Грудачев А.Я., к.т.н., Ткачук А.Н., инж., Донецкий национальный технический университет, Масецкий А.И., к.т.н., Донецкий техникум промышленной автоматики
Исследована кинематика движения ферромагнитной частицы под воздействием движущегося магнитного поля.
The kinematics of a ferromagnetic fragment under effect of a driving magnetic field is investigated.
На частицу отходов штамповочного производства в зоне транспортирования движущимся магнитным полем действуют: магнитная сила F, сила тяжести mg и сила трения Fтр (рис. 1). Магнитную силу целесообразно разложить на две составляющие: нормальную Fn к поверхности транспортирования и тангенциальную Fτ. Нормальная составляющая прижимает частицу к поверхности транспортирования, обусловливая зависимость силы трения от положения частицы относительно магнитной системы. Тангенциальная составляющая в зависимости от конфигурации поля в данной точке направлена по ходу движения магнитных блоков, либо противоположно. В первом случае она вызывает ускорение движения частиц относительно неферромагнитного кожуха, на чем и основан процесс перемещения.
Линеаризованные распределения составляющих магнитной силы по длине магнитной системы приведены на рис. 1. Fn и Fτ достигают наибольших значений на краях магнитной системы, где высокие значения напряженности магнитного поля сочетаются с его неоднородностью. Понижение значений магнитной силы в центральной части системы обусловлено большей неоднородностью поля. Силу трения представим в виде
Fтр=ω(N+C)=ω(Fn+mg+C),
где ω - коэффициент сопротивления; N - нормальная реакция; m - масса частицы; С - сила сцепления частицы с неферромагнитным кожухом.
Сила трения скольжения зависит от скорости относительного перемещения трущихся поверхностей. В рассматриваемом случае различие между силой трения покоя и силой трения движения учитывается путем введения различающихся коэффициентов сопротивления движению ωг и сопротивления покоя ωп.
![]()
1 - магнитный блок;
2 - неферромагнитный блок;
3 - ферромагнитная частица;
Рис. 1 Расчетная схема движения частицы в ММТУДля решения дифференциального движения частицы в зоне действия магнитного блока характерные распределения составляющих магнитной силы линеаризованы на четырех участках возрастания и убывания (рис.1). Зону действия соответственно направлению тангенциальной составляющей магнитной силы ( по ходу движения магнитных блоков, либо против) можно разделить на две части: зону втягивания (участки I и II), где частице сообщается ускорение, направленное против магнитных блоков, и зону транспортирования (участки III и IV), где Fτ обуславливает перемещение частиц по ходу магнитных блоков.
Рассмотрим относительное движение частице в системе координат, жестко связанной с магнитной системой.
Срыв частицы произойдет на участке I. Дифференциальное уравнение движения после срыва:
, (1)
Уравнение (1) после преобразований можно представить в следующей форме:
где
, (2)
,
Решение дифференциального уравнения (2)
,
, (3)
В момент времени t=t1 частицы перейдут на участок II, при этом x(t1)=l1, где l1 длина первого участка.
Время t1 определим, подставив х=1 в выражение (3):
, (4)
Уравнение (4) является квадратным относительно
и имеет решение:
,
Движение частицы на участке II описывается следующим дифференциальным уравнением:
Решение дифференциального уравнения (5) имеет вид:
, (5)
Введем новую переменную Q(x):
,
Q(x)= Fτ(x) - Fтр.д=К(х) - ωгmg - ωгC,
причем Q(x) > 0 при Fτ(x) > Fтр.д и Q(x) < 0 при Fτ(x) < Fтр.д
В первом случае скорость частицы растет, а во втором - замедляется. При Q(x) = 0 в момент времени t = t2 разгон частицы прекратится, т.е.
и
. Тогда
![]()
В момент времени t = t3 в точке с координатой х(t = t3) частица остановится относительно неподвижной системы координат, а в системе координат, жестко связанной с магнитной системой,
.
Сравним величины пути разгона
и пути торможения
, воспользовавшись равенством всех сил, действующих на частицу на этих отрезках, т.е. равенством соответствующих площадей, ограниченных графиком Q(x).
Отсутствие скачка силы трения соответствует максимальному пути разгона и торможения, при этом Q(x0) = 0.
Из условия равенства работ имеем:
,
причем для участка I: Q(x) = Q(0) + kQ1x;
для участка II: Q(x) = Q(l1) + kQ2(x-l1);
где kQ1 и kQ2 - угловые коэффициенты, характеризующие наклон прямых Q(x) соответственно на участке I и II.
После преобразования имеем:Учитывая что kQ1 < kQ2, имеем:
![]()
![]()
Таким образом, путь разгона частицы больше пути торможения.
Анализ магнитных систем показывает, что
Тогда получаем:![]()
![]()
Таким образом, к моменту выхода на участок III частица будет иметь скорость относительно магнитных систем, равную V0.
На участках III и IV направление Fτ совпадает с направлением V0. Дифференциальное уравнение движения частицы после срыва имеет вид:
(6)
В целях упрощения математических выкладок при описании движения частиц начало третьего участка примем за начало координат, а отсчет будем вести с момента срыва частицы.
Введем обозначение:K(ε) = Fτ(ε) - ωг Fn(ε) (7)
Зависимость K(ε) в пределах участка III имеет вид:K(ε) = K(0) - kизε (8)
где kиз - положительный коэффициент, определяющий наклон прямой K(ε) на участке III.
С учетом (7) и (8) уравнение (6) приводится к виду:где
![]()
Решение дифференциального уравнения имеет вид:
![]()
![]()
После преобразований получим:
, (9)
Положив А6 = Lsinβ и А5 = Lcosβ, имеем
, (10)
![]()
![]()
В промежутке времени от t = 0 до t = t1 (с учетом выбора нового начала отсчета), когда ε′ становится равной нулю, ε возрастает, т.е.
откуда ω3t1 + β = π/2 и t1 = (π - 2β) / 2ω3
![]()
При t = t1При обратном ходе максимум достигается при ε″ (t = t2) = 0:
![]()
![]()
откуда ω3t2 + β = π и t2 = (π - β) / ω3
![]()
В этом случае
Обратный ход частицы заканчивается при t = t3 когда ε′(t = t3) = 0, то есть
![]()
откуда ω3t3 + β = 3π/2 и t3 = (1,5π - β) / ω3
![]()
В этом случае
![]()
Далее частица движется вправо
![]()
В момент времени t = t4 скорость частицы становится равной V0, т.е. в неподвижной системе координат частица останавливается.
Тогдаоткуда ω3t4 + β = 2π - β и t4 = 2(π - β) / ω3
![]()
и
![]()
учитывая, что![]()
![]()
Рис. 2 Измерение скорости движения частици по длине желоба
![]()
Рис. 3 Кинематические характеристики движения частицы на III И IV участках
Одиночная частица, удержанная в зоне действия магнитного блока, совершает автоколебания. Характер изменения во времени координаты ε, скорости ε′ и ускорения ε″ иллюстрируют графики (рис. 2 и рис. 3). Математически условие срыва частицы с неферромагнитного кожуха записывается следующим образом
![]()
Решая неравенство относительно С, получим, что наличие наибольшей липкости груза Ссд, при которой его частицы еще будут проскальзывать по кожуху в зоне магнитного блока, существенно зависит от распределения по длине блока нормальной и тангенциальной составляющих магнитной силы и от коэффициента сопротивления ωn.
Результаты полученных исследований могут быть использованы при расчете параметров магнитно-механического транспортного средства, перемещающего ферромагнитный груз движущимся магнитным полем.