Источник: http://www.microsoft.com/rus/business/vision/strategy/default.asp
IT-стратегия
Новые технологии и появление корпоративных
информационных систем
Деятельность предприятий самым тесным образом связана
с управлением производственными процессами
и своевременным принятием решений, позволяющих
устанавливать оптимальное равновесие между разнообразными
потребностями и целями компаний. Решения же можно
принимать успешно и эффективно только в том случае,
если руководитель знает и понимает, что он делает
и как часто он будет это делать.
Питер Друкер в своей ставшей уже классической книге
«Практика менеджмента» (М.: Вильямс, 2000) подчеркивает,
что «цели нужны в каждой сфере бизнеса, эффективность
функционирования и результаты работы которой напрямую
и коренным образом влияют на его выживание
и процветание». Он выделяет восемь ключевых сфер
предприятия, для которых необходимо устанавливать цели:
- рыночное положение;
- инновации;
- производительность;
- материальные и финансовые ресурсы;
- прибыльность;
- работа и обучение менеджеров;
- работа рядового персонала и отношения с ним;
- ответственность перед обществом.
Очевидно, что достижение целей для каждой из этих сфер
крайне затруднительно как при отсутствии достоверных сведений
и фактов, так и при хаотичном потоке информации,
который не может быть упорядочен без качественных
механизмов сбора, обработки и анализа данных. Более того,
специфика деятельности, повторяемость процессов и опыт
работы конкретного предприятия требуют формирования
и коллективного использования корпоративных знаний.
На решение этих задач прежде всего и направлены
передовые информационные технологии (IT).
IT-индустрия, будучи флагманом рынка высоких технологий, во многом
определяет уровень развития производства и ведения бизнеса в современных
условиях. Но если раньше ее роль в силу уровня зрелости
технологий и готовности предприятий к их внедрению носила
скорее вспомогательный характер, то теперь ситуация изменилась кардинально.
Новые технологии, став катализатором роста на рынке производства и потребления,
быстро размывают границу между тактическими и стратегическими решениями.
Многие решения (в том числе и рутинные), которые всегда считались
тактическими, буквально с каждым днем трансформируются в стратегические
с далеко идущими последствиями. Они оказывают огромное воздействие
на деятельность всего предприятия и нередко становятся решениями
«высшего порядка». Новые инструменты, созданные IT-индустрией, становятся
ключевыми, особенно на стадиях анализа проблем и разработки альтернативных
вариантов их решения.
Взаимовлияние, взаимопроникновение бизнеса и информационных технологий,
иными словами, их конвергенция начала формироваться практически с самого
начала появления основы IT-индустрии — компьютеров и программного
обеспечения. История автоматизации предприятий уходит своими корнями в далекие
1960-е, но тогда это были только первые робкие шаги. 1970-е прошли
под знаком мэйнфреймов и вычислительных центров, заложили фундамент
централизованной обработки информации. 1980-е открыли эру персональных
компьютеров и сделали доступными достижения IT-индустрии самому широкому
кругу пользователей.
Одной из первых попыток наладить информационные потоки, по крайней
мере, для высшего руководства компаний, стали управленческие информационные
системы (УИС). Появившись в конце 1980-х годов, такие системы предоставляли
руководству предприятий возможность получать информацию о производстве
и сбыте достаточно быстро, без длительного ожидания специальных отчетов.
Как отмечает Билл Гейтс в своей книге «Бизнес со скоростью мысли»
(М.: ЭКСМО-Пресс, 2001), «идея, лежащая в основе УИС, была правильной,
но круг их пользователей ограничивался высшим руководством и они
не были связаны с другими информационными системами компании».
При внедрении УИС у руководителей все больше возникало вопросов к подчиненным,
а у тех не было соответствующей информации, чтобы на них
отвечать.
С появлением персональных компьютеров, инструментов быстрой разработки
приложений и развитых графических интерфейсов управленческие информационные
системы в конце 1990-х годов развились в корпоративные информационные
системы (КИС), которые также называют системами контроля эффективности.
Новые КИС предусматривают предоставление информации более широкому по сравнению
с УИС кругу сотрудников компании. По мере того, как поставщики
КИС переходили на стандартные платформы и инструменты, менялась
их роль в бизнесе. Главная ценность того, что они сегодня предлагают, —
это уже не сами приложения, а помощь компаниям в осознании
решаемых ими задач.
1 из 9 |
| |