Биография Диссертация Библиотека Перечень ссылок Отчет о поиске |
ИЛЬТНЕР АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧБиблиотека
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Варшавский И.Л., Малов Р.В. Глава II
|
Рис. 9. Газоанализатор ТГ-5 |
В случае концентрации в газовой смеси окиси углерода в количествах, составляющих проценты по объему, для определения содержания в ней СО ГОСТ 5439-56 предусмотрен прибор модели ВТИ-2. Анализ при помощи этого прибора позволяет кроме окиси углерода определить раздельные концентрации в смеси газов кислорода, азота, метана, суммарные концентрации углекислого газа, сернистого газа, сероводорода и других кислотных газов, а также непредельных углеводородов (СnНm), водорода в сумме с предельными углеводородами (СnН2m+2).
Принцип действия прибора основан на избирательном поглощении жидкими веществами отдельных 'Компонентов газов. Определенный объем газа прокачивается через жидкий поглотитель. Отдельный компонент его поглощается. По изменению объема газа судят о содержании в смеси этого компонента.
При определении содержания водорода в сумме с предельными углеводородами и метана газ дополнительно сжигают над окисью меди.
Точность прибора при определении методом поглощения (на содержание кислотных газов, СnНm, О2)-0,2%, а при анализе методом сжигания (на содержание Н2, СnН2m+2, метана ОН4)-0,3%.
Работа на приборе требует определенной квалификации лаборанта.
В последнее время в лабораторной практике появились автоматические и полуавтоматические самозаписывающие приборы газового анализа. К их числу в первую очередь следует отнести хроматографы и оптико-акустические газоанализаторы. Некоторые приборы включают элементы электроники. В практике они в большинстве случаев употребляются пока в специализированных лабораториях.
Анализ проб газа на содержание в них сажи, различных твердых веществ производят следующим образом. Определенный объем газа пропускают через бумажный или изготовленный из специального материала фильтр, зажатый в патроне. Часто используют абсолютный фильтр марки БФ, называемый также фильтром Петрякова. При высоких температурах отработавших газов материалом фильтра может служить высокотемпературное ультратонкое стекловолокно. Твердые частицы задерживаются на фильтре.
Материал фильтра темнеет. Степень потемнения фильтра сравнивают со стандартной шкалой, по которой судят о содержании твердых частиц в газе. Этот метод носит название метода Боша.
Химическим путем из материала фильтра могут извлекаться задерживаемые в нем компоненты. Тогда анализ дает точное содержание исследуемого вещества в газе. В частности, этим методом определяют содержание в отработавших газах канцерогенных веществ, находящихся в жидком и твердом состояниях.
Другим методом косвенного определения содержания твердых частиц в газе является метод Хартриджа. По этому методу определяется дымность отработавших газов. Сущность его заключается в том, что определенный объем газа просвечивается световым лучом. Естественно, что часть светового потока задерживается взвешенными в газе частицами и не попадает на регистрирующий элемент. По разности излучаемого светового потока и регистрируемого на приборе судят о дымности отработавших газов и косвенно о содержании взвешенных в газе частиц.
На рис. 10 дано сравнение единиц Боша и Хартриджа. Так как при помощи приборов Боша измеряют действительное количество взвешенных в газе частиц, а при помощи приборов Хартриджа оптическую плотность определенного объема аэрозоли, только частично зависящей от дисперсной фазы, то при переводе одних единиц в другие наблюдается большой разброс. Этим объясняется замена кривой в нижней части рисунка областью.
Для карбюраторных двигателей повсеместно принята необходимость нормирования содержания в отработавших газах окиси углерода. Нормирование 'выделения углеводородов принято в США, где также предполагается ввести ограничение и на окислы азота.
В Европе в качестве дополнительной контрольной цифры к данным по СО определяется выделение углеводородов.
Для дизельных двигателей вводятся нормы пока только на содержание сажи в отработавших газах.
В основу нормирования положен так называемый "ездовой цикл". Автомобиль последовательно работает на всех режимах, предусмотренных циклом. В процессе работы отбирают пробы отработавшего газа и анализируют на содержание в них нормируемых компонентов. Данные анализа усредняют, пересчитывают по специальным формулам и делают вывод о качестве автомобиля с точки зрения токсичности отработавших газов его двигателя.
Ездовые циклы разрабатывают на основе исследовании условии движения в городах.
Различают два типа ездовых циклов: американский и европейский. Американский ездовой цикл (семикратное повторение семирежимного цикла, общее время испытаний автомобиля- 15 мин) приведен в табл. 3, а европейский ездовой цикл (четырехкратное повторение двадцатишестирежимного цикла, общее время испытаний автомобиля - 13 мин) приведен в табл. 4.
Рис. 10. Сравнение показаний шкал Боша и Картриджа
Для автомобилей, эксплуатирующихся в городах СССР, ЛАНЭ разработал свой ездовой цикл, учитывающий специфику городского транспорта. Этот цикл в настоящее время всесторонне изучается. Существуют специальные ездовые циклы для автомобилей, используемых на открытых карьерных горных разработках, в подземных рудниках и тоннелях и т. д.
Все испытания проводятся на специальных стендах с беговыми барабанами. В СССР первый такой стенд создан ЛАНЭ при первом автомобильном комбинате Главмосавтотранса.
Общий вид одного in сажсмсроп представлен на рис. 13. Сажемер состоит из двух основных частей: гофрированного баллона-насоса н фильтра-патрона. Перед началом анализа прибор подготавливают к работе. С этой целью нажимают на рукоятку п сжимают гофрированный металлический баллон-насос, оставляя его в этом положении при помощи защелки.
В фильтр-патрон закладывают абсолютный фильтр марки БФ.
Рис. 13 Переносный прибор конструкции ЛАНЭ для определения содержания сажи в отработавших газах | Рис. 14. Указывающий прибор сажемера ЛАНЭ 35/300 |
Анализ заключается в следующем: в выпускной трубопровод вводят газозаборник и освобождают защелку. Баллон-насос, разжимаясь, просасывает через фильтр с определенной скоростью 300 см? отработавшего газа. Все частички сажи оседают на поверхности фильтра. Он темнеет.
Фильтр извлекают из фильтра-патрона п сравнивают степень потемнения с эталонной шкалой.
Усовершенствованный сажемер ЛАНЭ 35/300 также переносный. От рассмотренного выше он отличается тем, что процесс определения количества сажи, осевшей на фильтре, проводится при помощи специального прибора (рис. 14). С этой целью в прибор включен фотоэлемент, позволяющий степень потемнении фильтра связать с величиной фототока, регистрируемого миллиамперметром. Шкалу прибора градуируют в этом случае гак, чтобы по ней сразу можно было читать сколько сажи содержится в одном кубометре отработавших газов. Характеристика прибора и ее сравнение с характеристикой немецкого прибора Bosch EFAW-78 дана в табл. 5.
Параметры | Прибор ЛАНЭ 35/300 | Прибор Bosh EFAW-78 |
Класс точности | 1,5 | 2,0 |
Вес комплекта, кг | 5.0 | 12.0 |
Объем пробы газа, см3 | 300 | 330 |
Рабочий диаметр фильтра, см | 2,0 | 3,3 |
Время отбора пробы, сек | 3,5 | 1,5 |
Фильтрующий материал | Ткань БФ или ФПА-15 èз ультратонких волокон ацетилцеллюлозы | Фильтровальная бумага |
Коэффициент проскока по дизельной саже, % | 0,0 | 30,0 |
Допустимая рабочая темпеpaтуpa фильтра, 0С | до 150 | до 50 |
Назад | Начало | Вперед |
Варшавский И.Л., Малов Р.В. Как обезвредить отработавшие газы автомобилей. - Изд-во "Транспорт", 1968 - 128с.
|Биография| Диссертация | | Библиотека | | Перечень ссылок | | Отчет о поиске |