Full version present only in Russian
[МАГ. РАБОТА] [ССЫЛКИ] [БИБЛИОТЕКА] [ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПОИСКА] [ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ]
Сигнатулин Максим Витальевич
Тема магистерской работы: "Анализ финансово-экономической эффективности лизинговых операций в международной практике и Украине"
РОЛЬ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В РАЗВИТИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Юдкина А.И.
Лизинговая деятельность в сфере строительства находится на первоначальном этапе становления. История развития лизинга в России насчитывает не более пяти лет. Внедрение лизинга в экономику нашей страны стало возможным, в условиях перехода от централизованного распределения средств производства, к купле-продаже их на свободном рынке – отечественном и международном. Но в условиях переходного периода многие предприятия испытывают недостаток средств на капиталовложения, так как в связи с инфляцией, высоким налоговым бременем, недостатком оборотных средств вынуждены большую часть прибыли и финансовых ресурсов направлять на текущие расходы. Осуществлению инвестирования препятствует также высокая стоимость кредитных ресурсов. Поэтому лизинг зарекомендовал себя приоритетным направлением активизации инвестиционной деятельности в строительной отрасли.
Лизинг является мощным стимулятором инвестиционных процессов, а также роста объемов производства и его доходности, за счет повышения технической оснащенности предприятий, обновления действующего парка машин и оборудования. Это особенно актуально на современном этапе развитая отрасли, когда возрастает потребность строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения. Резко нарастают объемы морально устаревших и физически изношенных машин, механизмов и оборудования, а также производственных зданий и сооружений. Сегодня в целом по строительной отрасли 40-50% всех основных производственных фондов по степени изношенности не отвечает конъюнктуре спроса и требует замены, а их выбытие в последние годы значительно превышает прирост.
Решение этой проблемы весьма затруднительно – при дефиците инвестиций и взаимных неплатежах – без кардинально новых, финансовосберегающих методов механизации строительства. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее привлекательным имуществом, используемым в лизинговых операциях, являются автотранспорт, машины и оборудование, на долю которых приходится до 85% всех лизинговых операций. Лизинг – один из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность без больших первоначальных вложений с гораздо меньшими издержками по сравнению с использованием кредита наращивать парк машин, не создавая при этом дорогостоящей службы механизации для обслуживания новой техники. Лизинг позволяет использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, но и целые укомплектованные технологии. Он создает условия для применения наиболее передовой техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, а также способствует переориентация банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в развитие производства. В силу этого все больше и больше предприятий признают лизинг одним из наиболее прогрессивных методов инвестирования средств в технику и оборудование и активно его используют.
В настоящее время выделяют три основные организационные формы управления лизингом. При первой форме – вся деятельность по подготовке и проведению лизинговых операций сосредоточена в подразделениях или службах предприятия, занимающихся производственными вопросами; при второй – сконцентрированы в службах маркетинга и сбыта; при третьей – выделена в специально создаваемые для этого структуры. Эти формы используются независимо от вида лизинга.
Концентрация лизинга в производственных подразделениях позволяет сформировать сбыт наиболее передовой техники, наладить ее ремонт и обслуживание непосредственно у потребителей. Однако по мере расширения лизингового предпринимательства данная организационная форма не сможет полностью обеспечить потребности пользователей. Поэтому неизбежен переход к более совершенной форме управления, основанной на возрастающей в сфере бизнеса роли маркетинга.
Управление лизингом посредством маркетинга позволяет совершенствовать эту форму сбыта и осуществлять его уже освоенными методами и средствами реализации продукции на рынке. Дальнейшее расширение масштабов лизинга требует прилива новых капиталов и выработки новых подходов к его организации. Это достигается путем создания специализирующихся на проведении лизинговых операций компаний, которые сосредоточивают воедино все операции, связанные с предоставлением имущества в лизинг. Эффективность их деятельности обеспечивается тем, что реклама, изучение рынка, ремонт, техническое обслуживание, организация дополнительных денежных ресурсов подчинены решению единой задачи обеспечения лизинговой деятельности. Эту задачу можно сформулировать: как создание системы формирования парка машин и служб механизации, путем применения лизинговых отношений, интегрируемых непосредственно в сферу товарного производства. Решение этой задачи может быть осуществлено путем создания отраслевого лизинга с системой механизации.
При подобном решении задач организации лизинга необходимо учитывать требования строительных организаций к формам и методам лизинговых отношений. Созданная на этой основе структура лизинговой компании позволяет рассматривать лизинг как вид предпринимательской деятельности, как инвестиционный инструмент, как предприятие, предоставляющее товарный кредит в виде машин и транспортных средств. Механизм функционирования компании сводится к следующему (рис. 1).
Свободные денежные ресурсы концентрируются в банке и предоставляются в виде кредита лизинговой компании. Лизинговая компания – лизингодатель – преобразует предоставленный кредит в средства труда (приобретает на заводе строительную технику), после чего трансформирует средства труда в товарный кредит строительной организации (передает предприятию во временное пользование до окончательного выкупа). Лизингополучатель, используя машины в производстве, создает новую строительную продукцию – товар. Последний на рынке недвижимости (основных фондов) продается потребителям. После реализации строительной продукции, когда у лизингополучателя образуются финансовые средства, производятся взаиморасчеты со всеми участниками лизинговых операций. Как правило, взятая в лизинг техника выкупается лизингопользователем у лизингодателя в течение трех лет. До выкупа техники он является собственностью лизинговой компании и служит надежной гарантией для банка, предоставляющего кредит лизингодателю.
Такова схема финансового лизинга. В отличие от него оперативный лизинг позволяет передавать машины в период нормативного срока эксплуатации поочередно нескольким лизингополучателям. В условиях строительного производства, для которого характерны этапность работ, сезонность их производства, перманентное изменение парка машин в зависимости от профиля сооружаемого объекта оперативный лизинг более привлекателен. Он дает возможность кратковременного использования машин и техники для производства отдельных видов работ, причем предоставление машин в товарный кредит сопровождается услугами по их техническому и эксплуатационному обслуживанию, что избавляет строительную организацию от необходимости создавать под каждую машину участки механизации. На практике происходит интеграция лизинга со строительной организацией в сфере товарного производства. Лизинговая компания в этом случае выступает как товаропроизводитель.
Кроме того, техника, приобретаемая в пользование через лизинговую компанию, как правило, обходится получателю значительно дешевле, так как, во-первых, компания осуществляет оптовые закупки, что естественно, снижает цену поставщика. Во-вторых, стоимость кредитных ресурсов лизинговой компании преимущественно ниже сложившихся банковских ставок. Это вызвано рядом льгот, которые имеют лизинговые операции в ряде стран Запада. Правительство Москвы также намерено установить для лизинговых компаний ряд льгот по налогообложению.
Практика показывает, что на эффективность работы строительной организации оперативный лизинг оказывает доминирующее воздействие. Поэтому для него целесообразны такие же льготные условия, как и для финансового лизинга. Для формирования парка машин и создания ремонтно-механической базы компаниям, работающим в режиме оперативного лизинга, должен предоставляться льготный кредит под 20-30 % годовых. Необходимо освободить от налога на прибыль ту часть прибыли, которая используется для приобретения машин и техники. Ограничение господдержки оперативному лизингу ограничивает товарное производство и соответственно – поступление налогов в бюджет.
Применительно к оперативному лизингу деятельность всех предприятий, участвующих в лизинговых операциях, выражается в виде следующей схемы рыночных отношений.
Необходимо иметь в виду, что лизинговые компании - это не просто посредники между поставщиками и пользователями техники и оборудования. Они ведут активную работу на рынке поставщиков и потребителей, изучают его, следят за техническими новинками, ценами, поставками, эксплуатацией и обслуживанием техники. Лизинговые компании – не только потребители кредитных ресурсов, но и сами за счет собственных средств осуществляют инвестиции. Это производственно-финансовая структура, которая должна в идеале взять на себя весь спектр проблем, стоящих перед лизингополучателем: подбор высокоэффективной, конкурентоспособной по цене техники, нахождение дешевых инвестиций, оплату продукции, ее доставку и организацию гарантийного и послегарантийного сервиса, включая обеспечение запасными частями.
Для достижения этих целей компании необходимо создать структуру, отвечающую требованиям отраслевого лизинга, интегрированную в строительное производство. Компании должны осваивать формы и методы лизинговых отношений, позволяющих формировать отраслевой лизинг с системой механизации, ориентированной на полное обслуживание парка машин строительных организаций. Производственные возможности компании оцениваются готовностью сотрудничать со строительными организациями по следующим направлениям:
К настоящему времени лицензии на осуществление лизинговой деятельности по лизинговым операциям (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 167) получили примерно 250 компаний, из которых к эффективно работающим относят 25-30. Необходимым условием осуществления лизинговой деятельности является наличие у лизингодателя свободных средств для ее реализации или доступ к деньгам других финансовых структур. В наших условиях, как показывает первый опыт создания лизинговых компаний в стране, такими структурами являются в основном банки, кредитные учреждения или дочерние лизинговые компании, созданные при банках или с их участием. В числе факторов, тормозящих развитие лизинговой деятельности, наряду с труднодоступностью кредитных ресурсов, можно отметить неразработанность, в полном объеме, юридической и правовой базы, по вопросам лизинговых отношений; несовершенство принципов бухгалтерского учета; недостаточное осознание руководителями и специалистами предприятий и организаций сущности и преимуществ этого финансового инструмента.
Решению проблемы дороговизны кредитных ресурсов способствовало бы частичное бюджетное финансирование. Постановлением Правительства РФ № 752 признано целесообразным предусматривать ежегодно, в 1997-2000 г.г. в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. руб. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга. Однако, применительно к государственной поддержке лизинга делить его на финансовый и оперативный неправомерно. И финансовому кредитору (банку), и товарному кредитору (лизингодателю) безразлично, сколькими лизингопользователями будет погашен тот и другой кредит. Важно, чтобы это происходило.
Проведение необходимой работы по устранению причин, сдерживающих развитие лизинга, явится важным условием его успешного использования не только в строительном комплексе, но и в народном хозяйстве в целом. В свою очередь, судя по опыту работы ряда лизинговых компаний, как за рубежом, так и в России, это явится дополнительным источником инвестиций, повышения технической оснащенности и перевооружения строительных организаций и всей отрасли в целом.
1. Юдкина А.И. Роль лизинговых компаний в развитии материально-технической базы строительства // Экономические и социальные проблемы в строительстве на современном этапе: Сборник статей / Под ред. д.э.н., профессора Степанова И.С. – М.: СЛОВО-СИМС, 2000. – 310 с.