Главная страница ДонНТУ // Страница магистров ДонНТУ // Поисковая система ДонНТУ //
На главную страницу


Диссертация // Библиотека // Ссылки // Результаты поиска в Internet

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Волковская Елена Алексеевна

Донецкий национальный технический университет

Кафедра “Экономики и маркетинга”

e-mail: lena_oficersky@ukr.net

Abstract

Volkovskaya Elena

Theme: “Expenses management of earning living enterprise.

Given article is directed on revealing the paramount questions in the field of expenses management. For this is analysed scientific literature on the given subject and chosen three approaches in its consideration:

1. From positions of traditional economic theory.

2. From standpoints of accounting.

3. From standpoints of management.

This has allowed to define an object, directions of study for deciding the concrete problems.

Управление затратами – это целый набор методик, процессов и конкретных процедур по управлению ресурсами организации. [8.111]

Данную тему можно рассматривать с нескольких позиций, с точки зрения традиционной экономической теории, с точки зрения бухгалтерского учёта, с точки зрения менеджмента.

Конечно, для осуществления эффективного управления затратами необходим комплексный подход к этому вопросу. Однако, как показывает практика, синтез знаний лучше осуществлять исходя из конкретных практических условий, задачей и целей организации. Построение же теоретических основ требует определённого разграничения в подходах. Это легко объяснить, например, делением затрат на бухгалтерские и экономические.

Под бухгалтерскими понимают фактические затраты факторов производства, приобретенных по рыночным ценам. Под экономическими понимают “затраты упущенных возможностей”, т.е. сумму денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов. [6.15]

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что с бухгалтерской точки зрения необходимо минимизировать фактические затраты, а экономический подход будет требовать поиска наиболее выгодного распределения ресурсов. И невозможно с полной уверенностью определить наиболее правильный вариант решения задачи, так как в обоих случаях присутствует рациональное зерно.

Традиционно принято рассматривать процесс управления затратами с их определения и классификации. Ниже приведены наиболее распространённые определения затрат.

Затраты - это расходы, которые несёт предприятие в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности. [2.]

Затраты – ресурсы, потребляемые в ходе деятельности предприятия. [3.]

Многие экономисты приравнивают затраты к издержкам.

Издержки производства – затраты труда и капитала на производство товара.

С их точки зрения затраты – это ресурсы, потребляемые в ходе деятельности предприятия. Их подразделяют, в первую очередь, на постоянные и переменные.

Постоянные затраты (издержки) - затраты, имеющие место вне зависимости от объема производства (затраты на содержание зданий, административного аппарата). [1]

Переменные затраты (издержки) – затраты, непосредственно связанные с объёмом производства, изменяющиеся в зависимости от объема, например, затраты на сырье, полуфабрикаты, оплату труда. [1]

Такое деление затрат можно рассматривать исходя из того, что объём постоянных затрат в краткосрочном периоде будет постоянным, а переменные затраты могут изменяться, т.е. именно эти затраты будут важны для нас, так как ими можно оперативно управлять. Однако в экономической литературе обоснование такой классификации исходит прежде всего из влияния этих затрат на объём производства. Причём переменные затраты являются постоянными на единицу продукции, а постоянные на весь объём продукции – переменными на единицу продукции. Однако поведение переменных так же, как постоянных затрат, с изменением объёма производства, не так однозначно, как может показаться. Например, затраты на основные материалы при одном объёме закупки будут приобретены по одной цене, а при другом, более высоком объёме закупки, возможно более низкой, так как будет действовать система скидок. [6.19] И с этой точки зрения не затраты будут влиять на объём производства, а объём производства на предприятии может служить одним из методов управления затратами.

Затраты предприятия, связанные с выпуском продукции, характеризуют её себестоимость. Данный показатель является синтетическим и в нём находят отражение различные стороны производственно-финансовой деятельности предприятия.

Однако, не следует забывать о том, что в себестоимость входят не все затраты предприятия. Так, например, не включаются административные расходы, расходы на сбыт.

Деление затрат на постоянные и переменные, а также выделение общих, средних и предельных затрат не позволяет осуществить необходимый для предприятия анализ себестоимости продукции.

Именно в этом вопросе возникает необходимость применения бухгалтерского подхода. В методических рекомендациях по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утверждённых приказом Государственного комитета промышленной политики Украины от 2 февраля 2001г. № 47, приведена следующая классификация расходов предприятия:

Таблица1. Классификация расходов предприятия

Признаки

Расходы

1 По центрам ответственности (по месту возникновения расходов)

Расходы производства, цеха, участка, технологического передела, службы

2 По видам продукции, работ, услуг

Расходы на изделия, типовые представители изделий, группы однородных изделий, одноразовые заказы, полуфабрикаты, валовую, товарную, реализованную продукцию

3 По единству состава (однородности) расходов

Одноэлементные, комплексные

4 По видам расходов

Расходы по экономическим элементам, расходы по статьям калькуляции

5 По способам перенесения стоимости на продукцию

Прямые, непрямые

6 По степени влияния объёма производства на уровень расходов

Переменные, постоянные

7 По календарным периодам

Текущие, долгосрочные, одноразовые

8 По целесообразности расходования

Продуктивные, непродуктивные

9 По определению отношения к себестоимости продукции

Расходы на продукцию, расходы периода

С точки зрения анализа себестоимости продукции важна классификация затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Расходы операционной деятельности группируются по следующим экономическим элементам [9.8]:

Группировка расходов, связанная с производством продукции, осуществляется по следующим статьям калькуляции [9.66]:

Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.).

Целью анализа себестоимости является оценка фактической величины затрат за отчётный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии издержек и уменьшения себестоимости в расчёте на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и перспективе.

Калькулирование себестоимости важный вопрос в системе учёта затрат. Используя различные методы калькулирования себестоимости продукции можно добиться её снижения. Такую возможность в зарубежной практике открывает система учёта и анализа расходов “директ-костинг”. [4] Данная система базируется на чётком распределении расходов на переменные и постоянные, а также на соответственном отношении к ним. В себестоимость продукции включаются только переменные расходы, а постоянные учитываются отдельно и списываются непосредственно на результаты деятельности предприятия. Путём сравнения выручки от реализации продукции с суммой переменных расходов на её производство и сбыт определяется маржинальный доход, величина которого должна покрыть сумму постоянных издержек и дать определённую прибыль предприятию. Данная система позволяет определить наиболее рентабельную продукцию. Считается, что постоянные расходы слабо связаны с себестоимостью отдельных видов продукции и распределение этих расходов пропорционально условным базам приводят к существенному искажению себестоимости и следовательно недостоверному определению рентабельности продукции. Таким образом, использование в учёте системы “директ-костинг” позволяет решить следующие задачи:

С точки зрения менеджмента процесс управления затратами будет опираться на построение такой организационной структуры, при которой будут исключены “лишние” затраты. Такую структуру можно для наглядности сравнить с часовым механизмом, где нет лишних деталей, и каждая деталь выполняет строго свою функцию.

В настоящее время в рамках определённых экономических концепций существенно расширено понятие издержек, а следовательно и затрат. Новая институциональная теория выдвигает на первый план трансакционные издержки. В соответствии с одной из их классификаций выделяют:

По сути дела формируется новый подход к рассмотрению экономики в целом. Однако единой теории в этом направлении не сформировано, что открывает обширные возможности для новых научных исследований.

Таким образом, управление затратами промышленного предприятия является отдельной отраслью экономической науки. Здесь можно сформировать ряд задач и проблем, например таких как:

 

Список используемой литературы

1. Анализ прибыльности продукции. Не всё то золото, что блестит. - М.: Дело. - 1996. - 168 с.98.

2. Бланк А. Б. – Стратегия и тактика управления финансами. – М. – 19

3. Борисов А. Б. – Большой экономический словарь. – М. – 1999.

4. Гнилицкая Л. Принятие управленческих решений на основе учёта информации системы “директ-костинг” // Бух. Учёт и аудит. – 1999.-№3.-с. 24-26.

5.Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М. –1999.

6. Котляров С. А. Управление затратами. – СПб: Питер. – 2001. – 160с.

7. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М. –1999.

8. Райс-Джонстон У. Тактический менеджмент. Методы управления в меняющемся мире. – С-П. – 2001.

9. Себестоимость продукции: нормативная база. // Приложение к газете “Налоги и бухгалтерский учёт”. - №7 (61)

 


http://publ.donntu.ru

[Главная страница ДонНТУ] [Страница магистров ДонНТУ] [Поисковая система ДонНТУ]
[На главную страницу]

[Диссертация] [Библиотека] [Статья] [Ссылки] [Результаты поиска в Internet]