[главная] [магистерская работа] [электронная библиотека] [ ссылки] [ результаты поиска]


Проявин А.В., Ярым-Агаев А.Н.

АНАЛИЗ РЫНКА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В УКРАИНЕ

Успешная экономическая деятельность любого предприятия или организации в современных условиях все больше зависит от объема и качества получаемой информации.

Практической и наиболее реальной основой для удовлетворения большинства информационных потребностей может служить развитая сеть отечественных систем и каналов связи.

В настоящее время в области связи наиболее динамичным является рынок средств сотовой связи, который продолжает свое интенсивное развитие.

Отрасль сотовой мобильной связи за 2000 год получила доход 1231 тыс. гривен от предоставления населению и организациям услуг связи, что соответствует удельному весу 17,4% от всего дохода отрасли связи, который в свою очередь составил 7077 тыс. гривен . В 2001 году доход отрасли составил уже 2022 тыс. гривен, 22,5% от всего дохода отрасли связи, составившего 8977 тыс. гривен.

В конце 2000 года количество пользователей мобильной связью в Украине превысило 855 тысяч человек (для сравнения: в 1999 году их было только 320 тысяч, а в 1998 году - меньше 140 тысяч). На середину октября 2001 года количество абонентов составило около 1.7 млн. человек, а в середине ноября - около 2 млн. Количество пользователей мобильной связью в Украине к концу июля 2002 года составило 3.06 млн. человек, а к концу ноября того же года - 3.3 млн. человек.

Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой количество мобильных телефонов, приходящихся на 1000 человек, значительно превышает количество мобильных телефонов в Украине. По данным 1999 года в США на тысячу человек приходится 248 мобильных телефонов, а в Японии -309, в Австралии - 344, в Финляндии - 600. В настоящее время обеспеченность ведущих Европейских стран составляет около 600 мобильных телефонов на тысячу, в Украине на конец 2002 года это число равно 71.

На сегодняшний день рынок мобильной связи в Украине можно охарактеризовать как олигополистический. На рынке действуют пять компаний, причем две из них являются общенациональными, а три региональными: UMC, Киевстар GSM, Golden Telecom, DCC, WellCom.

Лидерами среди операторов сотовой связи являются UMC и Киевстар GSM, между ними идет постоянное соперничество относительно количества привлеченных абонентов. В августе 2001 года с разрывом в несколько дней эти два оператора заявили о том, что достигли количества абонентов в 700 тысяч человек. В середине сентября Киевстар констатировал: количество его абонентов превысило 815 тысяч человек. А по некоторым данным, на начало октября Киевстар все же обогнал UMC по количеству абонентов 850 тысяч против 845 тысяч пользователей. В ноябре счет стал 950:900 в пользу Киевстар. В 2002 году количество абонентов Киевстар GSM в конце июля составило 1.5 млн. человек, у UMC - 1.4 млн. человек, к концу ноября количество абонентов Киевстар составило - 1.6 млн. человек, у UMC - 1.5.

Несмотря на меньшее количество абонентов, прибыльность у UMC более высокая: доходы UMC за первое полугодие 2001 года более чем в 3-е превысили доходы Киевстар GSM (при приблизительно одинаковом количестве абонентов) - 592.8 млн. гривен и 195.3 млн. гривен соответственно. А в 2000 году прибыль UMC составила 18 млн. долларов США, в то время как Киевстар GSM понесла убытки в размере 25.3 млн. долларов. К тому же лидерство UMC проявляется в том, что покрытие территории Украины у этого оператора больше (50% территории Украины), нежели у Киевстар GSM (12.7%).

Количество абонентов других операторов в настоящее время составляет: Golden Telecom более 45 тысяч абонентов, "Украинские радиосистемы" (WellCom) около 35 тысяч абонентов, DCC более 80 тысяч человек.

Что касается стоимости услуг операторов сотовой связи, то стоимость одной минуты разговора в настоящее время составляет около 50 центов, что в два раза превышает цены в России и в четыре раза выше цен в США. Это связано с одной стороны с высокой степенью монополизации рынка, а с другой стороны с относительно низким, по сравнению с другими странами, количеством абонентов. Вместе с тем снижение тарифов является важнейшим резервом для привлечения новых абонентов и дальнейшего развития рынка сотовой связи.


Материалы 4 международной научной конференции студентов и молодых ученых"Экономика и маркетинг ХХI века"//г. Донецк, 23-25 мая 2003 года.


[главная] [магистерская работа] [электронная библиотека] [ ссылки] [ результаты поиска]