Основные характеристики налога на прибыль - его ставка и льготы. Ставка определяет долю налогооблагаемой прибыли (в %), изымаемой в пользу госбюджета. Мы уже рассмотрели те количественные критерии, к которым должна стремиться эта ставка (с учетом льгот и других способов обложения прибыли) для оптимального сочетания фискальной и производственно - стимулирующей функций налога. Вот пример важнейшего пункта рекомендаций но унификации налога на прибыль в рамках стран ЕС (1992 г.):
"Ввести минимальную ставку корпорационного налога в 30% и максимальную ставку в 40% (включая и местные налоги на предпринимательский доход")'.
Рассмотрим современную ситуацию со ставками налога на прибыль и развитых странах (таблица 1). Эти ставки объединяют все общенациональные налоги на прибыль всех бюджетных уровней (за исключением специальных налогов в отдельных отраслях, например, в добыче нефти)2. Так, в США ставка представляет суммарную величину корпорационного налога на федеральном, штатном и местном уровнях (с учетом предварительного вычета штатных и местных налогов из валового дохода для определения федерального налога).
В Германии - это суммарная величина федерального корпорационного налога, дополнительного налога (введен с 1 июля 1995 г.) и промыслового налога (с учетом предварительного вычета последнего из дохода для установления федерального налога). В результате, если ставка собственно корпорационного налога на 1 января 1996 г. составляла для нераспределенной прибыли 45%, для распределенной на дивиденды прибыли - 30%, то ставка промыслового налога варьировала по отдельным общинам от 12 до 20,5%.
Таким образом, ставки в большинстве стран приближаются к тем количественным критериям, которые были выработаны в 70-е годы. Но для окончательного вывода необходимо учесть и понижательное влияние налоговых льгот и повышательное воздействие налогообложения прибыли по другим направлениям (прежде всего налоги на имущество компаний).
Рассмотрим современные льготы по налогообложению прибыли, значение которых, несмотря на тенденцию к их ограничению, достаточно весомо. Льготы можно разделить по выполняемым ими функциональным задачам. Устойчивый характер носят налоговые льготы, направленные на стимулирование инвестиционной и научно-технической деятельности предпринимательства в национальном и региональном масштабах и по отдельным сферам деятельности (включая льготы по зарубежным инвестициям). Ряд льгот направлен на помощь компаниям для сохранения их экономической устойчивости (льготы но отчислениям в резервные и родственные фонды компаний и пр.). Используются также льготы социального характера (например, на отчисления в благотворительные фонды). Льготы различаются и по способам их реализации: уменьшение налогооблагаемой прибыли, ставок налога, вычет из самой величины налога, отсрочка или полное освобождение от выплаты налога.
Страна | На 1 января 1996г |
---|---|
Австралия | 36,0 |
Австрия | 34.0 |
Бельгия | 40,2 |
Канада | 44,6 |
Чехия | 39,0 |
Дания | 34.0 |
Финляндия | 28.0 |
Франция | 36,7 |
Германия | 58,5/46,1 |
Греция | 35,0 |
Исландия | 33,0 |
Ирландия | 38,0 |
Италия | 53,2 |
Япония | 51,6 |
Люксембург | 40,3 |
Мексика | 34,0 |
Голландия | 35,0 |
Новая Зеландия | 33.0 |
Норвегия | 28,0 |
Португалия | 39,6 |
Испания | 35,0 |
Швеция | 28,0 |
Швейцария | 28,5 |
Турция | 44,0 |
Великобритания | 33,0 |
США | 40,0 |
В среднем | 37.7 |
Не включены налоги на прибыль, используемые в отдельных отраслях (например, в добыче нефти). Не включены также налоги, не нацеленные прямо на обложение прибыли, но тем не менее покрываемые за ее счет, прежде всего налоги на имущество компании.
По Германии представлены две ставки: большая - на нераспределенную прибыль, меньшая - на прибыль, распределяемую на дивиденды.
Рассмотрим основные виды льгот. Во всех развитых странах, хотя и в разной степени, действует особая льгота - ускоренная амортизация. С се помощью расчетная величина амортизационных издержек, вычитаемая из налогооблагаемой прибыли, заметно превышает величину экономически обоснованной амортизации; за счет этого часть прибыли попадает в издержки произнодства и тем освобождается от налогообложения.
Так, в Германии методы и нормы амортизации - предмет тщательно разработанного законодательства. Федеральное министерство финансов и министерства финансов земель публикуют официально одобренные таблицы (числом свыше 90), которые определяют методы и нормы амортизации по различным видам основных активов и содержат подробные инструкции по их использованию в дробном производственно-отраслевом делении.
В качестве исходного используется линейный метод равномерных списаний. Так, для производственных здании и сооружений разрешена ежегодная норма амортизационных списаний и 49с (что означает принятие за срок их службы 25 лет), производственных машин и оборудования - 10 (срок службы 10 лет), конторского оборудования - 20, конторской мебели - 10, компьютеров - 20, для средств автомобильного транспорта - 20-25% и т.д.
Но одновременно германское законодательство предоставляет компаниям право использовать к этим же активам ускоренную амортизацию. Чаще всего применяется метод допущения для первых лет службы резко завышенных по сравнению с линейным методом норм амортизации и резко заниженных норм для последующих лет (при неизменном общем сроке предполагаемой службы)3. Так, для производственных зданий и сооружений устанавливаются ежегодные нормы амортизации в 10% на первые 4 года их службы, 5% - на следующие 3 года и по 2,5% - на следующие 18 лет. Для производственных машин н оборудования разрешается тройное увеличение ежегодных норм амортизации в первые несколько лет их службы. Наиболее льготные нормы амортизации определены для основных активов отдельных секторов экономики, например. судов и самолетов, жилищного фонда, госпиталей, основных фондов мелкого предпринимательства, а также для всех основных фондов восточногерманских земель4.
Методы ускоренной амортизации используются практически во всех развитых странах, хотя и в меньших размерах. Общая особенность - интенсивное использование этих методов для стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды и т.п.
Важным направлением налоговых льгот является уменьшение налогооблагаемой прибыли на часть инвестиционных расходов, а также затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Размеры и сроки подобных льгот различаются в отдельных странах. Так, и в Италии эта льгота использовалась в 1994-1995 гг. для стимулирования общенациональных инвестиций (все виды предпринимательства в эти годы получили право на снижение налогооблагаемой прибыли в размере 50% инвестиций, превышающих среднегодовой объем за предшествующие 5 лет). В 1996 г. эта льгота сохранилась для депрессивных регионов юга Италии, а также для мелкого предпринимательства. В Бельгии разрешено уменьшать налого-облагаемую прибыль на 13,5% инвестиционных расходов для мелких и средних компаний и в 100% объеме инвестиционных расходов, связанных с нововведениями для всех компаний. В Голландии с 1 января 1990г. из налогооблагаемой прибыли можно изымать часть инвестиционных расходов (по определенным нормативам в зависимости от величины инвестиций - примерно 20-25% для малых объемов инвестиций и со ступенчатым снижением для более значительных объемов). С 1 января 1994г. разрешено также исключать из налогооблагаемой прибыли часть расходов на НИОКР.
Важная форма налоговых льгот - уменьшение самого налога на прибыль. Наиболее распространен, особенно в прошлом, так называемый налоговый инвестиционный кредит, то есть вычет HI налога на прибыль части инвестиционных расходов компании (часто с условием использовать этот кредит для последующих инвестиций). Правда, сегодня эта налоговая льгота предоставляется реже. В США она была отменена в 1986 г.; нет ее в Германии и Норвегии. Но в ряде других развитых стран налоговый инвестиционный кредит сохраняется. Например, в Англии компаниям разрешено использовать около 10% корпорационного налога для заранее оговоренных законом инвестиций- Во Франции инвестиционный кредит используется с тем, чтобы стимулировать создание новых предприятий, в том числе и для ускорения развития экономически отсталых регионов. "Гак, компании, возникшие после 1 октября 1988 г., первые 24 месяца полностью освобождались от корпорационного налога; в последующие три года - соответственно на 75%, 50 и 25% его величины. В менее развитых северных регионах Франции вновь созданные компании в течение первых трех лет имеют право уменьшать корпорационный налог на 22% инвестиционных расходов. Налоговый инвестиционный кредит широко используется в Италии для стимулирования развития южных регионов6.
Особая разновидность налогового инвестиционного кредита - так называемые скидки на истощение недр, заметно уменьшающие налогообложение прибыли отдельных отраслей добывающей промышленности. Подобная льгота сыграла важную роль в развитии добывающей промышленности США; используется она и сейчас. Во Франции компании по добыче нефти и природного газа имеют право на скидку на истощение недр в размере 23,5% продаж, или 50% чистого дохода; компании по добыче твердых минералов - 15%, или 50% соответственно. Скидка обусловливается требованием реинвестировать полученные средства в те же отрасли и течение двух лет (нефть и газ) или пяти лет (твердые минералы).
В ряде стран распространена еще одна форма налогового кредита, связанная с уменьшением корпорационного налога на часть расходов на НИОКР. Так, во Франции в период 1992-1998 гг. разрешено уменьшать корпорационный налог на половину разности между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих лет (с корректировкой на рост цен). В Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% расходов предпринимателей на НЙОКР.
Среди налоговых льгот, используемых во многих странах - полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога). В Италии новые предприятия в некоторых отсталых регионах, созданные после 29 марта 19S6 г., освобождаются от корпорационного и местного налогов на предпринимательский доход в течение 10 лет (с частичным уменьшением этой льготы после 31 декабря 1993 г.). В Финляндии периодическое освобождение от налога, наряду с инвестиционным кредитом, используется для стимулирования судостроения и судоходства. В Бельгии десятилетнее освобождение от налога (правда, не всегда полное) применяется для стимулирования малых венчурных фирм. Здесь же на шесть лет освобождаются от корпорационного налога те компании, которые добиваются роста производительности труда при одновременном увеличении занятости и улучшении использования производственных мощностей.
Среди распространенных налоговых льгот- уменьшение ставок налога на прибыль для среднего и мелкого предпринимательства. Специфика указанной льготы в том, что она редко открыто объявляется налоговой льготой''. Обычно пониженные ставки налога на прибыль вводятся в виде самостоятельного направления налоговой политики, что отчасти служит обходным маневром против политики уменьшения налоговых льгот. В США, например, на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога (ныне 35%), для средних и мелких корпораций используются две более низкие ставки - 15 и 25%. В Англии выделяется специальная пониженная ставка корпорационного налога на мелкое предпринимательство в 25%. Пониженные ставки налога на прибыль для мелкого и отчасти среднего предпринимательства используются и во многих других развитых странах.
Анализ льгот по налогообложению прибыли показывает наличие больших различий между странами. Но при всем этом разнообразии четко прослеживается одна закономерность: снижение налоговых льгот с 1980-х годов не привело к принципиальному демонтажу их системы. Продолжает сохраняться система льгот, обеспечивающая прежде всего эффективное функционирование механизмов налогового стимулирования научно-технического развития (независимо от вида льгот, используемых той или иной страной.
Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Об этом свидетельствуют оценки, полученные японскими экспертами для начала 1990-х годов. По этим оценкам, льготы уменьшают общую станку налога на прибыль в США с 40% до 32%;, в Англии - с 33% до 24,6% (то есть на 20% и 25% соответственно). Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая по сути является налогом на капитал, составляет 53%; при вычете налоговых льгот она снижается до 44,4%, то есть примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога
на прибыль примерно до 43%.
В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно - стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими решающими налогами, как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.
Для правильного понимания показателей таблицы необходимо определить, насколько точно данные по налогу на прибыль отражают поступление (или непоступление) всех налоговых изъятий из прибыли.
С этой целью требуется прежде всего установить возможности укрытия прибыли от налогов. Существует множество способов подобных укрытий: использование налоговых льгот к той части прибыли, которая не подпадает под эти льготы; завышение издержек производства; манипуляция с формами собственности; использование страновых различий в налогообложении, особенно огромных налоговых льгот в так называемых оффшорных зонах и др. Однако в результате смягчения фискальной направленности налогообложения прибыли и развития налоговых служб сегодня укрытие прибыли от налогов не превышает 10-15% налога на прибыль, то есть составляет относительно умеренную величину (особенно с учетом того, что суммарное укрытие от всех налогов оценивается в 15-20%)13. Следовательно, фактор укрытия прибылей от налогов не может влиять на выводы, связанные с анализом данных таблицы 2.
Другая проблема в том, что в таблице не учтены некоторые другие налоги, прежде всего налоги на имущество компаний. А ведь практически во всех развитых странах действует, как правило, либо один, либо большее число поимущественных налогов.
Страна | Налог на прибыль | Подоходный налог | Налоги на потребление |
---|---|---|---|
Франция | 3,4 | 13,8 | 26,8 |
Германия | 4,1 | 28,0 | 26,8 |
Италия | 11,6 | 27,1 | 26,9 |
Великобритания | 7,7 | 28,4 | 34,4 |
США | 7,0 | 36,2 | 7,3 |
Канада | 7,1 | 41,0 | 14,2 |
Япония | 20,3 | 25,4 | 5,1 |
В среднем | 6,6 | 31,4 | 28,3 |
Наиболее значимые из них - налог на чистое богатство предпринимательства (движимое и недвижимое имущество компаний) и налог лишь на недвижимое имущество. Правда, усиление нынешнего налогообложения прибыли компаний с помощью поимущественных налогов не надо переоценивать. По косвенным оценкам, эти налоги увеличивают изъятия по сравнению с собственно налогами на прибыль примерно в 1,1-1,3 раза14. Очевидно, что учет такой умеренной повышательной корректировки (в среднем соответствующей уменьшению налогообложения прибыли с помощью различных льгот) не меняет кардинальных выводов.
Налогообложение прибыли составляет незначительную часть в выполнении фискальной функции во всех развитых странах. Практика последних десятилетий свидетельствует, что налоговая политика, при которой в распоряжении компаний остается 60-70% их прибыли (а в отдельных странах, например в Италии - не менее
50%), стала устойчивым и действенным стимулом научно-технической и инвестиционной деятельности.
Единственное исключение представляет Япония. Здесь главенство фискального начала в налогообложении прибыли проявляется и в высоких ставках соответствующих налогов, относительно малом значении налоговых льгот и существенной доле налоговых поступлений от прибыли (около 1/5). Причина - в использовании Японией более активной промышленной политики, включая и административные методы, что нейтрализует отрицательное влияние чрезмерного налогообложения прибыли.
Альтернативными источниками налоговых поступлений служат косвенные налоги на потребление и индивидуальный подоходный налог, что стало возможным в условиях устойчивого роста жизненного уровня населения в последние десятилетия. В этой общей картине видны два отклонения.
Одно из них характерно для США и Канады. В обеих странах при высокой доле индивидуального подоходного налога в общих налоговых поступлениях доля налогов на потребление весьма умеренна. В США вообще отсутствует налог на добавленную стоимость, а в Канаде он занимает относительно скромное место. o Другое отклонение характерно для Франции и Греции. Здесь основная фискальная нагрузка падает на налоги на потребление, в то время как налогу на прибыль и индивидуальному подоходному налогу принадлежит более скромное место.
В решении своих фискальных задач многие развитые страны ориентируются на такой косвенный налог, как акцизы, а ряд стран (США, Канада, Англия, Франция и некоторые другие) на налоги с физических лиц.