"...Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представляли свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них было сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй - что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.
Приходится признать, что ни одна их этих сводок никуда не годится.
Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нёс трость с набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом - иностранец..."

Так автор описывает Воланда в самом начале романа. Это описание, на мой взгляд, похоже на черновой набросок художника, когда он впервые видит свою модель. Чем больше времени длится их совместная работа, тем более чётко вырисовываются отдельные черты, незаметные при первом знакомстве. Так же и Булгаков дал вначале лишь краткое описание внешности Воланда, а далее стал наделять его более разборчивыми характеристиками. И что же получилось? Он представляется в роли весьма образованного собеседника, со словами которого весьма трудно поспорить ввиду их логичности:

"... - Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и вообще распорядком на земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишён возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?..."

"...Ты произнёс свои слова так, будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ..."

Далее дано более красочное описание Воланда. Что касается внешности, то ничего особо нового здесь не сообщается, однако создаётся впечатление, что видишь его собственными глазами:

"...сидел тот, кого ещё совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати.
Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар..."

А в самом конце романа изображение теряет свою чёткость и появляется ощущение сна. Как будто ничего не видишь, но знаешь, что это на самом деле такое. Хочется присмотреться, кажется, что если напрячь зрение, можно увидеть всё чётко. Но стоит попробовать - и изображение может пропасть:

"...Воланд летел тоже в своём настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звёзд..."

"Мастер И Маргарита" - первое литературное произведение, в котором, как мне кажется, наиболее точно описано то, что все привыкли называть Злом, Дьяволом, Сатаной и так далее. Ведь на самом деле не существует абсолютного зла или абсолютного добра. Между ними нет грани, это - одно целое. Но это моя теория... Булгаков же наделил Воланда теорией,

"...согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие...
...- Я пью ваше здоровье, господа, - негромко сказал Воланд и, подняв чашу, прикоснулся к ней губами..."

И, наконец, фраза, которую я считаю последним штрихом к портрету Воланда:

"...Всё будет правильно - на этом построен мир...

На главную
Ещё цитаты