Донецкий Национальный Технический Университет (Дон НТУ)

Главная страница ДонНТУ
Страница магистров ДонНТУ
Страница поиска ДонНТУ
ENGLISH
УКРАЇНСЬКА
РУССКИЙ

Управление качеством в условиях современного предприятия
(автореферат диссертации)


...Брать с собой вещи, которые безупречно добротны,
Ибо так как добротность обеспечит доверие к вашим товарам,
Которое вырастает со временем, так и обманный или поддельный товар
Навлечет на вас и на все ваши товары презрение и дурную славу...
(Р.Гаклют, 1553-1616 г.г.)

Обоснование темы и её актуальность

Успех любой организации в значительной мере определяется качеством и стоимостью предоставляемых товаров или услуг. Для того, чтобы добиться эффективной работы, организация должна обеспечить конкурентоспособное качество и конкурентоспособные цены своих товаров и услуг. Качество - это относительный термин, имеющий разный смысл для разных людей. Качество можно рассматривать с позиции характеристики производственного процесса, продукта или услуги и требований потребителя.

Систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием развития экономики и конкурентоспособности фирмы. В рыночных условиях между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость, они дополняют друг друга.

Ведущие фирмы с мировым именем строят свою политику в конкурентной борьбе на "индустриализации", основанной на комплексном управлении качеством [1], а критерием производительности фирмы служит не увеличение объема производства, а расширение выпуска продукции широкого качества. Качество продукции практически стало критерием надежности партнера - основного условия успешного бизнеса.

Качество - это совокупность свойств продукции, услуги или процесса, обуславливающих их способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением.

Требуемое качество продукции или услуг может быть обеспечено, если они обладают определенными свойствами. Эти свойства характеризуются параметрами, признаками и условными характеристиками качества. Качество рождается на основе научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создается при изготовлении, проявляется и реализуется в процессе эксплуатации и потребления.

Качество нельзя ограничить совокупностью характеристик продукции, определяемых самим производителем. В настоящее время понятие "качество" существенно расширено и наряду с физическими характеристиками в него включают всю совокупность свойств, признанных способствовать удовлетворению потребностей покупателя.

Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятия - его рентабельность, долю на рынке, перспективы производства. Но степень этого влияния в большой степени зависит от того, как определена очередность внедрения мероприятий по улучшению качества.

Управление качеством продукции - это комплекс мероприятий, осуществляемых в процессе создания и эксплуатации готовой продукции с целью установления, обеспечения и поддержания требуемого уровня качества.[2]

"Качество не является приоритетом конструкторско-технологического отдела, производства и обслуживающих подразделений, отдела маркетинга и административного персонала. Качество - это поистине дело всех и каждого", - кредо всемирно известной компании IBM.

Обзор состояния темы

Конечной целью управления качеством является выпуск высококачественной продукции, способной удовлетворять запросы потребителей.

Процессы управления качеством в общем виде можно подразделить на две группы:

    -Поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.
    -Переводящие систему производства на более высокий уровень, то есть обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества.

Все функции управления как процесса (планирование, организация, мотивация и контроль - основные функции; коммуникации и принятие решений - связующие функции) присущи и управлению качеством продукции.

Механизм управления качеством продукции включает в себя:

    -Определение плана (заданного уровня качества), разработку программы управления, планирование повышения качества продукции.
    -Организацию выполнения этого плана (получение и анализ информации о состоянии любого изделия или процесса, влияющего на качество продукции; принятие решения по управлению качеством; выдача управляющих воздействий).
    -Побуждение исполнителей к выполнению планов и принятых решений по качеству.
    -Получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющими воздействиями.[3]

Система управления качеством продукции включает следующие функции:

    - Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
    - Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
    - Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
    - Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

В 1987 году Международной организацией по стандартизации (ИСО/ISO) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

    - ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
    - ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
    - ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
    - ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
    - ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".[4]





ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ


Таким образом, система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.[5]

Система управления качеством включает:

    - Задачи руководства (политика в области качества, организация).
    - Система документации и планирования.
    - Документация требований и их выполнимость.
    - Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).
    - Качество во время закупок (документация, контроль).
    - Обозначение изделий и возможность их контроля.
    - Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
    - Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
    - Контроль за испытательными средствами.
    - Корректирующие мероприятия.
    - Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
    - Документирование качества.
    - Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
    - Обучение.
    - Применение статистических методов.
    - Анализ качества и систем принимаемых мер.[6]

Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, качество продукции закладывается в конструкторской и технологической документации, и та, и другая должны соответствующим образом оцениваться.[7]

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Отметим, что на предприятиях электронной промышленности из-за миниатюрных размеров изделий часто брак исправить вообще невозможно. Поэтому современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепциями "Регулирование качества" и "Ноль дефектов".

Под планом статистического контроля понимают систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и условия, при которых партию следует примять, забраковать или продолжить контроль.[8]

Стремление Украины к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.

Нерешенные вопросы рассматриваемой темы

Современная ситуация на международном рынке предъявляет высокие требования к качеству продаваемых товаров. Поэтому для того чтобы товар был конкурентоспособным, производителю требуется постоянно повышать характеристики и свойства выпускаемой продукции.

Одним из методов, внедряемых на предприятиях Украины, является японский подход к управлению качеством.

Японский подход заключается в том, чтобы в изучении, развитии и реализации методов управления качеством участвовали все подразделения и все работники фирмы. Японский метод предусматривает всеобщее участие в управлении качеством. С этой целью, в частности, предусмотрено постоянное и целеустремленное обучение рабочего персонала, широко распространено и поощряется движение кружков качества.[9]

Также много спорных вопросов возникает при выборе программы по управлению качеством. Некоторые фирмы используют готовые (как бы типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их. Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно. В Германии, например, небольшие фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа "ноль дефектов".

Отрицая реальное воплощение в жизнь принцип "ноль дефектов" и разрабатывая свои собственные программы, фирмы все же опираются на те принципы, которые можно считать общепринятыми в управлении качеством продукции. Основные из них - это учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников (принцип "эстафетной палочки"), наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений.[10]

Всё это необходимо учитывать и в той или иной степени внедрять на современных производственных предприятиях Украины.

Научная новизна работы. Методы и средства

Процесс управления качеством можно осуществить в три этапа.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять следующим требованиям:

    9001 - требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.
    9002 - требования к системе организации производства.
    9003 - требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако, сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. Этот этап наиболее актуален в условиях современного предприятия.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей. Здесь немаловажными являются вопросы маркетинга (исследование рынка, жизненный цикл товара)[11]

Практическая ценность работы

Стремление украинских предприятий к соответствию мировому уровню качества продукции, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства. Практическая ценность работы заключается в рассмотрении спорных вопросов в сфере управления качеством в условиях современного производственного предприятия, так как наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.

Обзор состояния темы

Перейдя к рыночной экономике, Украинским предприятиям необходимо формировать новый подход к решению проблемы качества. В настоящие время, одной из серьезных проблем в этой области является создание систем качества на предприятиях, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособной продукции и открывающих доступ на международный рынок.

В связи с эти данный вопрос является не только актуальным, но и весьма широко рассматриваемым как в печатных изданиях, так и в Internet. Однако, необходимо отметить, что крайне мало внимания уделяется внедрению новых систем, методов и концепций по управлению качеством на современных предприятиях Украины.

Основные материалы исследования

Исследование вопросов управления качеством целесообразно проводить на основе схемы Исикавы, используемых при определении факторов, влияющих на какой-либо результативный показатель, характеризующий качество.

Также немаловажной является контрольная карта, представляющая собой процедуру, которая накапливает информацию для использования при принятии решений. Она разработана американским статистиком И.Пейджем в 1954 году. Для исследования, таким образом, необходима соответствующая статистическая, учетная и аналитическая информация с предприятий.

Выводы по работе

При рассмотрении вопросов управления качеством следует отметить, что успех любой организации в значительной мере определяется качеством и стоимостью предоставляемых товаров или услуг. Систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием развития экономики и конкурентоспособности фирмы. Качество рождается на основе научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создается при изготовлении, проявляется и реализуется в процессе эксплуатации и потребления. Качество нельзя ограничить совокупностью характеристик продукции, определяемых самим производителем. Современная ситуация на международном рынке предъявляет высокие требования к качеству продаваемых товаров. Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям международных стандартов ИСО. Также необходимо уделять большее внимание внедрению новых систем, методов и концепций по управлению качеством на современных предприятиях Украины.

Перспективы исследований

С учетом постоянного повышения роли управления качеством в современной экономической системе степень исследованности данного вопроса растет, что позволит в ближайшем будущем внедрять на украинских производственных предприятиях не только уже сложившиеся системы по управлению качеством, а и разработанные новые методы и концепции, учитывающие особенности украинской экономики и менеджмента.

Перечень ссылок

    1. Качество и управление / под редакцией И.В.Лепникова. - М.: ИНФРА-М, 1999
    2. http://www.standard.ru/public/publications-txt1.phtml
    3. М.В.Дробуш. Управление качеством. - Х.: Основа, 2001
    4. http://www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook.shtml
    5. Р.Лекнова. Производственный менеджмент. - Х.: Одиссей, 2002
    6. К.Исикава. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1998
    7. http://www.akdi.ru/avt-upr/upr_upr/aris-iso.htm
    8. http://www.cadmaster.ru/articles/15_technologisc_and_iso9000.cfm
    9. С.Ф.Поважный, И.Ю.Рудницкий, И.Н.Михайлов. Менеджмент качества. - Донецк, 1997
    10. Г.Д.Крылова. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Издательство стандартов, 2001
    11. Декрет Кабинета министров Украины №289 "О стандартизации и сертификации" / Ведомости верховного совета. - 1993. - №27

Вопросы по курсуБиблиотекаСсылки
Вернуться на начало страницы