Семенов С.С.
E-mail:
don_Korleone@km.ru

Семенов Сергей Сергеевич

Тема магистерской диссертации:
Автоматизированная система управления
процессом водоотлива в условиях
шахты им. М.И. Калинина

Главная

Диссертация

Библиотека

Ссылки

Инд. задание



Статья 3 - ДонГТУ на пути в информационное общество




УДК 378.4

ДонГТУ НА ПУТИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Семенов С.С., студент, Казакова Е.И., к.т.н., доцент, Лобкова Е.Н., Кандыбко М.Ю., студенты

(Донецкий государственный технический университет)


Переход цивилизации от индустриального общества к информационному – крупнейшее политическое явление современности. В числе первоочередных задач должны быть следующие: предоставление всем гражданам Украины реального права на образование европейского уровня, реализация современной информационной сети научных и учебных заведений, интеграция в глобальное информационное пространство. Украина должна ставить перед собой высокие цели и поэтому наблюдаемое сегодня отставание в развитии структур информационного общества является недопустимым, особенно учитывая тот факт, что уровень развития системы образования в Украине был и остается одним из самых высоких в мире.

Современное образование вступило в эпоху компьютерной революции и дистантного образования (ДО). Из этого следует, в частности, и такой вывод; старая школа, но с Интернет имеет сегодня для Украины гораздо большее значение, чем новая, но без Интернет. Одной из ярчайших иллюстраций революционных изменений в образовании может служить пример Московского современного гуманитарного университета благодаря интенсивному использованию технологий ДО, это учебное заведение буквально за несколько лет стало крупнейшим в СНГ (в 2,5 раза больше студентов, чем в знаменитом МГУ!). При этом в виде только платы за обучение университет получает ежегодно до $30 млн. А общий рынок образовательных услуг в развивающихся странах (например, Индии, где население за последние десятилетия практически удвоилось), доступный для освоения Россией и Украиной, оценивается, примерно в $10 млрд.

В условиях информационного общества определяющую роль должны будут играть уже не традиционные крайне ограниченные и трудновоспроизводимые ресурсы (земля, сырье, финансово-промышленный капитал), а такой практически неисчерпаемый ресурс, как уровень интеллектуализации общества, его способность производить, усваивать и применять новые знания. Отсюда вытекает и особая роль университетов в новом обществе.

Экономика XXI века - это экономика наращивания «человеческого капитала». Следовательно, определяющую роль в нем будет играть основной продукт университетского «производства»: «интеллектуальные служащие» или «класс людей знания», который уже сегодня составляет в США и Японии более половины занятого населения.

Вступление в информационное общество неизбежно влечет за собой и коренную смену образовательной парадигмы, проявляющуюся прежде всего в изменении преобладающих идеалов образования. Идеал всеобщей грамотности сформировался в доиндустриальную эпоху и с переменным успехом в разные времена и в разных странах постепенно воплощался в жизнь, став в большей или меньшей степени реальностью с началом массового распространения печатной книги.

Индустриальное общество породило идеал всеобщего среднего образования: базовое знание физики, химии, математики становится нормой для большинства населения. Постиндустриальное информационное общество неизбежно порождает идеал всеобщего высшего образования, суть которого заключается в полной демократизации доступа к знаниям и предоставление возможности практически всем желающим в получении максимально полного образования. Технической основой перехода к новой парадигме является глобальная инфраструктура Интернет. Она же наряду с массовой компьютеризацией явится и главным условием перехода к всеобщему высшему образованию.

Наиболее ярким проявлением зарождающейся тенденции постепенного перехода к всеобщему высшему образованию стало формирование мегауниверситетов с ежегодным набором порядка 100 тысяч человек в Китае, Великобритании, Индии, Индонезии и других странах. Начало этому было положено в 1996 году, когда вице-председатель британского Открытого университета, сэр Джон Дэниэлс, провозгласил идею «мегауниверситетов». По его определению, это учебные заведения будущего, в которых дистанционно учится более сотни тысяч студентов со всего мира. Следует предполагать, что мегауниверситеты, скорее всего, не заменят собой различные национальные университеты, а лишь существенно дополнят их и породят, возможно, весьма специфическую форму образовательных учреждений: региональные мегауниверситеты. Благодаря новым технологиям они могут стать в ближайшем будущем наиболее экономичным и эффективным видом высших учебных заведений. При этом структура высшего образования станет следующей: основная специальность, полученная в ближайшем вузе в режиме традиционного или дистантно-традиционного образования в сочетании с дополнительными специальностями и специализациями, полученными в режиме полного или частичного дистантного образования в разное время и в различных вузах мира.

Основой образования в будущем может стать дистантно-традиционная форма, созданная на базе существующей очно-заочной. И именно на этой основе наиболее вероятно формирование региональных мегауниверситетов. Учитывая современную практику образования и функционирования мегауниверситетов, использование определения «региональный» в данном контексте может показаться несколько парадоксальным. Однако данное словосочетание является, по-видимому, наиболее адекватным определением тех ведущих региональных вузов, которые, отвечая за подготовку в регионе кадров высшей квалификации, существенно расширят контингент своих студентов и достигнут мегауниверситетских масштабов.

Учитывая интернациональный по сути характер инженерного образования, и нарастающий в мире дефицит инженерных кадров, особенно в области новых информационных технологий, шансы приобрести статус региональных мегауниверситетов имеют ведущие технические университеты Украины. Именно технические университеты имеют для этого и максимальный потенциал технологического развития, без которого формирование современного мегауниверситета невозможно. При этом предполагается также интенсивное развитие таких структур как технопарки и бизнес-инкубаторы, которые в синтезе с образовательными программами могут стать одним из важнейших элементов регионального развития.

Основой формирования мегауниверситета является дистанционное или дистантное образование, представляющееся на сегодня наиболее адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь: в последние полвека время словно сгустилось - в некоторых областях прикладных естественнонаучных дисциплин, например, в компьютерных науках, около 80% всех накопленных человечеством знаний получено в последние 25-30 лет. Классическая академическая наука с трудом успевает за таким быстрым прогрессом. Конкуренция же на рынке труда чрезвычайно быстро ужесточается. Знакомство с последними концепциями и достижениями научной и технической мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей. Все чаще говорят о том, что обучение целесообразно рассматривать как постоянный процесс, а не как нечто, завершившееся получением диплома.

Говоря о будущем, можно уверенно утверждать, что дистантное образование в разных его формах и проявлениях имеет шансы уже в ближайшее время стать главной формой образования на Земле. За рубежом сейчас происходит колоссальная трансформация системы образования и обучения в связи с внедрением новых технологий и информатизацией общества. Многие традиционные учебные программы становятся доступны и в дистантной форме. Понять значение дистанционного образования и необходимости формирования мегауниверситетов помогает достаточно простая арифметика: в США, одной го наиболее насыщенных вузами стране, сейчас, имеется около 15 млн. университетских мест, а последние исследования показывают, что около 100 млн. людей хотели бы продолжить свое образование. В Китае наблюдается еще более впечатляющее соотношение: 5 млн. мест на 80 млн. желающих. В Украине высших учебных заведений в сравнении с числом желающих учиться в них также явно недостаточно. Отсюда следует главный вывод: мегауниверситеты и дистантное образование - это практически единственный шанс учиться для всех, без границ невзирая на расстояния, но стремясь к самым престижным дипломам. А в связи с этим вполне возможным будущим для ДонГГУ и других ведущих вузов Украины может стать постепенная трансформация их в мегауниверситеты.

Украинские вузы, в том числе ДонГТУ, имеют шансы вполне достойно выполнить свою роль в будущем информационном обществе. Национальный авиационный университет, например, уже подготовил проекты кардинального совершенствования свих внутренних информационных ресурсов, в том числе создания оптоволоконных сетей с пропускной способностью от 100 Мбит до 1 Гбит, практическая реализация которых намечена на ближайшее будущее. Но проблем пока, к сожалению, гораздо больше, чем решений и необходимых ресурсов. Например, на многострадальную программу информатизации Украины в бюджете 2001 г. запрашивалось минимум 128 млн. грн., но дойдя до последнего этапа согласований в Минфине эта цифра сократилась до 8 млн., что в несколько раз меньше суммы, выделенной на компьютеризацию самого Минфина! В частности, отмечалось, что одной из количественных оценок степени приближения страны к информационному обществу является процент населения, обеспеченного постоянным доступом в Интернет. Конкретные цифры при этом приводятся разные, но большинство специалистов сходится на том, что в США и развитых европейских странах уже достигнут показатель в 30-40 %, в то время как в России - лишь 1,5 %, а в Украине - вообще только 0,5 %! (правда, в тройке городов-лидеров этот показатель существенно выше: Киев - 30%, Харьков -10%, Донецк - 8%). Вероятно поэтому и наше образование ориентируется сегодня лишь на демпинговые цены: в среднем 1500 $/год на фоне 2500 в России и 25 тыс. в США. В то же время, переход от материально ориентированной экономики к интеллектуально ориентированной дает Украине уникальный шанс для прорыва в будущее. Однако возможно это будет только в том случае, если государство поменяет свои приоритеты и не на словах, а на деле возьмет под свой патронат ИНТЕЛЛЕКТ - надежду и будущее страны. Первым шагом в этом направлении можно считать Указ Президента Украины от 31 августа 2000 года о развитии Интернет в Украине.

Если говорить о ДонГТУ, то по материалам отечественной и зарубежной литературы, конференций по открытому дистанционному и виртуальному образованию, а также по материалам сайтов Интернет совместно с центром сети "УРАН" создан собственный сайт ДО.

Для поддержки дистанционного обучения отделом информационных технологий научно-технической библиотеки ДонГТУ созданы электронные каталоги методических пособий, разработанных в нашем вузе, и электронные картотеки поступлений; сформирован банк данных методических пособий ДонГТУ на электронных носителях. Значительная часть новых поступлений в НТБ по тематике информационных технологий сопровождается электронными носителями (дискетами или CD-ROM дисками). Библиотека по подписке получает электронные базы данных технических реферативных журналов.

Первоочередной задачей становления ДО в ДонГТУ является перевод лекционных курсов преподавателей с бумажных носителей в электронный вариант с последующей их трансформацией в дистанционные курсы. Вторая задача - это подбор на факультетах преподавателей-интузиастов для обучения с целью подготовки ими дистанционных курсов. И третья, пожалуй, самая важная - активизация действии по поиску источников финансирования разработки дистанционных курсов, в первую очередь, участие в конкурсах на гранты, проводимых некоммерческими организациями и фондами („Відродження”, „Евразия”, НАСА и т.д.).


Публикация в сборнике научных трудов VIІІ-й международной научно-методической конференции "Инженерная педагогика: дидактические и психологопедагогические аспекты высшего образования" (Севастополь 2001г.).



Главная

Диссертация

Библиотека

Ссылки

Инд. задание


© 2004 Семенов С.С.