Главная   |   Библиотека   |   Диссертация   |   ДонНТУ   |   Магистры ДонНТУ

Влияние параметров ленты на технико-экономические показатели конвейера



А.Я. Грудачев , к.т.н., (ДонНТУ) С.А. Ихно, к.т.н. (Киевский экспертно-технический центр)



Общая протяженность подземных ленточных конвейеров на шахтах Украины достигает 1270 км. В эксплуатации находится более 2500 км дорогостоящей конвейерной ленты. Рациональный ее выбор с учетом типа, материала прокладок и их количества позволит шахтам снизить затраты на приобретение ленты.

В настоящее время 29 типов конвейерных лент девяти фирм и заводов девяти стран имеют разрешения Госнадзорохрантруда Украины на применение в шахтах, если они пройдут входной контроль в соответствии с его факсограммой № 04-1-03/3135 от 07.08.2002 г. В этом обилии коммерческих предложений по поставкам лент необходим обоснованный технико-экономический анализ.

Рассмотрим для примера выбор новой ленты для конвейера 2Л-100У применительно к условиям ГОАО "Шахта им. В.Р. Менжинского" ГХК "Первомайскуголь". Исходные данные для расчета: суточная производительность -1500 т; длина конвейера - 825 м; расчетный угол наклона - 12 град.; скорость движения ленты - 2 м/с; тип выработки - уклон.

Расчеты выполнены по оригинальной программе, разработанной и применяемой на кафедре горнозаводского транспорта и логистики Донецкого национального технического университета, с использованием методик, рекомендаций и справочных данных [1-5], а так же прайсов заводов - изготовителей конвейерных лент. Исследованы технико-экономические показатели при применении 23 типоразмеров конвейерных лент ООО НПП "Лисичанский РТЗ" (Украина), ЗАО "Курскрезинотехника" (Россия), "FTF Stomil Wolbrom S.A." (Польша). К сожалению, отсутствовала возможность включить в базу для сравнения некоторые другие иностранные конвейерные ленты, например фирмы "Sempertrans" (Польша), представительство которой в Днепропетровске скрывает экономические показатели.

Из результатов исследований видно, что требуемую прочность и передачу тягового усилия на приводном барабане при заданной производительности 1500 т/сут (231 т/ч) и массе груза на 1 м до 32,15 кг обеспечивают 17 из 23 лент, которые удовлетворяют условиям прочности, имея коэффициент запаса боле 9. Минимально допускаемый коэффициент запаса прочности резинотканевой ленты магистральных подземных конвейеров на угольных шахтах для углов наклона более 10 град. составляет 9.

Три ленты из рассматриваемых имеют лучшие экономические показатели (см. таблицу): ООО НПП "Лисичанский РТЗ" ШР, ТК200, обкладки 4,5/3,5, число прокладок 5; ЗАО "Курскрезинотехника" 2ШТК200-2, обкладки 4,5/3,5, число прокладок5; "FTF Stomil Wolbrom S.A." GTP - 1250/4-2-1, число прокладок 4. Стоимость ленты конвейера определялась исходя из потребной длины 1700 м, а цена 1 м ленты ЗАО "Курскрезинотехника" и "FTF Stomil Wolbrom S.A." в таблице указана с учетом поставки ее на шахту, включая все таможенные сборы и транспортные затраты.

Показатели ООО НПП "Лисичанский РТЗ" (Украина) ЗАО "Курскрезино- техника" (Россия) "FTF Stomil Wolbrom S.A." (Польша)
Масса 1 м ленты, кг 17,2 18,2 25
Сопротивление движению, кН:
груженой ветви
порожней ветви

100,08
-21,54

102,04
-22,9

115,36
-32,19
Тяговое усилие привода, кН 86,4 87,05 91,49
Коэффициент запаса прочности ленты 9,23 9,17 10,53
Минимально допускаемое натяжение ленты в точке сбегания с привода, кН 29,75 29,97 31,5
Минимально допускаемое усилие натяжного устройства, кН 16,42 14,14 6,72
Потребная мощность двигателя, кВт 211 213 224
Стоимость 1 м. ленты, грн. 505,2 385 421,2
Стоимость ленты конвейера, тыс. грн. 858,84 654,5 716,04
Стоимость годового расхода электроэнергии, тыс. грн. 151,06 152,49 160,36

Проведенные исследования показали, что при практически равном годовом расходе электроэнергии наибольшую стоимость имеет лента ООО НПП "Лисичанский РТЗ", а наименьшую - ЗАО "Курскрезинотехника". Поэтому руководство ГОАО "Шахта им. В.Р. Менжинского" приняло решение приобрести (уже приобрело) ленту ЗАО "Курскрезинотехника", сэкономив при этом 204 тыс. грн.


Литература
  1. Шахмейстер Л.Г., Дмитриев В.Г. Теория и расчет ленточных конвейеров. 2-е изд. перераб. и доп. - М: Машиностроение, 1987.

  2. Поляков Н.С., Штокман И.Г. Основы теории и расчеты рудничных транспортных установок. - Госгортехиздат, 1962.

  3. Транспорт на горных предприятиях/ Под общ. ред. Б.А. Кузнецова. - М.: Недра, 1967.

  4. Подземный транспорт шахт и рудников. Справочник/ Под общ. ред. Г.Я. Пейсаховича, И.П. Ремизова. - М.: Недра, 1985.

  5. Теоретические основы и расчеты транспорта энергоемких производств/ Под ред. В.А. Будишевского, А.А. Сулимы. - Донецк: ДонГТУ, 1999