[ To the main ] [ Library ] [ Links ] [ Statistics of search ]


Донецкий Национальный технический университет

Автор: Хворостяненко А.А.

Тема диссертации: "Разработка бизнес-плана создания производственного предприятия на базе импортного оборудования и сырья"

Специальность: Международная экономика

"Автореферат магистерской выпускной работы"

Руководитель к.т.н., доц. Олейников А.А.

Донецк - 2002

E-mail me


Общая характеристика работы

Актуальность темы

На сегодняшний день планирование деятельности предприятия становится все более актуальным не только в сфере большого бизнеса, но охватывает и большой процент сектора малого и среднего предпринимательства. Понимание необходимости планирования, как умения предуматривать все необходимые действия и способности предвидеть любые неожиданности в виде рисков исходит из осознания того факта, что хотя предприятие и не может полностью устранить риск в своей деятельности, тем не менее оно способно управлять им при помощи эффективного предвидения.

Цели работы

Целью моего диплома является исследование существующей ситуации на рынке прямых иностранных инвестиций и их роли в позитивных сдвигах в экономике Украины, изучение современных тенденций и основных направлений в бизнес-планировании и разработка эффективной научной концепции планирования, которая могла бы быть применена в качестве методического указания для широких масс предпринимателей.

Научная новизна

Новизна состоит в качественно новом подходе к рассмотрению понятия иностранных инвестиций и их роли в развитии малого и среднего бизнеса.

Практическая ценность

Практическая ценность моей диссертационной работы состоит в реальности применения разработанного бизнес-плана для создания малого предприятия по производству полиэтиленовой продукции. Полноценное планирование всех сфер деятельности предприятия, выполненное по международным стандартам, делает данную диссертационную работу эффективной как при работе с украинским, так и с иностранным инвестором.

Перечень публикаций

Анализ общих тенденций инвестиционного процесса в экономике Украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного климата в государстве и регионе

Содержание работы

Бизнес-планирование занимает важное место в системе формирования стратегии развития предприятия. К настоящему времени бизнес-планирование стало признанной в мире методологией предпринимательской деятельности, превратилось в своеобразный культурный мост в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве между странами и континентами.

В Украине появление бизнес-планирования явилось следствием перехода от централизованного управления хозяйственной деятельностью к рыночным механизмам хозяйствования, что в свою очередь стало благоприятной средой для проявления личной инициативы и создания новых предприятий и фирм, нацеленных на достижение гармонизированных с общественными интересами максимальных показателей прибыльности и коммерческого оборота.

Отказ от плановых форм ведения хозяйства предоставил предпринимателям самостоятельно решать такие вопросы, как производственная и ценовая политика, маркетинг и сбыт, стратегическое управление и планирование, финансирование и кредитование текущих расходов и капитальных проектов. Отсутствие опыта в решении таких вопросов привело к осознанию необходимости предварительного планирования деятельности предприятия, рассмотрению различных вариантов развития событий и оценки соответствующих рисков проведения той или иной политики.

Планирование - это определение цели развития управляемого проекта, метода, способа и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Процесс планирования включает не только разработку планов, но и организацию, и контроль их выполнения. Основными принципами планирования являются [1, стр.7]:

Планирование может рассматриваться не только как средство эффективной организации и ведения бизнеса, но и как средство привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Инвестирование в ту или иную отрасль экономики предполагает обоснование целесообразности вложения денег, а именно - соответствие получаемых результатов объему инвестируемых средств. Такое обоснование предполагает рассмотрение широкого круга вопросов в рамках одного инвестиционного проекта. Инвестиционный бизнес-проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации.

Развитие инвестиционного проекта от первоначальной идеи до его реализации может быть представлено в форме цикла, включающего три отдельные фазы: предынвестиционную, инвестиционную и оперативную [2, стр.205].

Поскольку успех или неудача делового проекта непосредственно зависят от маркетинговых, технических, финансовых и экономических изысканий и их интерпретации, особенно при исследовании осуществимости проекта, большое значение имеет именно предынвестиционная фаза. Рассмотрим данную фазу более конкретно.

Выявление возможностей инвестирования является отправной точкой в последовательности инвестиционных действий. В конечном счете это может быть началом мобилизации инвестиционных фондов. Потенциальные инвесторы, открытые акционерные общества или частные фирмы заинтересованы в получении информации по вновь открываемым жизнеспособным инвестиционным возможностям и благоприятствующим факторам реализации проекта. Исследование благоприятствующих факторов достаточно поверхностно по природе и в большей степени основывается на общих оценках, чем на детальном анализе. Данные по затратам обычно берутся из существующих похожих проектов, а не из расчетов цен, установленных поставщиками оборудования. Изучение благоприятствующих конкретному проекту факторов должно следовать за первоначальным выяснением общих потенциальных возможностей производства продукции, представляющей интерес для местного потребления. Оно может быть определено как трансформация идеи делового проекта в развернутое инвестиционное предложение.

Для более детальной разработки идеи инвестиционного проекта необходимо выполнить дальнейшую оценку идеи проекта в форме предварительного ТЭО, которое рассматривается как промежуточный этап между исследованием благоприятствующих факторов и детальным бизнес-планом.

Обзор имеющихся альтернатив должен проводиться на этапе предварительного ТЭО с точки зрения рационализации затрат на проводимые исследования. В частности, обзор должет охватывать различные альтернативы, содержащиеся в следующих основных разделах ТЭО [2, стр. 209]:

Результатом тщательно определенных коммерческих, технических, финансовых, экономических предпосылок и условий окружающей среды, проверенных на основе рассмотрения альтернативных решений, является бизнес-план. Фоновые условия и цели бизнес-плана должны быть четко определены по отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям, возможной достижимой доли рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению предприятия, существующим сырьевым материалам, подходящей технологии и оборудованию, оценке влияния на окружающую среду. Финансовая сторона исследования охватывает масштаб инвестирования, включая оборотный капитал, производственные и маркетинговые затраты, доходы от продаж и прибыль на вложенный капитал.

Начиная новое дело или проект, каждый предприниматель должен иметь полную картину организации своего дела начиная от процесса создания предприятия и заканчивая теми целями, которые предприниматель преследует в своем начинании. В процессе планирования происходит осознание текущих существующих ограничений и соизмерение энтузиазма с реальностью, что позволяет тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. Независимо от того, кто является предполагаемым читателем бизнес-плана (банкиры, инвесторы, менеджеры), реальный бизнес-план необходим прежде всего руководителю предприятия, как залог избежания таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения фирмы и погоня не за тем рынком, который действительно нужен. Бизнес-план - это развернутая программа финансово-экономического состояния предприятия, на основе которой руководством принимаются решения о производстве, сбытовой деятельности фирмы, решаются вопросы финансирования и развития. Это целостный методологический аппарат, способный к комплексной оценке экономической и финансовой ситуации предприятия, анализу наиболее значимых факторов, воздействующих на итоговые показатели деятельности фирмы, выработке на основе моделирования стратегии развития предприятия [3]. Более конкретно бизнес-план можно охарактеризовать, как [2, стр.237]:

Разработка бизнес-плана предоставляет дополнительные преимущества в управлении предприятием[3]:

Бизнес-план может понадобиться для усовершенствования организации и функционирования уже существующей фирмы, для переориентации предприятия на другой вид деятельности или на другой рынок или для создания принципиально нового предприятия. В каждом конкретном случае необходим качественно новый подход к привлечению денежных средств, поскольку здесь большую роль имеет размер необходимых вложений и риск предоставления этих средств для потенциального инвестора.

Целью любого инвестора, будь то инвестор-акционер, участвующий в прибыли, или кредитор, дающий ссуды под проценты, является получение прибыли. Он должен быть уверен в том, что вероятное вознаграждение стоит того риска, на который он идет, предоставляя ссуду.

Если речь идет об уже существующем предприятии, то кроме кредиторов и инвесторов заинтересованной стороной являются сторонние организации и предприятия, как потенциальные партнеры.

В глазах потенциального инвестора наиболее важным фактором являются личные качества руководителя, а также личные качества всего руководящего состава фирмы. Правильно подобранный персонал является залогом успешной реализации бизнес-плана.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой процесса бизнес-планирования. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план - это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе планирования.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции и формируют их в виде локальных бизнес-планов.

Венчурные фирмы, выпускающие продукцию при повышенном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые технологии. Рассмотрим основные разновидности бизнес-планов [2, стр.228]:

Бизнес-план - это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя потребителем его чаще всего являются внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, деловые партнеры. Таким образом, целесообразным является составление двух бизнес-планов [10]:

Бизнес-план для внешнего пользования - это официальный документ, является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге рассматриваемого проекта. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цели бизнеса. В нем обычно содержится три варианта: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).

Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен информационный материал. Он носит название рабочего бизнес - плана и позволяет:

Часть документации рабочего бизнес-плана может использоваться в качестве приложений к официальному плану или предоставляться по запросам партнеров и членов команды разработчиков.

Основные результаты работы

Библиографические ссылки

  1. Лихтерман С.С, Федунец Н. И., Попович Н., Локшина И.В. Бизнес-планирование.- М.: Издательство Московского государственного горного университета, 1997. - 207 с.
  2. Бизнес-планирование: Учебник/ Под ред. В.М. Попова и С.И.Ляпунова. - М.: Финансі и статистика, 2001. - 672с.
  3. Степанова Е., Каминский Е. Бизнес-планирование предприятия, БИЗНЕСИНФОРМ № 5-6 '99, 137-139 с.
  4. Липсиц И. Как составить бизнес-план? ЭКО, 1993, № 2, 97-116 с.
  5. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 160с.
  6. Румянцева З. К раскрытию темы бизнес-плана в учебном процессе., Российский Экономический Журнал, 1996, № 2, 102-105 с.
  7. Шудра В.Ф., Беличко А.Н. Как подготовить успешный бизнес-план., Киев-1994. - 106 с.
  8. Берл Г., Киршнер П. Мгновенный бизнес-план, двенадцать быстрых шагов к успеху. - М., 1995.- 298 с.
  9. Москвин В. А. Российская деловая среда и её отражение в бизнес-планах., Деньги и Кредит, 1997' 11, 47 -54 с.
  10. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб.: Спецлитература, 1995. - 354 с.
  11. Скворцов М.Н. Бізнес-план підприємства: [Вироб.-практ. вид.]. - К.: Вища шк., 1995. - 189 с.: іл. - Рос.
  12. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 685 с.
  13. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 1996. - 173 с.

  14. [ To the main ] [ Library ] [ Links ] [ Statistics of search ]

    E-mail me