Full version present only in Russian


[МАГ. РАБОТА]     [ССЫЛКИ]     [БИБЛИОТЕКА]     [ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПОИСКА]        [ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ]


Сигнатулин Максим Витальевич

Тема магистерской работы: "Анализ финансово-экономической эффективности лизинговых операций в международной практике и Украине"

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЗИНГА

 к.т.н., доц. Кузнецов Ф.Н
аспирант Рябцев А.А.

Одна из задач в процессе вывода страны из экономического кризиса – развитие реального сектора экономики. Первоочередной мерой по развитию реального производства (главным образом – стимулированию инвестиционной деятельности в этой сфере) является создание необходимых экономико-правовых условий. Приоритетным направлением становления инвестиционной деятельности в строительной отрасли можно признать лизинг.

С 05.11.98 вступил в силу Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ "О лизинге". Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества, которое может использоваться для предпринимательской деятельности и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Закон объединил и развил нормы, регулирующие гражданско-правовые и организационно-экономические аспекты лизинговой деятельности, содержащиеся в законодательных актах (ГК РФ) и нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ. Следует отметить положения данного Закона, которые являются новацией в регулируемых им правоотношениях.

Закон устанавливает основные формы, типы и виды лизинга. К формам лизинга относятся внутренний лизинг и международный лизинг. Если собственником предмета лизинга, предоставляющим его (лизингодателем), является нерезидент Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

К видам лизинга относятся финансовый, возвратный и оперативный лизинг.

Назначение правового института лизинга, отличного от обычной аренды имущества, обусловило подробную регламентацию Законом состава платежей по договору. Сумма договора состоит из двух частей: инвестиционных затрат (издержек) лизингодателя и предусмотренной договором денежной суммы сверх этих затрат ("вознаграждения"). Инвестиционные затраты, кроме стоимости предмета лизинга, содержат еще десять обязательных для принятия лизингополучателем позиций, в частности налог на имущество, расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами и т.д. Федеральной программой развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 годы, принятой Правительством РФ на основе прогнозов министерств и ведомств, предусмотрено проведение конкретных мероприятий по созданию лизинговых компаний и организации финансирования. Все расчеты по программе выполнены в ценах на 01.07.1995 года, которые приняты в качестве базовых.

Реализация данной программы позволит добиться следующих результатов:

В гражданской промышленности – это создание дополнительных рабочих мест на 1350 тыс. рабочих; поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов от предприятии машиностроительного комплекса и от потребителей машин и оборудования (налог на прибыль, спецналог, налог на имущество, подоходный налог, НДС) составят около 39 трлн. руб. и определялись исходя из: 35% налога на прибыль при уровне рентабельности 10% (7 трлн. руб.); 30% от налога на добавленную стоимость (12 трлн. руб.); 1,5% налога на имущество (2,5 трлн. руб.); 40% подоходного и других налогов, исчисляемых от фонда оплаты труда, составляющего 20% в структуре себестоимости (14 трлн. руб.);

Экономическая эффективность у лизингополучателя, по экспертной оценке, может составить не менее 30 млрд. руб., при уровне рентабельности 15-20%. Привлечение иностранных инвестиций при реализации подпрограммы не планируется.

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности лизинг поможет довести выпуск товарной продукции к 2000 г. до 90 трлн. руб., что превысит уровень 1995 г. в 2 раза, а объем выпуска конкурентоспособной продукции – до $5 млрд. Отказавшись от импорта, обеспечить экономию валютных средств в 2000 г. – порядка $500 млн.

Суммарный объем налогооблагаемой прибыли при реализации подпрограммы лизинга может составить порядка 170 трлн. руб., а отчисления в бюджеты разных уровней могут превысить 60 трлн. руб.

В легкой и текстильной промышленности объем товарной продукции льняной промышленности может увеличиться к 2000 г. против уровня 1995 г. более чем в 4 раза и составит порядка 5100 млрд. руб. Ожидаемые поступления в бюджет от реализации лизинговых проектов в 2000 г. предполагаются в размере 1650 млрд. руб., совершенствование ассортимента льняной продукции и повышение ее качества повысят экспортный потенциал и позволят получить до $150 млн.; обеспечение сохранения порядка 80 тыс. рабочих мест не потребует государственных дотаций на обеспечение занятости в сумме около 1,5 трлн. руб.

В агропромышленном комплексе, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, реализация подпрограммы лизинга позволит увеличить занятость в сельхозмашиностроительном комплексе ориентировочно на 50 тыс. человек и в предприятиях АПК на 8 тыс. человек. Сельхозпродукции может быть произведено дополнительно на 800 млрд. руб.

Замена устаревших машин и оборудования АПК на новые с использованием операций лизинга позволит сократить срок окупаемости до 4-6 лет в зависимости от группы основных фондов против 7-8 лет в настоящее время.

Строительство, всегда являвшееся основой материального производства и развития социально-культурной сферы, требует отдельного рассмотрения. В условиях отсутствия бюджетных средств и резко обострившейся проблемы сбыта новой строительной техники, одним из основных способов активизации инвестиционных процессов в этой отрасли экономики является лизинг. По предварительной оценке, на обновление и техническое перевооружение парка машин в строительстве потребуется в ближайшие 3-4 года 6,8 трлн. руб. инвестиционных ресурсов (с учетом переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.1997 г.).

Подпрограммой развития лизинга в строительстве предусматривается создание в районах сосредоточенного строительства сети региональных лизинговых компаний и единого лизингового банковского консорциума, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием и технологическим автотранспортом, в том числе: в Московской, Тульской, Самарской, Свердловской, Волгоградской и Читинской областях.

Реализация проектов позволит осуществить структурную перестройку производственной базы строительства, а также задействовать производственные мощности и новейшие технологии конверсионных предприятий.

Необходимость развития лизинговой деятельности в строительно-дорожном комплексе обусловлена следующими основными причинами:

Крайне острым является положение с обновлением парка строительных машин и оборудования, автотранспортных средств. В последние годы наметилась угрожающая тенденция к снижению количества реально работающего транспорта на объектах. Обеспечение строительных предприятий техникой по лизингу позволило бы ослабить остроту ситуации.

Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1999-2000 гг. предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие лизинга, в частности создание Фонда содействия развитию лизинга в Российской Федерации для гарантирования кредитования инвестиционных программ и проектов в среде малого предпринимательства, разработка порядка привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов для развития лизинга в малом предпринимательстве.

На сегодняшний день лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. Его широкое распространение на Западе и почин успешного внедрения на российской почве обусловлены тем, что по сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит, ссуда и т.д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ:

Кроме того, приобретение оборудования по лизингу позволяет рентабельным предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу путем оптимизации налоговых отчислений.

Однако, кроме качественной стороны обоснования эффективности лизинга необходимо проанализировать его экономические преимущества и в количественном аспекте. Приступая к рассмотрению конкретных методик необходимо сделать определенные допущения:

В мировой практике при определении чистой текущей стоимости платежей используется следующая формула дисконтирования:

где: NPV – чистая текущая стоимость; FV – будущая стоимость; Е – норматив приведения во времени (норма дисконтирования); T – число лет расчетного периода; t – номер года расчетного периода; k – коэффициент дисконтирования:

Делая экономическую оценку лизинга, следует учитывать, что лизингодатель имеет альтернативу продажи данного оборудования. Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случае подсчитать чистую текущую стоимость. Необходимо учесть:

Для проведения практического сравнения выберем схему организации лизингового процесса в случае прямого лизинга, так как именно последняя из предлагаемых схем взаимодействия сторон лизинговой сделки является наиболее простой и эффективной с точки зрения применения в отечественных условиях, поскольку она в наибольшей мере способствует удешевлению лизинга.

С коммерческой точки зрения лизингодателю нужно ориентироваться на тот максимум, который готов заплатить лизингополучатель. Но, должно учитываться, что у строительной компании есть альтернатива приобрести такое оборудование за счет кредита, полученного в банке. Поэтому стоимость лизинга не должна превышать стоимость аналогичного по срокам банковского коммерческого кредита.

Условиями лизингового соглашения предусматривается, что платежи по лизингу должны осуществляться ежеквартально, их величина неизменна в течение всего срока лизингового соглашения.

Для удобства сравнения лизинга и кредита возьмем кредит банка на два года с ежеквартальной выплатой процентов. Для заемщика с низким рейтингом кредитоспособности, к числу которых относится потенциальный лизингополучатель, ставка по долгосрочному кредиту составляет примерно 23% в квартал.

При покупке, например, автокрана лизингополучатель заплатит:

Спок = Сост + Нд ,

где: Спок – покупная стоимость автокрана, тыс. руб.; Сост – остаточная стоимость автокрана, тыс. руб.; Нд – величина налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет при совершении купли-продажи автокрана, тыс. руб.

В свою очередь, величина Нд составит:

Нд = Сост · П / 100 ,

где: П – ставка налога на добавленную стоимость, %.

Каждый квартал строительная компания будет выплачивать банку следующую сумму:

Пкр = Спок · Р / 100 ,

где: Пкр – ежеквартальная плата за пользование кредитными ресурсами, тыс. руб.; Р – квартальная ставка банка по долгосрочному кредиту, %.

При сравнении вариантов лизинга и кредита следует учитывать следующее:

Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем. В то же время, согласно постановлению Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", затраты па оплату процентов по полученным кредитам банков, связанным с приобретением основных средств и иных внеоборотных активов, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а, следовательно, не уменьшают налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль.

Выбирая лизинг, строительная компания лишается возможности начисления амортизации, которая имела бы место в случае приобретения оборудования в собственность при помощи кредита.

Итак, при исчислении налога на прибыль строительная компания потеряет:

Пакс = Акв · Нпр / 100 ,

где: Акв – сумма амортизационных отчислений на полное восстановление в расчете на один квартал, тыс. руб.; Нпр – ставка налога на прибыль.

В свою очередь, величина Акв может быть рассчитана следующим образом:

Акв = Сост / Тост ,

где: Сост – остаточная стоимость автокрана. тыс. руб.; Тост – остаточный срок службы автокрана, кварталов.

Расчет платежей за дополнительные услуги лизингодателя за квартальный период (Пу) производится по формуле:

Пу = Рк + Ру + Рр + Рд ,

где: Рк – командировочные расходы работников фирмы-лизингодателя; Ру – расходы на услуги (юридические консультации, информация об эксплуатации оборудования и т.д.); Рр – расходы на рекламу лизингодателя; Рд – другие виды расходов на услуги лизингодателя.

С учетом этих факторов величина ежеквартальных лизинговых платежей, которую согласен платить лизингополучатель, составит:

Лп.кв = Акв + Пу + Нд + Пто.кв ,

где: Пто.кв – плата за техническое обслуживание и ремонт лизингуемого оборудования в расчете на один квартал с учетом НДС, тыс. руб.

Данная методика оценки экономической эффективности конкретной лизинговой операции является наиболее простой, что выгодно отличает её от методических работ по определению лизинговых платежей Е.Н. Чекмаревой, "Методических рекомендаций по расчету лизинговых платежей", утвержденных 16 апреля 1996 года Министерством экономики.

Расчеты, проведенные в соответствие с этой методикой на примере АООТ "Агростроймеханизация", при лизинге автокрана КС-3577, на базе МАЗ-5337 (с остаточной стоимостью 39 922 руб.), на срок 2 года, показали экономичность лизинговой схемы по сравнению с кредитной в 12,6%.

Однако, следует отметить, что простота подобных методик обусловливает некоторые погрешности: лизинговые платежи рассчитываются, исходя из среднегодовой стоимости имущества. На расчетный размер суммы лизинговых платежей не влияет их периодичность (год, полугодие, квартал, месяц), срочность их выплат (начало или конец периода платежа). Размер платежей рассчитывается путем деления общей суммы на количество платежей в течение срока лизинга. В каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или среднегодовой остаточной стоимостью имущества. Поэтому такой подход не учитывает постоянно изменяющуюся в течение года сумму долга в зависимости от периодичности платежей.

По нашему мнению, более обоснованным является подход к определению размера лизинговых платежей на основе формулы аннуитетов, которая выражает взаимосвязанное действие на их величину всех условий лизингового соглашения: суммы и срока контракта, уровня лизингового процента, периодичности платежей. Процент за кредит (плата за стоимость предоставляемых кредитных ресурсов) начисляется на текущую сумму долга, и его величина убывает в течение срока лизингового договора. При этом общие выплаты, представляющие собой сумму амортизации и процента, постоянны за счет возрастания амортизации.

Предполагаемая методика также учитывает, что лизинговая сделка может предусматривать платёж с авансом. Лизингодатель представляет лизингополучателю аванс или взнос в размере 15-20% покупной стоимости объекта сделки при подписании договора, а остальную сумму уплачивает на протяжении срока договора.

Формула расчета лизинговых платежей в соответствии с предложенным методическим подходом имеет следующий первоначальный вид:

где: Sлп – сумма лизинговых платежей; С – стоимость лизингового имущества; Т – срок договора; Лпр – ставка лизингового процента в расчете на продолжительность периода платежей: r – периодичность лизинговых платежей (количество в год).

Ставку лизингового процента в расчете на продолжительность периода платежей можно определять, в частности, по методу простых процентов.

Например, при стоимости полученного по лизингу оборудования в 15 000 тыс. долл. США, сроке аренды 5 лет, годовой ставке лизингового процента – 9%, полугодичной периодичности платежей сумма их будет равна 0,09:2

15 000 · 0,1263788 · 10 = 18 956,82 тыс. долл. США.

При заключении лизингового соглашения, как правило, не предусматривается полная амортизация стоимости арендованного имущества. Так, например, в США расчетная ликвидационная стоимость (остаточная стоимость) не вычитается при исчислении износа в том случае, если она не превышает 10% первоначальной стоимости.

Для определения суммы платежей, скорректированной на величину выбранной клиентом остаточной стоимости, применяется формула дисконтного множителя:

где: dост – доля остаточной стоимости.

Если в нашем примере размер остаточной стоимости принять равным 5% (0,05), то величина дисконтного множителя равна: 0,9688.

Если первый арендный платеж осуществляется авансом в момент подписания лизингополучателем протокола о приемке оборудования, то в расчет суммы платежа вносится еще один корректив по формуле:

Кав = 1 + Лпр

Для нашего примера его значение составит 0,9569. В окончательном виде сумма лизингового платежа, внесенного в лизинговое соглашение, будет равна:

15 000 · 0,1263788 · 10 · 0,9688 · 0,9569 = 17 573,82.

Необходимо учитывать еще такие элементы лизинговых платежей, как: рисковая премия; плата за дополнительные услуги, оказываемые лизингодателем лизингополучателю, предусмотренные в лизинговом договоре; плата за страхование лизингового имущества; сумма налогов, выплачиваемых лизингодателем, за сдаваемое в лизинг имущество и т.д.

В 1997 году в консультационно-внедренческой компании "Гарантинвест" была разработана Методика сопоставительного анализа приобретения оборудования на условиях лизинга и кредита. В 1998 году эта методика была усовершенствована на основе специально разработанной компьютерной экспертной системы "Лизинг и рассрочка" (1, 2). Так, по оценке специалистов компании "Инкомлизинг" (учреждена Инкомбанком, при сроке лизинга в пять лет экономичность лизинговой схемы по сравнению с кредитной составляет 10,6 процента, а по сравнению с покупкой на собственные средства – 14,0 процентов. В Промстройбанке России подсчитали, что лизинг выгоднее кредита со сроком свыше двух лет на 17 и более процентов. При обосновании экономической целесообразности создания компании "Руслизингсвязь" было определено, что новая схема позволит снизить цену закупаемого оборудования на 15 процентов по сравнению с нынешней формой поставок в виде товарного кредита. По расчетам компании "ИнтерЛизинг", проводимые ими сделки по лизингу дешевле для клиентов по сравнению со схемами приобретения оборудования за счет кредита на 7 процентов. В компании "Гарантинвест" выгодность лизинга автотранспортных средств по сравнению с их приобретением за счет кредита от 8 до 16 процентов. Конечно, все эти расчеты зависят от стоимости кредитных ресурсов, срока лизинга, периодичности платежей, величины аванса, размера остаточной стоимости, по которой будет выкупаться оборудование в конце срока лизинга.

В настоящее время в России действует более двух десятков лизинговых компаний. То, что лизинговые фирмы создаются в России либо при государственной поддержке (как в случае с "Росагроснабом"), либо при поддержке крупного банковского капитала, вполне понятно. Предмет лизинга – производственное оборудование – дорог, а значит, лизинговым компаниям необходим источник более или менее дешевых финансовых ресурсов.

Ярким примером успешного развития лизинга с предоставлением гарантий государства является деятельность Московской лизинговой компании (МЛК), созданной столичным правительством специально для поддержки малого предпринимательства. Мэрия Москвы выделила на эти цели $54 млн. Компания выступала в роли лизингового управляющего – на конкурсной основе отбирала лизингополучателя, заказывала для него необходимое оборудование, которое закупал уполномоченный посредник. Оборудование передавайтесь в лизинг на срок до восьми лет под 7% годовых в валюте.

Проект вызвал огромный интерес, за первые два года деятельности в МЛК было зарегистрировано более 1 500 обращений, в целом потребность столичного малого бизнеса и оборудовании, по оценкам экспертов компании, составляет $2,5 млрд. В 1994 - 95 гг. МЛК реализовала 40 лизинговых проектов, используя льготные бюджетные кредиты. Опыт привлечения муниципальных финансовых ресурсов для развития лизинга вызывает интерес в регионах. Компании, аналогичные московской, зарегистрированы в Туле, Рязани, Ижевске, Смоленске.

Другим примером успешного ведения лизинговой деятельности является работа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. За два месяца 1999 г. Фондом было заключено 15 договоров финансового лизинга движимого имущества с 13 предприятиями. Фондом было закуплено и передано в лизинг оборудования на сумму 3 567 830 руб.

Правительство Москвы, банк "Российский кредит" и его дочерняя компания "РК-лизинг" заключили Генеральное соглашение, в соответствии с которым банк организует финансирование поставок оборудования на условиях лизинга для предприятий города, в том числе, и для бюджетных организаций. В этом случае хорошим подспорьем станут договора, заключенные банком с такими крупными компаниями как Siemens, Schailer (Австрия), Westfalia separator (Германия) и другими. Эти компании готовы поставлять в Россию машины и оборудование для строительной отрасли на условиях лизинга под гарантии "Российского кредита". Правительство Москвы со своей стороны обязалось предоставить банку обеспечение или гарантировать выполнение условий лизинговых соглашений. Гарантии могут быть представлены также непосредственно лизингополучателями либо третьей стороной по согласованию с банком и столичным Правительством.

1. Кузнецов Ф.Н., Рябцев А.А. Экономическая эффективность лизинга // 10 лет кафедре "Экономики и управления в строительстве": Научные труды коллектива кафедры. – Выпуск 2 / Под ред. д.э.н., профессора Степанова И.С. – М.: МГСУ, 1999. – 89 с.