командные принципы стали в это время самой передовой схемой совместной деятельности людей. И хотя модель успешного поведения члена промышленного общества заключалась в стремлении занять как можно более высокое место в корпоративных структурах, этого уже нельзя было сделать в одиночку, нужна была команда. Проще говоря, чтобы заработать деньги, нужно было формировать коллектив, объединенный единой целью. В это время на экономическом небосклоне появились и новые явления: создание брэнда (иными словами - продвижение торговой марки и имиджа компании), массовая реклама и использование связей с общественностью (в первую очередь посредством СМИ).

Третья волна:
Однако очень скоро (ибо, как уже стало ясно, экономический мир движется с ускорением) продолжающийся прогресс информационных и коммуникационных технологий преподнес следующий сюрприз. В 1941 году на химика Карла Ренборга снизошло озарение, и он изобрел новый способ продажи только что созданного им продукта - первой пищевой добавки. Для ее реализации Ренборг создал компанию Nutrilite Products Inc., которая существует до сих пор, как подразделение корпорации Amway, давно прославившейся своими миллиардными оборотами. Товарооборот только японского отделения Amway в 1997 году составил 3 млрд. долларов. А те двое, кто создал Amway в конце пятидесятых, входят в число первых десяти самых богатых людей США (по данным Forbes). По сути Ренборг явил миру новую систему бизнеса, названную впоследствии "одноуровневым маркетингом". Вместо того чтобы заниматься маркетингом своих продуктов, компания разрешает делать это независимым предпринимателям, делясь при этом с ними своей прибылью. Эти независимые предприниматели были заинтересованы в формировании и обучении (ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ) собственной бизнес-команды, поскольку получали определенные проценты от продаж тех людей, которых они обучили. Действенность и плюсы подобной системы поныне исследуются экономистами. Плюсы для продавцов: самые обычные люди начали создавать коммерческие сети, которые еще долго приносили им доход даже после выхода из бизнеса. Надо сказать, что эта система открыла нишу финансовой свободы миллионам американцев. Плюсы для покупателей: совершение покупок на дому - это приятное, удобное и спокойное занятие. Особенно привлекает покупателей возможность больше узнать о товарах, услугах и, конечно же, получить индивидуальную консультацию, подобрав именно тот продукт, который им нужен. О действенности прямого (одноуровневого маркетинга) красноречиво говорит тот факт, что с его помощью в 1998 году был сделан товарооборот $252 млрд.
Но самые экстравагантные последствия для экономики имел тот случай, когда компания McDonald's, Midal Mutler и некоторые другие обратили свой взор к нетрадиционно динамичному прорыву компаний, действующих по принципу одноуровневого маркетинга. Вместо того чтобы выбрасывать миллионы долларов на строительство и эксплуатацию новых магазинов, они позволили независимым компаниям (подобно независимым дистрибьюторам прямого маркетинга) делать это вместо них. Более того: эти компании должны были оплатить такую привилегию. Новый вид бизнеса получил название "франчайзинг". В то время, когда большинство сегментов американской экономики находятся в состоянии застоя, уровень продаж через франчайзинг достиг $803 млрд. еще в 1992 г.

Четвертая волна:
Следующий рубеж - 1979 год. Федеральная торговая палата США после напряженных разбирательств вынесла вердикт, что компания Amway вела законный бизнес и не имела отношения к т.н. "франтлоудингу" (иными словами - системам пирамидального плана). В отличие от компаний, действовавших в свое время по принципу одноуровневого маркетинга, структура таких международных фирм, как Amway, Mary Cay Cosmetics, Global Travel International и других складывается из того, что предприниматели получают комиссионные из нескольких уровней или "поколений" дистрибьюторов, а не только с продаж тех, кого они научили работать лично. Как и в системе прямых продаж, передача информации "Как" передавалась от человека к человеку посредством личного контакта. И хотя здесь усиленно используются телефон, телеконференции, электронная почта, все же решающим фактором остается личная встреча. Модель успешного поведения изменилась и стала отвечать самым высоким моральным нормам: "хочешь быть успешным - помоги другому добиться того же". Теперь уже Америка не может представить себя без многоуровневого маркетинга. Сегодня многие крупные мировые корпорации, такие, например, как Colgate, Palmolive, Gillete, Coca-cola ведут программы многоуровневого маркетинга для все большего количества своих изделий.

Пятая волна:
К рождению пятой волны привело появление в Интернете web-страниц как носителей информации и широкое распространение персональных компьютеров. Стало возможным создание электронных магазинов. Эта идея оказалась настолько удачной, что первые, кто понял перспективу такого бизнеса, добились поразительных успехов. Примером может служить компания Amazon (продажа книг через Интернет), основатель которой Джефф Бизос всего через год после начала деятельности его компании заработал $16 млн. (1996 год). Как видим, пятая волна является ничем другим, как соединением идей традиционного бизнеса с возможностями распространения информации Интернета.

Шестая Волна:
Не прошло и два года, как никому ранее неизвестный Кевин дeБеллефил из Японии сумел соединить принципы многоуровневого маркетинга с возможностями сети Интернет. Связывающим звеном стала изобретенная им система автоматического построения нижних линий (термин многоуровневого маркетинга). Идея оказалась настолько удачной, что, имея в своем распоряжении только девять наименований продукции, он достиг уровня диаманта всего лишь за 11 месяцев. Прошло пока еще мало времени, чтобы можно было давать объективную оценку явлению шестой волны, но уже очевидно, что у этого бизнеса многообещающее будущее. И, наконец,

Седьмая Волна:
Мир движется так быстро, что Вы не поверите, уже сейчас зарождается седьмая волна маркетинга, специфика которой сводится к тому, что этой форме ведения бизнеса удалось вобрать в себя действенные наработки всех предыдущих эпох развития экономики. Мощь седьмой волны таится в возможностях, предоставленных этим видом бизнеса. Вот некоторые из них: - возможность стать владельцем собственного интернет-магазина, который раньше могли позволить себе только богатые люди - использование сети Интернет для ведения бизнеса по всему земному шару - возможность использования преимуществ многоуровневого маркетинга для построения сети интернет-магазинов - использование автоматической системы построения такой сети, которая работает 24 часа в сутки 365 дней в году даже при отсутствии владельца - использование новейших методик обучения ведению данного бизнеса... Бизнес седьмой волны соединяет в себе преимущества традиционного бизнеса, рекомендационного и многоуровневого маркетинга, электронного бизнеса в Интернете, достижения в области технического прогресса и человеческих отношений. Бизнес седьмой волны ставит на центральное место человека, его личностные качества.
Его "командная" направленность предполагает формирование новых отношений, где преобладает доверие, чувства взаимных обязательств и ответственности, доминируют этические ориентации, формируется почва для духовного развития человека. Справедливости ради надо сказать, что каждый качественный переход в методах ведения бизнеса встречал (и встречает) сопротивление определенной части человечества. В свое время в США были запрещены даже универмаги. Вы знали об этом? Всего 11 голосов не хватило, чтобы НЕ ПРИЗНАТЬ франчайзинг законным бизнесом. Компании Amway пришлось четыре года отстаивать законность идеи многоуровневого маркетинга. Но давайте задумаемся на минутку, что такое НЕПРИЗНАНИЕ. Когда внимательно присмотреться, то видно, что оно означает - НЕ ПРИ ЗНАНИИ. И, действительно, как только противники узнавали выгоды и преимущества перемен, они становились самыми ярыми защитниками нового направления.


В настоящее время в Донецке уже есть несколько магазинов, с довольно хорошим имиджом:

Статья | Рецензия

Результаты поиска | Автореферат | Интернет ресурсы