Стремительное развитие человеческой цивилизации в двадцатом веке, вознесшее возможности человека на не достижимую ранее высоту, в то же время характеризуется рядом тревожных тенденций. К ним относятся: возрастание численности населения, повышение температуры, падение уровня грунтовых вод, сокращение посевных площадей на душу населения, упадок рыболовства, уменьшение площадей лесов, потеря растительных и животных видов. В конце 60-х годов
Римским клубом было проведено исследование ближайших и отдаленных последствий крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития. Результаты исследования были опубликованы в 1972 г. в первом докладе под названием “Пределы роста”. Авторы доклада пришли к выводу, что если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, то в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства. В то же время, можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. В дальнейшем эта идея получила распространение в концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие базируется на идее, что качество жизни людей и состояние общества находятся под воздействием совокупности экономических, социальных и экологических факторов. Осознание взаимосвязи этих факторов позволит принимать правильные решения при разработке стратегий развития. Рассматривать проблемы нужно с учетом комплексной взаимосвязи различных сфер деятельности.
После беспрецедентной международной встречи в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на которой представителями более чем 170 государств была выработана стратегия развития человечества на 21 век ("
Повестка дня - 21 век"), инициатива Рио была подхвачена местными и региональными органами власти, и возникло понятие
Местная повестка 21. К концу 2001 года около 1300 местных и региональных органов власти из 38 европейских стран одобрили
Ольборгскую Хартию и присоединились к
Европейской Кампании городов устойчивого развития. В этой хартии говорится о том, что города – это тот наименьший масштаб, на котором проблемы социального, экологического, экономического характера могут найти конструктивное целостное решение. Устойчивость городов – это созидательный процесс, направленный на поиск равновесия и сбалансированности развития, который распространяется на все сферы принятия решений на локальном уровне. Этот процесс обеспечивает городским властям непрерывную обратную связь, показывая, какие виды деятельности ведут к сбалансированности городского развития, а какие, наоборот, препятствуют этому.
Город Донецк, подписав в 2000 году Ольборгскую Хартию, стал участником Европейской Кампании городов Устойчивого Развития и подтвердил свою приверженность идее устойчивого развития. Однако между декларацией намерения следовать курсу устойчивого развития до практических действий в этом направлении стоит ряд препятствий, которые необходимо преодолеть. В частности, необходимо выработать стратегию городского развития, в рамках которой можно разрабатывать и выполнять программы развития города. Только имея перед собой четкую цель и определенные задачи, муниципальная власть сможет принимать верные решения, учитывающие различные социальные, экологические и экономические аспекты. 9-11 июня 2004 года состоялась Четвертая Европейская Конференция Устойчивых Городов,
Ольборг+10, на которой представители 110 муниципалитетов, в том числе и Донецка, подписали
Ольборгские Обязательства, призванные помочь городам достичь устойчивого развития. Этот документ по сути подтверждает ответственность местной власти в обеспечении устойчивого развития городов и предлагает конкретные приоритеты и направления деятельности.
В своей работе я хочу проанализировать систему управления развитием города Донецка, особое внимание уделив ее экологической составляющей, оценить ее соответствие тем принципам, которые заложены в вышеупомянутых подписанных городом Донецком документах, и выработать концепцию экологической политики города. К примеру, такие программы городского развития, как «Транспорт города», «Донецк – город без окраин», «Программа охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности Донецка на 2002-2005 годы» и другие содержат положения, которые прекрасно вписываются в концепцию устойчивого развития. В то же время, существует потребность выработать единую стратегию городского развития, в рамках которой можно было бы уверенно принимать полезные для города решения с учетом всех социальных, экологических и экономических аспектов.